Презентация, доклад по химии на тему Теория решения изобретательских задач в развитии творческой личности

Содержание

Историческая справка Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) – автор ТРИЗ (теории решенияизобретательских задач), Автор ТРТЛ ( теории развития творческой личности)

Слайд 1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ипатовский многопрофильный техникум» Теория Решения Изобретательских Задач в развитии творческой личности

Преподаватель химии и биологии ГБПОУ ИМТ Чиканова Людмила Викторовна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Слайд 2Историческая справка
Генрих Саулович Альтшуллер

(1926-1998) –
автор ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач),
Автор ТРТЛ ( теории развития творческой личности)
советский писатель-фантаст,
изобретатель.

Историческая справка  Генрих Саулович Альтшуллер

Слайд 3Основная цель в обучении ТРИЗ
Научить видеть противоречие,
формулировать и разрешать

его.

Задачи:
* Воспитание творчески развитой личности.
*Развитие умения работать с разными источниками.
* Формирование нового взгляда на решение проблемных ситуаций.
Основная цель в обучении ТРИЗНаучить видеть противоречие,  формулировать и разрешать его.  Задачи:* Воспитание творчески развитой

Слайд 4Принципы ТРИЗ - педагогики
В основе лежит проблемно-поисковый метод, что сближает с

развивающим обучением.


При «тризовском обучении» перед обучающимися не только ставятся проблемы, но и предлагаются инструменты для их решения

Принцип свободного выбора
Принцип открытости
Принцип деятельности
Принцип обратной связи
Принцип идеальности

Ставит целью формирование сильного мышления и воспитание креативной личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности

Принципы ТРИЗ - педагогикиВ основе лежит проблемно-поисковый метод, что сближает с развивающим обучением.   При «тризовском

Слайд 5Урок в технологии ТРИЗ
Что он дает обучающимся?
Помогает находить варианты решения проблемного

вопроса
Регулярная тренировка творческого мышления
Способность применять знания в реальных ситуациях.

Что он дает преподавателю?
Развивает творческие способности, гибкость и системность мышления
Воспитывает готовность к восприятию нового
Обеспечивает профессиональный рост
Это просто интересно!

Урок в технологии ТРИЗЧто он дает обучающимся?Помогает находить варианты решения проблемного вопросаРегулярная тренировка творческого мышленияСпособность применять знания

Слайд 6Решение задач ТРИЗ:
Позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблеме к конкретным

задачам и противоречиям, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшее.

Учите во всем видеть хорошие и плохие стороны. Следует помнить, что абсолютно хорошего или плохого в жизни не существует.
Решать задачу – значит устранить «минус», сохранив «плюс».

Решение задач ТРИЗ:Позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблеме к конкретным задачам и противоречиям, получить сразу несколько

Слайд 7Характерные отличия открытых задач от закрытых
О.З.
Тренируют учебные действия в жизненных ситуациях
Задачи

из окружающего мира
С множеством решений: верных и других
Развивают мышление, приучают думать логически
Неоднозначные данные, их может не хватать или быть избыток
При решении задач обучающиеся получают радость, мощный мотивирующий фактор

З.З.
Учебные действия конкретного предмета
Четко привязаны к предмету, теме
С единственным правильным решением
«Достаточно просто подставить данные в формулу»
Данных столько, сколько нужно для единственного решения

Характерные отличия открытых  задач от закрытыхО.З.Тренируют учебные действия в жизненных ситуацияхЗадачи из окружающего мираС множеством решений:

Слайд 8 Алгоритм решения творческой задачи

1. Определите тип задачи.
2. Сформулируйте

к задаче Противоречие,
Идеальный конечный результат.
3. Выявите ресурсы.
4. Примените приемы и принципы
решения задач.
5. Проанализируйте решение.
Алгоритм решения   творческой задачи1. Определите тип задачи.2. Сформулируйте к задаче Противоречие,

Слайд 9ТРИЗАДАЧНИК
Давайте, попробуем?

ТРИЗАДАЧНИКДавайте, попробуем?

Слайд 10Химическая ТРИЗадача «Металл, погубивший Рим"


Всем известно, что Рим спасли гуси. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и резкими криками сигнализировали об опасности.
А вот что погубило Рим?






Химическая ТРИЗадача  «Металл, погубивший Рим

Слайд 11Решение задачи «Падение Рима»
Гипотезы:
Известно, что

падение Рима вызвано многими социальными, политическими и экономическими причинами.
Некоторые ученые считают, что в падении Рима повинно отравление жителей свинцом. По их мнению, использование посуды, оправленной в свинец, обусловило быстрое вымирание римской аристократии, средняя продолжительность жизни которой не превышала 25 лет. Люди же низших сословий, хоть и не имели дорогой посуды, пользовались знаменитым водопроводом.

Результат:
Не только свинец был виноват в том, что империя чахла, существовали более серьёзные причины.
И всё же доля истины в рассуждениях учёных есть: обнаруженные останки древних римлян содержат большое количество свинца.

Решение задачи «Падение Рима»Гипотезы:      Известно, что падение Рима вызвано многими социальными, политическими

Слайд 12Химическая ТРИЗадача «Одно из чудес света»
Как известно, климат в Индии тёплый

и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находятся знаменитая железная колонна – одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах?
Химическая ТРИЗадача  «Одно из чудес света»Как известно, климат в Индии тёплый и влажный. На площади во

Слайд 13Решение задачи «Одно из чудес света»
Гипотезы:
* Если в состав

железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь
* Если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется гальванической пары, способствующей разрушению;
* Если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой.

Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой, кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой

Решение задачи «Одно из чудес света»Гипотезы:  * Если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то

Слайд 14Химическая ТРИЗадача «Чудодейственный металл»

Если верить древнему историку, то во времена похода

Александра Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно - кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, еда и питье были у них одинаковые, а вот металлическая посуда разная.
Из какого чудодейственного металла была изготовлена
офицерская посуда? 
Химическая ТРИЗадача «Чудодейственный металл»Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его

Слайд 15Решение задачи «Чудодейственный металл»
Гипотезы:
В отличие от солдат, командующие

его армией и свита не болели холерой и дизентерией во время длительных походов.
 Знаков отличия в войсках тогда не было, поэтому достойных командиров Александр награждал за храбрость серебряными чашами, которыми они пользовались постоянно.
Серебряная посуда обогащает любую еду, блюдо приобретает особенно выразительный вкус.








Результат:
Серебро обладает бактерицидными свойствами.
Офицерская посуда была изготовлена из серебра.


Решение задачи  «Чудодейственный металл»   Гипотезы:В отличие от солдат, командующие его армией и свита не

Слайд 16Биологическая ТРИЗадача «Наследование чувства»
Какие чувства кодируются в генах?

На картинке вы видите

цветок апельсинового дерева. Его запах очень яркий, хорошо запоминается и легко ассоциируется с чем-либо.
Именно запахи апельсинов использовали ученые, чтобы закрепить ассоциацию к болевым ощущениям у лабораторных мышей.
Биологическая ТРИЗадача «Наследование чувства»Какие чувства кодируются в генах?На картинке вы видите цветок апельсинового дерева. Его запах очень

Слайд 17Решение задачи «Наследование чувства»

В серии экспериментов ученые вызывали болевые ощущения электрическим

током у мышей, сопровождая их запахом апельсинов. В итоге, мыши стали испытывать боль, только услышав запах цитрусов.

Дальнейшее исследование показало, что болевые ощущения имеют долгосрочные последствия и могут передаваться по наследству детям и даже внукам.

Ни один из потомков мышей из эксперимента не подвергался воздействию электрического тока, но все они реагировали на запах апельсинов. Те же мыши, которые не участвовали в эксперименте, вели себя, как и ожидалось, нормально.





Решение задачи «Наследование чувства»В серии экспериментов ученые вызывали болевые ощущения электрическим током у мышей, сопровождая их запахом

Слайд 18Биологическая ТРИЗадача «Цветы – символы стран»
У каких народов есть национальные праздники,

посвященные цветам?
Биологическая ТРИЗадача  «Цветы – символы стран»У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветам?

Слайд 19Решение задачи «Цветы – символы стран»
Результат:
Болгария - розабир,

Германия - фиалка, Югославия - мимоза, Англия - незабудка,
Россия - папоротник в ночь на Ивана Купалу.
Решение задачи  «Цветы – символы стран»Результат:   Болгария - розабир, Германия - фиалка, Югославия -

Слайд 20Вывод
ТРИЗ - технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем,

не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей

Решайте задачи ТРИЗ и у Вас не будет проблем!

ВыводТРИЗ - технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в

Слайд 21Заключение


Притча о царе, который хотел осчастливить свой народ

Однажды

царь обратился к мудрецам за советом. Те задали ему три вопроса:
1. Какой час на земле самый главный?
2.Какой человек на земле самый главный?
3. Какое дело на земле самое главное?
Царь не сумел ответить на эти вопросы. А они были очень просты:


ЗаключениеПритча о царе, который хотел осчастливить свой народ   Однажды царь обратился к мудрецам за советом.

Слайд 22Ответ мудрецов
*самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил;
*самым главным

человеком является тот, что сейчас с тобой;
*дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным!
Ответ мудрецов*самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил;*самым главным человеком является тот, что сейчас с

Слайд 23Успехов Вам и творчества! Ведь творчество всегда предполагает профессионализм.

Успехов Вам и творчества! Ведь творчество всегда предполагает профессионализм.

Слайд 24Литература


1. Альтшуллер Г.С., Веткин И.М.

Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности .-Минск: Беларусь,1994.
2. Чечевицина М.Б. Химия как инструмент творчества в теории решения изобретательских задач // Современный урок – 2009.№3.
3. Князева М.Ф. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время как условие развития их креативности.
4. Статья «Шаровая молния»
https://medium. Com/eggheado-science/10-5cca9fad18e
5. Статья «Наследование страха»
https:// science-article/biologiya/nasledovanie–straha.html#.vw1p4NLtmko

Г

Литература      1. Альтшуллер Г.С., Веткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть