Слайд 1«Обобщение и систематизация знаний
по теме: «Углеводороды».
«Не в количестве знаний
заключается образование,
а в полном понимании
и искусном применении
всего того, что знаешь».
А.Дистервег.
Слайд 2
Укажите среди веществ гомологи и изомеры:
А) CH3 –СH2
–CH –CH3 Б) CH2=CH – CH =СH –CH3
CH3 C H3
В) CH3 –СH2 –CH2 –C ≡CH Г) CH3 ––CH –C ≡CH
CH3
Д) CH3 - C – CH3 Е) СH2 =CH2 Ж) С6H6
CH3
З) СH2 =CH –CH3 И) С6H5 – СH3
Слайд 4Задача № 4. Ваше решение?
Задача: «Газ, используемый для освещения».
Этот газ был
получен в 1836 году Э. Дэви действием воды на одну из солей металлов. Дэви установил его состав и взрывчатые свойства. Своё современное название газ получил в 1859 году от Бертло, который “открыл”его вновь.
В прежние времена, когда в большой моде были велосипеды, а электрические фонари с батарейками ещё не получили широкого распространения, сосуды с вышеуказанной солью нередко использовали для велофонарей. В такой сосуд по каплям стекала вода, а образующийся газ поступал в горелку, освещавшую путь велосипедисту. Использовался этот газ и в фарах первых автомобилей…
Ле Шателье в 1895 году открыл, что равная смесь этого газа и кислорода даёт самое горячее пламя (ок.40000с) из всех известных тогда и, следовательно, может применяться для сварки.
Назовите этот газ.
Укажите способ его получения, описанный в рассказе.
Слайд 5
“Газ, используемый для освещения”.
Ацетилен
Слайд 6Задача № 2. Ваше решение?
Задача «Греческий огонь»
Подлинным открытием древности было изобретение
“греческого огня”. Учёными до сих пор не установлено, кому принадлежит приоритет в изобретении напалма древности. Одни считают, что это было сделано византийскими алхимиками, другие доказывают, что секрет его приготовления был известен уже в древней Греции. Особенно большую услугу оказал античный напалм Византии в VII веке при нападении арабов на Константинополь. Арабский флот осадил столицу Византии. Приближалась трагическая развязка. Осаждённые уже совсем потеряли надежду на спасение, когда им на ум пришла счастливая мысль. В одной из атак, подпустив поближе арабский флот, защитники Константинополя неожиданно вылили в море огромное количество зажигательной смеси и подожгли её. Пламя охватило арабские корабли, клубы чёрного дыма застлали небо. Казалось, горело само море. Более суток длился этот пожар, в результате которого сгорел почти весь арабский флот. Состав “греческого огня”хранился в тайне. Разгадать её удалось арабским алхи-микам почти через 400 лет после катастрофы. Известно, что в смесь были добавлены сера и селитра.
Что составляло основу “греческого огня”?
С чем связана длительность описанного пожара?
Слайд 8Задача № 3. Ваше решение?
Задача «Маслородный газ»
В 1680 году Беккер упоминает
о получении “горючего воздуха” из купоросного масла и винного спирта. Однако, полученный газ, как и все горючие газы, в то время отждествляли с водородом. Лишь в 1795 году голландские химики (Дейман и соавторы) исследовали этот газ и нашли, что он состоит только из углерода и водорода, а при смешении с хлором этот газ образует маслянистую жидкость . Из-за последнего обстоятельства газ был назван “маслородным газом”.
При реакции с хлороводородом этот газ образует жидкость, которая используется как наружное местноанестезирующее средство при проведении несложных операций (оно как бы “замораживает кожу”).
О каком газе идёт речь?
Какие жидкости образуются при реакциях с хлором и с хлороводородом?
Слайд 12Рефлексия
Всё ли Вы поняли на уроке?
Вы удовлетворены своей работой?
Слайд 13
Спасибо за урок
Домашнее задание:
Повторить с п.3-п.7
Установите молекулярную формулу углеводорода, если
известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.