Презентация, доклад по химии на тему Реакции ионного обмена в жизни человека (9 класс)

Содержание

Презентация урока химии на тему «Реакции ионного обмена в жизни человека»Мубаракшина З. К. Учитель химии МАОУ «СОШ №10» Г. Альметьевска РТ

Слайд 1Мубаракшина Затия Камильевна




учитель химии высшей квалификационной категории муниципального автономного образовательного учреждения


«Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Альметьевска РТ


Мубаракшина Затия Камильевна учитель химии высшей квалификационной категории муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с

Слайд 2Презентация урока химии на тему «Реакции ионного обмена в жизни человека»
Мубаракшина

З. К.
Учитель химии МАОУ «СОШ №10»
Г. Альметьевска РТ

Презентация урока химии на тему  «Реакции ионного обмена в жизни человека»Мубаракшина З. К. Учитель химии МАОУ

Слайд 4Тип урока
урок изучения и первичного закрепления нового материала

Тип урокаурок изучения и первичного закрепления нового материала

Слайд 5Цели урока:
создание условий для приобретения обучающимися исследовательского опыта, развитие навыков самостоятельного

познания при изучении   темы «Реакции ионного обмена»;
составление алгоритма своих действий и использование его для решения проблемы, - умения записывать качественные реакции на неорганические вещества и объяснять сущность происходящих процессов
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
формирование умения общаться, высказывать свою точку зрения, кратко излагать ее, учиться слушать товарищей.



Цели урока:создание условий для приобретения обучающимися исследовательского опыта, развитие навыков самостоятельного познания при изучении   темы «Реакции

Слайд 6Планируемые результаты урока
Учащиеся будут иметь опыт: решения экспериментальных задач на определение

ионов, на распознавание неорганических веществ; владеть элементарными знаниями аналитической химии.

Планируемые результаты урокаУчащиеся будут иметь опыт:  решения экспериментальных задач на определение ионов, на распознавание неорганических веществ;

Слайд 7Задачи урока:  
изучить сущность реакций ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения (предметный

результат);
продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием; формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметный результат); 
формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Задачи урока:   изучить сущность реакций ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения (предметный результат); продолжить развивать умение работать

Слайд 8Оборудование
Белый экран, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки или планшеты для каждой группы,

компьютерная презентация «Реакции ионного обмена», «Алгоритм составления ионных уравнений»; дидактические карточки с заданиями, таблица растворимости солей, кислот и оснований; штатив с пробирками в том числе «пробирка Х», пипетки.
Реактивы для проведения лабораторного опыта – растворы: сульфата меди (II), соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида кальция, хлорида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, нитрата серебра, фенолфталеин.


ОборудованиеБелый экран, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки или планшеты для каждой группы, компьютерная презентация «Реакции ионного обмена», «Алгоритм

Слайд 9Методы
проблемный, экспериментальный

Методы проблемный, экспериментальный

Слайд 101. Демонстрация опытов ( «вызов»)
Какая связь между рисунками, представленными на слайде?


На предыдущем уроке мы выяснили, что электролиты при растворении в воде диссоциируют на ионы. Но химия изучает взаимодействие веществ друг с другом. Что будет , если смешать попарно растворы электролитов? (демонстрация: взаимодействие CuSO4 и NaOH; Na2CO3 и HCl; NaOH (фенолфталеин) и раствор HCl; KCl и Na2SO4).
-Какие признаки реакции вы увидели? К какому типу относятся данные реакции?
-Почему в четвертом опыте нет признаков реакции? Наша «исследовательская лаборатория» займется сегодня этой проблемой «В чем сущность реакций ионного обмена?» Как можно применить знания о реакциях ионного обмена в жизни человека?


1. Демонстрация опытов ( «вызов»)Какая связь между рисунками, представленными на слайде? На предыдущем уроке мы выяснили, что

Слайд 11Система оценивания
Поиск информации в интернете 2 балла
Устный ответ 2 балла
Ответ у

доски 4 балла
Выполнение опыта 2 балла
Вы получаете
«5», если записали отчет в тетради и набрали
10 и более баллов;
«4», если записали отчет в тетради и набрали
от 7 до 9 баллов;
«3», если записали отчет в тетради и набрали
от 4 до 6 баллов. Успехов вам!
Система оцениванияПоиск информации в интернете 2 баллаУстный ответ 2 баллаОтвет у доски 4 баллаВыполнение опыта 2 баллаВы

Слайд 122. Актуализация знаний
Проверь свои знания

2. Актуализация знанийПроверь свои знания

Слайд 13Проверь свои знания
Заряженные частицы
Ионы
Положительно заряженные ионы
2. Катионы
Отрицательно заряженные ионы
3. Анионы

Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток

4. Электролиты

Вещества растворы и расплавы которых не проводят электрический ток

5. Неэлектролиты

Электролиты, в растворах которых все молекулы распались на ионы

6. Сильные электролиты

Вещества, частично диссоциирующие на ионы

7. Слабые электролиты

Процесс распада электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении

8. Электролитическая диссоциация

Проверь свои знанияЗаряженные частицыИоныПоложительно заряженные ионы2. Катионы Отрицательно заряженные ионы3. Анионы Вещества, растворы и расплавы которых проводят

Слайд 143. Изучение нового материала
Прежде, чем приступить к исследованию , вспомним правила

техники безопасности:
Пользуемся малым количеством реактивов, стараемся их не проливать, чтоб вещества не попадали на кожу лица и рук.
Ничего не пробуем на вкус, запах летучих веществ определяем с осторожностью.
Содержим рабочее место в чистоте и порядке.
Аккуратно ведем записи в «лабораторном журнале»

3. Изучение нового материалаПрежде, чем приступить к исследованию , вспомним правила техники безопасности:   Пользуемся малым

Слайд 15Правила техники безопасности
(а) тушить спиртовку только колпачком;
(б) запрещается зажигать одну спиртовку

от другой, передавать спиртовку в зажженном виде;
(в) запрещается пробовать вещества на вкус;
(г) запрещается брать вещества руками;
(д) запрещается выливать или высыпать
остатки реактивов в склянки и банки,
из которых они были взяты;

(е) запрещается менять пробки и пипетки
от различных банок или склянок;
(ж) работать только над столом;
(з) смыть водой, затем нейтрализующим веществом реактив,
если он попал на кожу или одежду;
(и) собирайте остатки веществ в
специально предназначенную посуду

Правила техники безопасности(а) тушить спиртовку только колпачком;(б) запрещается зажигать одну спиртовку от другой, передавать спиртовку в зажженном

Слайд 16Этап усвоения новых знаний и способов действий
Изучите по карточке «Алгоритм составления

ионных уравнений», обсудите его
Перескажите содержание алгоритма соседу по парте
Выслушайте пересказ соседа
Оцените объективно ответ соседа
Этап усвоения новых знаний и способов действийИзучите по карточке «Алгоритм составления ионных уравнений», обсудите егоПерескажите содержание алгоритма

Слайд 17Запишите молекулярное уравнение. Расставьте коэффициенты. Определите по таблице растворимость электролитов. Укажите

осадки ↓, газы ↑.
Запишите электролиты в виде ионов с учетом коэффициентов и индексов, а уходящие из сферы реакции - в виде молекул.
Исключите из обеих частей уравнения одинаковые ионы и запишите оставшиеся в сокращенное ионное уравнение.


Алгоритм составления ионных уравнений:

).

Запишите молекулярное уравнение. Расставьте коэффициенты. Определите по таблице растворимость электролитов. Укажите осадки ↓, газы ↑.Запишите электролиты в

Слайд 18При составлении полного ионного уравнения помните :
 
а) в виде ионов записываем

формулы сильных электролитов:
 
-сильных кислот,
-сильных оснований(щелочей),
-растворимых в воде солей;
 
б) в виде молекул записываем формулы:
 
-слабых электролитов(H2O, CH3COOH, NH4OH, H2S, H2SO3 и др.),
-малорастворимых веществ (AgCl, Fe(OH)3, CaCO3 и т.д.),
-газообразных(летучих) веществ(CO2, H2S, NH3 и др.),
-оксидов металлов и неметаллов (Na2O, CaO, P2O5 и т.д.).
 
 


Алгоритм составления ионных уравнений:

При составлении полного ионного уравнения помните : а) в виде ионов записываем формулы сильных электролитов: -сильных кислот, -сильных оснований(щелочей),

Слайд 19Этап усвоения новых знаний и способов действий Лабораторная работа «Сущность реакций ионного

обмена»


Для выполнения данного задания разделитесь на группы по 4 человека.
Распределите обязанности в группе. Каждая группа выполняет одно задание и результаты представляет классу.

Этап усвоения новых знаний и способов действий Лабораторная работа «Сущность реакций ионного обмена»Для выполнения данного задания разделитесь

Слайд 20Задания для групп
Проведите указанную в карточке-задании химическую реакцию. Опишите наблюдения.
Пользуясь

алгоритмом, составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и краткой ионной формах.
Обратите внимание на то, как образование недиссоциирующего вещества приводит к протеканию реакции до конца, т.е. сформулируйте сущность данной реакции. Если реакция не протекает, объясните почему.
В интернете найдите применение данной реакции в жизни человека.
Скачайте из интернета и сохраните таблицу «Качественные реакции для определения ионов»
Пользуясь имеющимися реактивами, проведите качественную реакцию на карбонат-ион с раствором, находящимся в пробирке «Х». Предположите состав неизвестного вещества.








Задания для группПроведите указанную в карточке-задании химическую реакцию. Опишите наблюдения. Пользуясь алгоритмом, составьте уравнения реакций в молекулярной,

Слайд 21Задания для групп
Группа 1. Прилейте к раствору хлорида натрия раствор нитрата

серебра
Группа 2. Прилейте к раствору хлорида кальция раствор карбоната натрия.
Группа 3. Прилейте к раствору карбоната калия раствор серной кислоты.
Группа 4. Прилейте к раствору хлорида железа(III) раствор гидроксида натрия.
Группа 5. Добавьте к раствору гидроксида натрия несколько капель фенолфталеина и затем прилейте раствор соляной кислоты.
Группа 6. Прилейте к раствору сульфата меди(II) раствор хлорида натрия.

Задания для групп Группа 1. Прилейте к раствору хлорида натрия раствор нитрата серебраГруппа 2. Прилейте к раствору

Слайд 22Начертите таблицу

Начертите таблицу

Слайд 23ДО
ПОСЛЕ

ДОПОСЛЕ

Слайд 24Образец отчета

Образец отчета

Слайд 25Отчет о результатах работы
Для оценивания результатов у доски заслушиваем отчет каждой

группы. Ребята записывают уравнения проведенной реакции в молекулярной и ионной форме, делают выводы о сущности реакций ионного обмена; называют, где применяется данная реакция.
Отмечают, что реакции ионного обмена обратимы, если не происходит связывание ионов, что сопровождается отсутствием признаков реакции.
Отчет о результатах работыДля оценивания результатов у доски заслушиваем отчет каждой группы. Ребята записывают уравнения проведенной реакции

Слайд 26Какие реакции называют ионными?
Химические реакции обмена, протекающие в растворе с участием

свободных ионов, называются реакциями ионного обмена. Запись уравнения химической реакции посредством ионов называется уравнением в ионной форме (упрощенно его часто называют ионным уравнением).

Какие реакции называют ионными? Химические реакции обмена, протекающие в растворе с участием свободных ионов, называются реакциями ионного

Слайд 27 Какие реакции ионного обмена идут до конца?
Реакции ионного обмена протекают до

конца, если в результате реакции выпадает осадок, или выделяется газ, или образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.
Какие реакции ионного обмена идут до конца? Реакции ионного обмена протекают до конца, если в результате

Слайд 28Что называется кратким ионным уравнением?
Уравнение, отражающее сущность реакции ионного обмена, называется

уравнением в сокращенной (краткой) ионной форме.
Что называется кратким ионным уравнением?Уравнение, отражающее сущность реакции ионного обмена, называется уравнением в сокращенной (краткой) ионной форме.

Слайд 30Какая связь между рисунками, представленными на слайде?

Какая связь между рисунками, представленными на слайде?

Слайд 31Применение реакций ионного обмена

Качественные реакции на катионы и анионы (распознавание веществ)
Разрыхлители

теста
Определение качества воды
Устранение жесткости воды
Разделение компонентов сложных смесей
Определение концентрации кислоты (щелочи) в растворе
Получение антибиотиков и других лекарственных средств
Разрабатываются ионообменные методы комплексного извлечения из океанской воды ценных микрокомпонентов.

(


Применение реакций ионного обменаКачественные реакции на катионы и анионы (распознавание веществ)Разрыхлители тестаОпределение качества водыУстранение жесткости водыРазделение компонентов

Слайд 32домашнее задание
Учебник §9 . Реакции ионного обмена
Задания для

закрепления знаний и умений
с.66 №4-6 (на выбор).
с.67 Задания, требующие работы с дополнительными источниками информации
12. Для понижения кислотности почв садоводы и огородники часто вносят в почву яичную скорлупу. Какова химическая сущность снижения кислотности?
13. Средством для быстрого избавления от изжоги является употребление питьевой соды или минеральной воды «Ессентуки-4». Какова химическая сущность процесса? К чему может привести частое применение питьевой соды при изжоге?
14.В сетевых ресурсов (http://School-collection.edu.ru) посмотрите опыты, иллюстрирующие реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко окрашенных солей. Где можно применить эти реакции? Составьте уравнения просмотренных реакций в молекулярной и ионной форме.

домашнее заданиеУчебник §9 . Реакции ионного обмена   Задания для закрепления знаний и умений

Слайд 33Подведение итогов урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся (сообщение

учителя, подведение итогов самими учащимися)
Подведение итогов урокаДать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся (сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися)

Слайд 34III. Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей

деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
III. РефлексияИнициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и

Слайд 35Продолжите предложение: Изучая тему «Реакции ионного обмена»,
Я узнал …
Я научился


Своей работой на уроке я …
Продолжите предложение:  Изучая тему  «Реакции ионного обмена»,Я узнал … Я научился …Своей работой на уроке

Слайд 36Мы молодцы! УРА!
Спасибо за внимание

Мы молодцы! УРА! Спасибо за внимание

Слайд 37Рекомендации
Уроки  изучения и первичного закрепления нового материала по химии важно проводить,

сочетая эксперимент и теоретические знания. Поэтому эта форма урока позволяет создать комфортные условия для изучения темы «Реакции ионного обмена» и повысить интерес к практическому применению химических знаний. Учитывая возрастные особенности, мотивация ученика усиливается парной и групповой формами работы на уроке, высокими баллами за устные и письменные ответы.
РекомендацииУроки  изучения и первичного закрепления нового материала по химии важно проводить, сочетая эксперимент и теоретические знания. Поэтому

Слайд 38Задания приведены из УМК
Оржековский, П.А.
О-65 Химия. 9 кл.: учеб. для общеобразоват.

учреждений / П.А. Оржековский,
Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. — М.: Астрель, 2012.
Задания приведены из УМКОржековский, П.А.О-65 Химия. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / П.А. Оржековский,Л.М. Мещерякова, М.М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть