Слайд 1
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка,
-
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю.
Слайд 2Важнейшее из веществ.
Круговорот этого вещества один из важнейших в природе,
он
поддерживает условия, пригодные для жизни на планете Земля и
определяет климат планеты Земля?
Слайд 3Важнейшее из веществ.
Нет природного тела, которое могло бы сравняться с ней
по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества- минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество ей проникнуто и охвачено» (В.И.Вернадский, автор учения о биосфере.)
Слайд 4Антуан де Сент- Экзюпери:
« ,,,,,, у тебя нет ни цвета,
ни запаха, ни вкуса, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились». (Гимн самой природы)
Слайд 5Важнейшее из веществ природы:
H2O – вода.
Слайд 6
1-й урок: «Роль воды
в химических реакциях»
11 класс
Слайд 7Роль воды в химических реакциях
Слайд 8Эпиграф урока:
«Вода- это элексир жизни,
самое необычное вещество
в жизни.
Вода- чудо природы».
(В.И.Вернадский, автор учения
«О биосфере)
Слайд 9Поверхность Земли на 71% состоит из воды
Слайд 10Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Слайд 11Литосфера – твердая оболочка Земли.
Слайд 15Актуализация знаний.
«Третий лишний»
1.CO2 +
H2O= H2CO3
2.S + O2= SO2|
3.CaO + H2O= Ca(OH)2
4.CaCO3= CO2| + H2O
Представлены реакции соединения?
Слайд 16«Лови ошибку»
2SO2 + O2 = 2
SO3 + Q
a).реакция соединения.
б).реакция эндотермическая.
в).реакция гомогенная.
г).реакция обратимая.
д).реакция неокислительно-восстановительная.
(а,в,г-верно; б,д- неверно)
Слайд 17«Лови ошибку:
Окислительно-восстановительная реакция:
2SO2 + O2 = 2SO3 + Q
S
+4 –2 L- = S +6 | 2
Окисление (восстановитель)
O2 0 + 4 L- = 2 O-2 | 1
восстановление (окислитель)
В тетради представьте ионно-электронное
уравнение.
Слайд 181. Многогранная роль воды в превращении веществ
Слайд 19Опорные понятия:
Работа с учебником- стр. 149,
(рамка), понятия 1,2,3. Назовите
их.
Слайд 20Чем определяются физические свойства веществ?
Строгая логическая линия:
СОСТАВ ВЕЩЕСТВА
I
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
I
СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
Слайд 21Повторение о воде.
Работа с диагностической картой:
1.Состав вещества- химическая формула.
2.Вид химической связи-
электр.формула.
3.Структура молекулы- графич.формула.
4.Внутреннее строение-тип кристалла.
Слайд 22Сборка модели молекулы:
Имея необходимые элементы,
соберите
модель молекулы воды
Слайд 25Состав и строение воды- H2O.
Молекула воды имеет ?……….. форму.
Молекула воды –
?…………. молекула.
Вода имеет ?…………………..кристалл.
Вода- ?………по агрегатному состоянию вещество, очень ?...........вещество.
Вода обладает ?……….теплоемкостью.
t кип воды ?……..градусов.
t замерз. Воды ?…………градусов.
Слайд 26H2O как реакционная среда
Реакции протекают в растворах
Слайд 27По растворимости в воде
Растворимые
(в 100г воды растворяется более 1 г
вещества)
Гидроксиды щелочных Me;
Почти все нитраты;
Все моносахариды;
Низшие спирты
Карбоновые кислоты
Малорастворимые
(в 100г воды растворяется от 0,01 до 1 г вещества)
Ca(OH)2;
BaF2 и AlF3;
Сульфат серебра и свинца
Анилин и фенол
Практически нерастворимые
(в 100г воды растворяется менее 0,01 г вещества)
Почти все фосфаты и карбонаты;
Все углеводороды;
Высшие спирты
Альдегиды
Карбоновые кислоты
Слайд 28Нет в природе абсолютно нерастворимых веществ.
Однако следует отметить, что абсолютно нерастворимых
веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или кусочек золота, или серебра, то они в ничтожно малых количествах всё же растворяются в воде. Как известно, растворы золота и серебра в воде убивают микробы.
Слайд 29Практическое пособие для определения растворимости веществ в воде:
Слайд 30«Лаборатория воды»
Методическое пособие:
Опыт 1: «Отношение веществ к воде, растворимые, нерастворимые
вещества»
Даны вещества:
Na2CO3- карбонат натрия;
Ca(OH)2- гидроксид кальция;
CaCO3- карбонат кальция;
Слайд 31Процесс растворения веществ в воде:
«Лаборатория воды»
Опыт 2: . «Распределение частиц растворенного
вещества между частицами растворителя (воды).
Наблюдение явления диффузии»
Учебник, стр.144, абзац 5:
Что такое диффузия?
Слайд 32Явление диффузии.
Диффузия- это процесс самопроизвольного проникновения
частиц растворенного вещества между
молекулами воды. Диффузия происходит медленно, в конце концов получится однородный раствор.
Слайд 33Сущность процесса растворения веществ в воде:
Работа с учебником, стр. 144, 5
абзац
1.В чем состоит сложность процесса растворения веществ в воде?
2.Что из себя представляет физическая сторона процесса?
3.Что из себя представляет химическая
сторона процесса?
Слайд 342. Процессы, происходящие при растворении
Разрушение кристаллической решётки;
Диффузия растворённых веществ;
Химический процесс –
гидратация (взаимодействие молекул растворённого вещества с H2O)
голубые кристаллы
белый
Слайд 35Сущность процесса растворения.
Таким образом:
растворение- это физико - химический процесс, сочетающий физические
и химические явления.
Слайд 36Демонстрационные опыты:
Дем.1: «Растворение в воде серной кислоты (H2SO4)»
1.Как и почему
изменилась температура раствора серной кислоты?
Дем.2: «Растворение в воде нитрата аммония (NH4NO3)
1.Как и почему изменилась температура раствора нитрата аммония?
Слайд 37Процесс растворения веществ в воде:
Работа с учебником, стр 144, абзац
5.
1.Что образуется в результате химического взаимодействия частиц растворенного вещества с молекулами воды?
Слайд 38Понятие о растворе:
Работа с учебником, стр 144, рамка.
Раствор- это гомогенная система, состоящая
из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Слайд 39Водные растворы:
Работа с учебником, стр.145, абзац 1
Почему так осторожно: частиц растворенного
вещества?
Какие существуют группы истинных растворов?
Чем молекулы в водном растворе отличаются от молекул в веществе?
Как такие молекулы образуются?
Слайд 40Косвенное доказательство существования процесса гидратации в природе:
Работа с учебником, стр.145, абзац
2.
1.Что такое кристаллогидраты?
2.Приведите примеры кристаллогидратов, записав их формулы.
3.Что такое кристаллизационная вода?
Слайд 41«Лаборатория воды»
№ 3.Выделение кристаллизационной воды из кристаллогидрата- медного купороса. (CuSO4 *
5 H2O)
Слайд 42«Лаборатория воды»
Кристаллогидраты:
CuSO4 * 5 H2O = CuSO4 + 5 H2O
CuSO4 +
5 H2O = CuSO4 * 5 H2O
Слайд 43Авторы теории растворения.
Сторонниками физической теории являются- Вант- Гофф, Аррениус, Оствальд;
химической
теории- Менделеев, Каблуков, Кистяковский.
Слайд 44Первичное закрепление материала.
Назовите смеси, являющиеся растворами:
а).глина + вода;
б).масло + вода;
в).спирт +
вода;
г).поваренная соль + вода;
Укажите вид растворов.
Слайд 45Первичное закрепление.Растворы
Какие из веществ, погруженные в воду, образуют ионные растворы:
а).Нитрат натрия
б).Хлор
в).Мел
Запишите
формулы этих веществ,
обоснуйте ответ.
Слайд 46Первичное закрепление.Применение кристаллогидратов
Какой процесс лежит в основе наложения гипсовых повязок?
Какой кристаллогидрат
применяется при этом?
Напишите уравнения реакций процессов, происходящих при этом.
Слайд 47H2O как реагент
Расщепление воды под действием света (фотолиз) в световой фазе
фотосинтеза;
Необходимый реагент в реакциях расщепления сложных биополимеров (реакциями гидролиза).
При реакциях образования биополимеров, полимеризации, происходит выделение воды
Слайд 48H2O как катализатор
H2O
* Если их просто смешать, реакция не идет
- если добавить каплю воды, то реакция сразу же начнется и будет идти бурно.
Взаимодействие сухих порошков алюминия и йода.
2Al + 3J2 = 2AlJ3 + Q
Слайд 49H2O как транспортировщик веществ
Все жидкие среды более чем на 90 –
98% состоят из воды
Разносит по организму O2, питательные вещества, гормоны и т.д.
Кровь
Доставляет СO2 и продукты распада к местам их удаления из организма
Слайд 502. Процессы, происходящие при растворении
Разрушение кристаллической решётки;
Диффузия растворённых веществ;
Химический процесс –
гидратация (взаимодействие молекул растворённого вещества с H2O)
голубые кристаллы
белый
Слайд 51Первичное закрепление материала.
Назовите смеси, являющиеся растворами:
а).глина + вода;
б).масло + вода;
в).спирт +
вода;
г).поваренная соль + вода;
Укажите вид растворов.
Слайд 52Применение кристаллогидратов
Какой процесс лежит в основе наложения гипсовых повязок?
Какой кристаллогидрат применяется
при этом?
Напишите уравнения реакций процессов, происходящих при этом.
Слайд 53Растворы
Какие из веществ, погруженные в воду, образуют ионные растворы:
а).Нитрат натрия
б).Хлор
в).Мел
Запишите формулы
этих веществ,
обоснуйте ответ.
Слайд 54Роль воды в химических реакциях:
УРОК 2-Й:
Слайд 551. Многогранная роль воды в превращении веществ
Слайд 562.Актуализация знаний:
Процесс растворения в воде сульфата
аммония-NH4NO3.
-при разрушении кристаллов вещества
поглащено 110 kgж
тепла;
При взаимодействии частиц растворенного вещества с молекулами воды (гидратации) выделилось 90 kgж
тепла. Каков общий тепловой эффект процесса?
Слайд 572.Актуализация знаний:
Из перечня веществ отберите
кристаллогидраты:
1.CH3-NH2*H2O-гидроксид метиламмония;
2.NaHSO4-гидросульфат натрия;
3.СuOHCO3-гидрокарбонат меди;
4.CaSO4 * 2H2O-сульфат кальция….
Слайд 582.Роль воды в химических реакциях:
1.В чем состоит транспортная роль воды?
2.В чем
состоит каталитическая роль воды?
Слайд 593.Изучение материала на уроке.Водные растворы:
1.Для молекулярных растворов гидратацией все заканчивается;
2.Для ионных
растворов гидратацией
процесс не заканчивается, имеет место продолжение.
Именно такие растворы находят широкое применение, о них сегодня на уроке пойдет речь.
Слайд 60Роль воды в химических реакциях:
--Вода как фактор электролитической
диссоциации;
--Вода- участник
химических реакций;
Слайд 61Изучение материала:
Работа с учебником, стр. 145:
1.Что такое электролиты?
2.Что такое неэлектролиты?
3.Как называется
процесс распада электролитов на ионы при расплавлении и растворении в воде?
4.Какое вещество является фактором
электролитической диссоциации?
Слайд 623. Электролитическая диссоциация
Электролиты – это вещества, которые в растворах распадаются на
ионы (диссоциируют).
Неэлектролиты – это вещества, которые в растворах не распадаются на ионы
(не диссоциируют).
Слайд 633. Электролитическая диссоциация
Электролитическая диссоциация-
процесс распада электролитов на
ионы при растворении в воде
или расплавлении.
Слайд 653.Вода как фактор электролитической диссоциации. Строение молекулы воды:
Слайд 673.Вода- фактор электролитической диссоциации:
Почему вода способна разрушать
кристаллы электролитов?
-В молекуле воды-H2O,………химическая
связь, т.к.
она состоит из атомов…………
химических элементов;
-Молекула воды имеет угловое строение,
п.э. является……….молекулой.
-Молекула воды- ди…ь , живой м……к.
Слайд 69
Модельная схема диссоциации соли
NaCl
=
+
Na
+
Слайд 70Диссоциация соединений с КП связью
Слайд 713.Электролитическая диссоциация:
Слайд 723.Степень электролитической диссоциации:
Слайд 733.Степень электролитической
диссоциации:
Слайд 743.Cтепень электролитической
диссоциации:
Слайд 753.Классификация электролитов по величине степени электролитической диссоциации:
СИЛЬНЫЕ
СЛАБЫЕ
(Степень диссоциации
стремиться к единице)
(Степень диссоциации стремиться к нулю)
Все щёлочи;
Все соли;
Кислоты: HCl, HNO3, H2SO4, HClO4, HBr, HJ, CF3COOH и др.
Многие неорганические кислоты (H2S, H2CO3, HCN);
Почти все органические кислоты.
Слайд 763.Теория электролитической
диссоциации:
Слайд 773.Теория электролитической
диссоциации:
Русские химики- И.А.Каблуков, В.А.Кистяковский- внесли немалый вклад в развитие представлений
о механизме диссоциации и поведении электролитов в растворе.
Слайд 78Теория электролитической
диссоциации:
Слайд 793.Теория электролитической
диссоциации:
Учебник,стр.47
По характеру образующихся ионов выделяют 3 типа электролитов.
Какие?
Слайд 80Кислоты
Это электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка
Это
электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка
HCl = H +Cl
HCOOH H + HCOO
+
-
+
-
Слайд 82Основания
Это электролиты, диссоциирующие на катионы металла (аммония или органического основания) и
гидроксид – анионы
KOH = K +OH
CH3NH2 * H2O CH3NH2 + OH
+
-
+
-
Слайд 84Соли
Это электролиты, диссоциирующие на катионы металла (аммония или органического основания) и
анионы кислотного остатка
Al2(SO4)3 = 2Al +3SO4
NH4NO3 = NH4 +NO3
CH3COONa = Na + CH3COO
3+
2-
-
+
+
-
Слайд 853.Нейтральные среды.
Нейтральные среды:
-- вода?
HOH = H+ + OH-
Малодиссоциирующее вещество
Из 1
млрд молекул - 1 молекула воды диссоциирует на ионы.
--растворы некоторых солей;
Слайд 863.3 типа электролитов :
Лабораторный опыт1:
1.Даны растворы: гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорида
натрия.
2.С помощью индикатора определите каждый из данных растворов.
3.Напишите уравнения электролитической диссоциации данных электролитов.
Слайд 873.3 типа электролитов :
Лабораторный опыт1:
3.Напишите уравнения электролитической диссоциации данных электролитов.
NaOH =
Na + + OH- щелочная среда
HCL = H+ + CL- кислая среда
NaCL = Na+ + CL- нейтральная среда
Слайд 884.Вода- участник химических
реакций.
Органическая химия- реакции гидратации.
Учебник- стр.148, 2 абзац.
- Реакция М.Г.Кучерова?
Не
находила практического применения? O уксусный
CH CH + HOH = CH3- C альдегид
H
Слайд 894.Вода- участник химических
реакций:
Неорганическая химия:
Демонстрационный опыт1:
1.HOH + Na = ? +
?
2.HOH + Ca = ?
Слайд 904.Вода- участник химических
реакций:
Неорганическая химия:
Демонстрационный опыт1:
1.2HOH + 2Na =2NaOH + H2|
2.2HOH +
Ca = Ca(OH)2+ H2 |
Слайд 914.Вода- участник химических
реакций:
Работа с учебником,Стр.148, 5 абзац.
Взаимодействие с неметаллами:
1.H2O + F2
= ? + ?
Слайд 924.Вода- участник химических
реакций:
Работа с учебником,Стр.148, 5 абзац.
Взаимодействие с неметаллами:
1.2H2O +2F2 =4HF
+ O2 |
2F20 + 4 L- = 4 F - восст-е(окис-ль)
2O 2- - 4 L- = O2 o | окис-е(вос-ль)
Слайд 934.Вода- участник химических
реакций:
Работа с учебником,Стр.148, 5 абзац.
Взамодействие с неметаллами:
H2O + CL2
= ? + ?
HCLO = ? + ?
/
Хлорноватистая кислота \
Отбеливает, разрушая красители.
Слайд 944.Вода- участник химических
реакций:
Взамодействие с неметаллами:
H2O + CL2 = HCLO + HCL
HCLO
= HCL + O
/ атомарный кислород
Хлорноватистая кислота \
Отбеливает, разрушая красители.
Слайд 954.Вода- участник химических
реакций:
Лабораторный опыт2:
CaO + H2O = ?
Ca(OH)2 = ?
+ ?
? среда.
фенолфталеин ______?
Слайд 964.Вода- участник химических
реакций:
Лабораторный опыт2:
CaO + H2O = Ca(OH)2
Ca(OH)2 = Ca 2+
+ 2 OH –
щелочная среда.
фенолфталеин малиновый
Слайд 974.Вода- участник химических
реакций:
Демонстрационный опыт:
1.P2O5 + H2O = ?
реакция среды
раствора?
Слайд 984.Вода- участник химических
реакций:
Демонстрационный опыт:
1.P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
2. H3PO4= 3
H+ + PO4 3-
реакция среды раствора кислая
Слайд 994.Вода- участник химической реакции.Разложение воды.:
Вода- сложное вещество, п.э. она
вступает
в реакцию разложения:
H2O= ? | + ? |
Слайд 1004.Разложение воды:
Вода- сложное вещество, п.э. она
вступает в реакцию разложения:
2H2O=
2H2 | + O2 |
1.Какая энергия затрачивается на этот
процесс?
2.Как называют такие процессы?
Слайд 1015.Итог урока.
Мы выполнили план урока?
Вернемся к ключевым словам,
Учебник, стр.149.(рамка)
Что мы
узнали о воде?
Слайд 102Итог урока:
Д\з .–п.17 , стр.145-149.№ 10 (а)
задания по
выбору: №2,3,4
Слайд 1036.Актуализация знаний:
Из предложенных веществ отберите
электролиты:
1.C6H12O6- глюкоза.
2. CaCO3- мел, карбонат
кальция.
3. NaOH- гидроксид натрия.
4. H2SO4- серная кислота.
5 NaCL- хлорид натрия, кристаллический.
Слайд 1046.Актуализация знаний:
Из предложенных веществ отберите
электролиты:
1.C6H12O6- глюкоза.
2. CaCO3- мел, карбонат
кальция.
3. NaOH- гидроксид натрия.
4. H2SO4- серная кислота.
5 NaCL- хлорид натрия, кристаллический.
Слайд 1056.Актуализация знаний:
Продолжите перечень:
1.NaOH, HCL, Al2(SO4)3…………
2. H2S, H2SO3, CH3COOH,………
Слайд 1066.Актуализация знаний:
Продолжите перечень:
1.NaOH, HCL, Al2(SO4)3,H2SO4,
FeCL2 (сильные электролиты)
2. H2S, H2SO3,CH3COOH,H2CO3,
HCOOH (слабые электролиты)
Слайд 1076.Актуализация знаний:
В водном растворе обнаружены ионы,
какие электролиты растворены в
воде?
? = Ba 2+ + 2OH-
? = AL3+ + 3NO3 -
? = 2H + + SO4 2-
Слайд 1086.Актуализация знаний:
В водном растворе обнаружены ионы,
какие электролиты растворены в
воде?
Ba(OH)2 = Ba 2+ + 2OH-
AL(NO)3 = AL3+ + 3NO3 -
H2SO4 = 2H + + SO4 2-
Слайд 1096.Актуализация знаний:
Лабораторный опыт3:
1.Дано сокращенное ионное уравнение
реакции ионного обмена. Проведите
реакцию, соответствующую данному
уравнению.
Cu2+ + 2 OH- = Cu (OH)2 |
Слайд 1106.Актуализация знаний:
Лабораторный опыт3:
1.Дано сокращенное ионное уравнение
реакции обмена. Проведите реакцию,
соответствующую данному уравнению.
Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 |
CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2|+Na2SO4
Слайд 1117.Синквейн:
краткая характеристика вещества, явления….
1).Существительное.
2).3 прилагательных.
3).2 глагола.
4).Пословица, поговорка,крылатое
выражение.(о
важности вещества,
явления и т.д.)
5).Существительное- синоним.
Слайд 1127.Синквейн:
краткая характеристика вещества, явления….
О воде: (Образец):
1.Элексир………
2.Живительная, земная, необычная.
3.Поддерживает…., определяет……
4.Вода-ты не только
среда жизни.
Ты и есть сама жизнь. (В.И.Вернадский).
5.Основа………
Слайд 114Используемая литература
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений /
О.С. Габриелян.
http://kozlenkoa.narod.ru/indexlessons.htm
http://yandex.ru/images/search
http://forum.xumuk.ru/index.php?showtopic=97449