Слайд 1Типы и методы обучения химии
Выполнила учитель филиала МБОУ «СОШ с.Святославка» в
поселке Передовой
Бурминова И.Н.
Слайд 2Определения термина «метод»
Наиболее часто употребляемой дидактами и методистами является следующая формулировка:
метод – это способ целенаправленной совместной деятельности учителя и руководимых им учащихся, который проявляется в использовании различных источников познания и логических приемов мышления, предполагает разнообразные виды познавательной деятельности учащихся и способов руководства ими со стороны учителя.
Слайд 3 Классификация методов обучения в зависимости от источника знаний.
С.Г. Шаповаленко
рассматривает их как словесные, наглядные и практические методы.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин классифицируют методы в зависимости от степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся, разделив методы на следующие группы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Ю.К. Бабанский классифицирует методы в зависимости от функций: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности учащихся, методы контроля и самоконтроля учебно- познавательной деятельности учащихся.
Слайд 4Три группы методов
В.П. Гаркунов классифицирует методы на три группы: общелогические, общепедагогические,
методы химического исследования,.
К общелогическим методам обучения относят индукцию, дедукцию, аналогию.
Слайд 5Индукция, дедукция, аналогия
Под индукцией понимают расчленение содержания и на основе
его анализа обобщение.
Под дедукцией понимает объяснение явлений и фактов, исходя из установленных принципов, законов и теорий.
Под аналогией понимают такие умозаключения, при которых на основании сходства определенных свойств и отношений двух или нескольких веществ, предметов и явлений делают заключение о возможном сходстве и других их свойств.
Слайд 6Классификация методов обучения Р.Г. Ивановой.
По характеру познавательной деятельности учащихся:
общие методы, группы частных методов и методические приемы.
Наличие общего метода диктует определенную последовательность действий учителя и учащихся, особую логику построения материала и т.п.
Общие методы классифицируются так: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый и исследовательский.
Общий метод реализуется группой частных методов: словесных, словесно-наглядных, словесно-наглядно- практических.
Слайд 7Методы обучения химии
Объяснительно-иллюстративный метод реализуется посредством частных методов:
1) словесных, которые
включают изложение, беседу, самостоятельную работу.
2) словесно-наглядных, которые включают изложение с демонстрацией средств наглядности, беседу с демонстрацией, самостоятельную работу учащихся с текстом и наглядными пособиями.
3) словесно-наглядно-практических, включающих работу учащихся с раздаточным материалом, выполнение химических опытов, конструирование приборов, моделирование, выполнение письменных, графических работ.
Слайд 8Методы обучения химии
В частично-поисковом и исследовательском методах могут быть использованы те
же частичные методы, однако назначение их будет другим.
-Классификация методов обучения по критериям:
- источник познания (словесные, наглядные, практические);
- решение основных дидактических задач (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление и проверка знаний, умений, навыков);
- характер познавательной деятельности при усвоении содержания образования (исследовательский, эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный);
- сочетание методов преподавания и учения (информационно- сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно- побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый) и др.
Слайд 10Группа наглядных методов
В основе наглядных методов обучения лежит непосредственное
восприятие учащимися изучаемых предметов, явлений и процессов природы, общественной жизни, языка, искусства или плоскостных и объемных наглядных пособий, изображающих эти предметы и явления.
Слайд 11Группа практических методов
К общепедагогическим методам исследования относятся: а) педагогическое наблюдение;
б) беседа исследователя с эксперимент; д) моделирование экспериментальной системы обучения.
Слайд 12Общепедагогические методы исследования
а) педагогическое наблюдение;
б) беседа исследователя с
учителями и учащимися;
в) анкетирование;
г) педагогический эксперимент;
д) моделирование экспериментальной системы обучения.
Слайд 13Методы активного обучения (МАО)
— это совокупность педагогических действий и приёмов,
направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами те условия, которые мотивируют учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Слайд 14Признаки методов активного обучения.
Формирование адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических
задач и функций учащихся. При этом происходит формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.
Формирование взаимообучения. Основным компонентом МАО является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
Применение индивидуализации.
Исследование изучаемых проблем и явлений, когда формируются начальные навыки, необходимые для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Учет непосредственности и самостоятельности взаимодействия учащихся с учебной информацией. Используется принцип педагогики сотрудничества, когда учитель в роли помощника участвует в процессе взаимодействия учеников с учебным материалом, т.е., становится руководителем их самостоятельной работы.
Использование принципа мотивации. Индивидуальная и коллективная активность, как самостоятельная, так и регламентируемая учебно- познавательной деятельностью учащихся, развивается и поддерживается системой мотивации. Формирование проблемности. Основная задача при этом состоит во введении учащегося в проблемную ситуацию, для выхода из которой (то есть, для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя химии и с участием своих одноклассников. Оптимальный вариант проблемной задачи — это та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя.
Слайд 15Классификация методов
По характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используют именно эту
классификацию) методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные.
Классификация методов
Слайд 16Классификация методов
По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы,
построенные по принципу:
ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур;
проектировании и конструировании объектов;
выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;
решении инженерно- конструкторской, исследовательской, управленческой или социально- психологической задачи;
демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
Слайд 17Классификация методов
По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также
методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.
По месту проведения различают: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.
По принципу использования вычислительной техники — ручные, (без использования ВТ); компьютерные — игры с компьютерным обеспечением.
Слайд 18Тип обучения
- это способ организации мыслей новой деятельности человека.
Определение типа
обучения осуществляется на основе анализа определенных структурных элементов:
1) характера деятельности учителя в процессе преподавания,
2) в особенностей запоминания знаний учащимися,
3) характера деятельности учащихся;
4) специфики применения знаний на практике.
Слайд 19Основные типы обучения:
догматический
объяснительно-иллюстративный
проблемный
Слайд 20Особенности догматического типа
учитель сообщает учащимся определенный объем знаний в готовом
виде без объяснений;
ученики заучивают знание без осознания и понимания и механически воспроизводят заученное, от учеников не требуется применение знаний на практике.
Слайд 21Догматический тип
В определенной степени способствует развитию механической памяти, но не создает
условий для развития интеллектуальных потенций личности и не обеспечивает подготовку человека к практической деятельности на основе приобретенных знаний.
Слайд 22Особенности объяснительно - иллюстративного типа
учитель сообщает учащимся определенную сумму
знаний, объясняя сущность явлений, процессов, законов, правил, и другое с использованием иллюстративного материала;
ученики должны сознательно усвоить предлагаемый объем знаний, воспроизвести его на уровне глубокого понимания и эффективно использовать полученные знания на практике в конкретных жизненных ситуациях.
Слайд 23Объяснительно-иллюстративный тип
Способствует рациональному подходу к овладению значительным объемом устоявшихся знаний,
развития логического мышления и оперативной памяти.
Вместе с тем такое обучение не способствует привлечению учащихся к активной самостоятельной деятельности и развития их интеллектуальных возможностей, овладению методами самостоятельной познавательной деятельности.
Слайд 24Особенности проблемного типа
учитель создает определенную проблемную ситуацию, помогает учащимся выделить
познавательную задачу и принять ее, направляет их на решение задачи;
учащиеся самостоятельно овладевают необходимыми знаниями и умениями, которые являются предпосылкой успешной познавательной деятельности;
учитель предлагает широкий спектр применения приобретенных знаний, умений и навыков на практике.
Слайд 25Проблемный тип
Включение учащихся в систему проблемного обучения способствует созданию оптимальных условий
для интеллектуального развития школьников, овладению ими инструментами (методами) познавательной деятельности, формированию мотивов учения, социально-психологической подготовки личности к практической деятельности.
Слайд 26Заключение
Химику-педагогу необходимо знать достоинства и слабые стороны каждого типа и метода
обучения и использовать его дидактические возможности.