Презентация, доклад по химии на тему Задачи экологического воспитания на уроках химии

Содержание

Экология – это наука на первый взгляд очень простая, но в то же время и очень сложная, т.к. она старается понять взаимоотношения между существами и веществами. В современную эпоху во время информационных и коммуникативных технологий необычайную сложность

Слайд 1«Задачи экологического воспитания на уроках химии». «Знания без воспитания - меч в

руках сумасшедшего». Д.И. Менделеев
«Задачи экологического воспитания на уроках химии».  «Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего».

Слайд 3Экология – это наука на первый взгляд очень простая, но в то

же время и очень сложная, т.к. она старается понять взаимоотношения между существами и веществами. В современную эпоху во время информационных и коммуникативных технологий необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Охрана природы – одна из важнейших обязанностей каждого человека нашей страны. Вот почему формирование личности современного человека включает в себя как необходимую составную часть воспитание в нём правильного бережного отношения к природе. Нужно сделать так, чтобы природа не скудела, а становилась богаче и краше. Этого добиться можно путём формирования у каждого человека правильного экологического мышления и воспитания.

Экология – это наука на первый взгляд очень простая, но в то же время и очень сложная, т.к.

Слайд 4 У большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое

воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественно-научные знания. Именно поэтому возможным средством развития познавательной сферы обучающихся школы являются экологические знания, их основы, преподаваемые на уроках естественнонаучного цикла (географии, биологии, химии), так как предмет «Экология» отсутствует в учебном плане школы.
В школьном курсе химии предлагается ознакомление учащихся с химическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации.

У большинства населения Земли отсутствует правильное экологическое воспитание и мышление. Экологическое мышление складывается

Слайд 5 Химические знания – неотъемлемая часть знаний

об основах охраны природы, рациональном использовании и разумном преобразовании окружающей человека среды.
Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ и их биологических функций, двойственной роли в живой и неживой природе, биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов.
Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе. При изучении состава, строения и свойств веществ, химия отвечает на вопрос, что происходит с ними в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает вещество и его продукты превращений на биологические организмы.


Химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном использовании

Слайд 6Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна: Она

может ответить на вопрос, о том, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывают оно и продукты его превращений на биологические системы. Она способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы. Она позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна: Она может ответить на вопрос, о том,

Слайд 7При решении экологических задач у школьников вырабатывается:
Умение применять в жизни числа,

рассуждать о проблемах экологии и решать текстовые задачи на уроках;
Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к
окружающей среде и патриотическое сознание;
Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.
Развиваются умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий
деятельности человека в природном и социальном окружении.

При решении экологических задач у школьников вырабатывается:Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии и решать

Слайд 8Примеры химических задач с экологическим содержанием:
Например в 9 классе:

Задание 13 из ОГЭ:

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Примеры химических задач с экологическим содержанием:Например в 9 классе:Задание 13 из ОГЭ: Чистые вещества и смеси. Правила безопасной

Слайд 9Задание 13: Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?
А.

Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует
выбросить в мусорное ведро.
Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать
детские игрушки и посуду.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответ: 2
Задание 13: Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из

Слайд 10Задание 26 из ЕГЭ: Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и

оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
Задание 26 из ЕГЭ: Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с

Слайд 11Задание 26: Установите соответствие между веществом и основной областью его
применения: к

каждой позиции, обозначенной буквой, подберите
соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
A) метан 1) получение капрона
Б) изопрен 2) в качестве топлива
В) этилен 3) получение каучука
4) получение пластмасс
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:234

Задание 26: Установите соответствие между веществом и основной областью егоприменения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберитесоответствующую позицию,

Слайд 12Примеры химических задач с экологическим содержанием:
Например в 8-9 классе:
Тема: «Электролитическая диссоциация веществ»

Применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Механизм закисления почв, воды. Ионы, проявляющие токсичность. Окислительно- восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде.




Примеры химических задач с экологическим содержанием:Например в 8-9 классе:Тема: «Электролитическая диссоциация веществ»     Применение электролитов

Слайд 13Тема: «Подгруппа кислорода» Озон — сильнейший окислитель и токсикант.


Тема: «Подгруппа кислорода»     Озон — сильнейший окислитель и токсикант.

Слайд 14
Тема: «Подгруппа кислорода».
Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев).
Сера

как элемент, входящий в состав веществ — загрязнителей природной среды.
Сероводород и оксиды серы как загрязнители природной среды.
Тема: «Подгруппа кислорода».Последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев).Сера как элемент, входящий в состав веществ

Слайд 15 Тема: «Подгруппа азота» Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие

аммиака и его соединений на живые организмы. Производство аммиака как пример экологически чистой технологии.
Тема: «Подгруппа азота» Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений

Слайд 17Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге.


Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в фотохимическом смоге.

Слайд 18Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в образовании кислотных

дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов, содержащих оксиды азота.
Проблемы накопления оксидов азота в атмосфере, их участие в образовании кислотных дождей. Химические методы очистки газообразных выбросов,

Слайд 20 Тема: «Подгруппа углерода» Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды

углерода — загрязнители атмосферы..
Тема: «Подгруппа углерода» Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Оксиды углерода — загрязнители атмосферы..

Слайд 21Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и

ухудшение дыхания у животных, человека.
Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека.

Слайд 22Отравляющее действие угарного газа.

Отравляющее действие угарного газа.

Слайд 24 Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения.

Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения.

Слайд 25Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.

Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.

Слайд 26Тема: « Общие свойства металлов».
Двойственная роль ионов металлов в природе

в зависимости от их концентрации. Коррозия — фактор загрязнения окружающей среды.
Кальций, магний — макроэлементы, входящие в состав животных и растительных организмов. Загрязнение среды обитания: замена кальция на стронций в организмах человека и животных.
Тема: « Общие свойства металлов». Двойственная роль ионов металлов в природе в зависимости от их концентрации. Коррозия

Слайд 28Влияние алюминия на нервную систему человека. Отрицательное действие алюминия на дыхательную

систему рыб.
Влияние алюминия на нервную систему человека. Отрицательное действие алюминия на дыхательную систему рыб.

Слайд 29Железо. Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.

Железо. Соединения железа. Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека.

Слайд 34На уроке «Важнейшие соединения серы» ставим проблемно-поисковый вопрос: «Сернистый газ часто

применяется человеком для окуривания теплиц и складских помещений, так как он убивает болезнетворные микроорганизмы, насекомых, грызунов. Сернистый газ – это яд или полезное вещество для человека?»
Решая данную проблему, важно подвести учащихся к выводу, что любое вещество, даже очень ядовитое, при грамотном обращении с ним может принести пользу, при этом человек не навредит окружающей среде.
Выдвигается гипотеза: оксид серы (IV) является ядовитым веществом для человека, но в то же время он имеет широкое практическое применение.
На уроке «Важнейшие соединения серы» ставим проблемно-поисковый вопрос: «Сернистый газ часто применяется человеком для окуривания теплиц и

Слайд 37Старинный принцип медицины: «Малые дозы – лекарства, а большие – яд»


Подтвердите его примерами из химии галогенов.
Найдите информацию о том, где и в каких количествах производятся и
используются галогены в нашей стране, каковы отходы и экологические последствия
их производства, что делается для уменьшения загрязнения природы?
Старинный принцип медицины: «Малые дозы – лекарства, а большие – яд» Подтвердите его примерами из химии галогенов.Найдите

Слайд 39Химические реакции
Бытовой газ представляет собой смесь газов –метана, пропана и бутана.

При
горении протекает химическая реакция, в результате которой образуется вода и
углекислый газ. Почему мы не видим продукты горения газа?

Химические реакцииБытовой газ представляет собой смесь газов –метана, пропана и бутана. Пригорении протекает химическая реакция, в результате

Слайд 40Химические реакции
Объясните, почему в кухне с газовой плитой обязательно должна быть

возможность частого проветривания помещения?
Химические реакцииОбъясните, почему в кухне с газовой плитой обязательно должна быть возможность частого проветривания помещения?

Слайд 43Экологизация химии способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его

экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли химии в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).
Экологизация химии способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности

Слайд 44Таким образом, использование на уроках химии проблемных, исследовательских заданий с экологической

направленностью позволяет формировать и в дальнейшем развивать у учащихся прикладное экологическое мышление, умение анализировать и давать оценку сложившейся экологической ситуации, самостоятельно решать экологические задачи, применяя знания по химии.
Таким образом, экологическое воспитание неразрывно связано с уроками химии и позволяет:
школьнику творчески подходить к познанию окружающего мира;
сделать ведущим видом деятельности самостоятельную проблемно-поисковую деятельность учащихся;
сделать изложение материала более доказательным, способствует превращению знаний в убеждения и формирования научного мировоззрения;
повысить интерес к предмету, за счёт эмоциональности подачи материала, что благоприятно для эмоционально-мотивационной сферы учащихся и её ориентировочных основ.
развитие умственной способности учащихся.

Таким образом, использование на уроках химии проблемных, исследовательских заданий с экологической направленностью позволяет формировать и в дальнейшем

Слайд 45Мы все сообща (несмотря на предмет, который преподаём) должны формировать в

подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много… Главное — результат!
Мы все сообща (несмотря на предмет, который преподаём) должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть