Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования Люберецкий муниципальный район
Московской
области
« ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.»
Шаяхметова Нариза Магзумовна
к. хим. н., доцент
E-mail: nshayakhmetova@bk.ru
Марина Наталья Александровна
учитель биологии
E-mail:marinanatalia_91@mail.ru
2016
Слайд 2Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать
знания на деле.
Аристотель.
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель.
Слайд 3Функциональная грамотность – это способность личности на основе полученных в школе
знаний нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде, т.е. способность применять естественно-научные понятия, методы на практике .
Слайд 4Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания
для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.
Слайд 5Для достижения этого были поставлены следующие задачи:
- продолжение работы над повышением
научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания химии;
- применение разнообразных образовательных технологий для повышения мотивации обучающихся к изучению химии и усилению действенности их химических знаний в соответствии с жизненными потребностями и будущими профессиональными интересами;
- включение в учебный процесс практико- и профессионально-ориентированных задач по химии.
Слайд 6Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует
от обучающегося мыслительных и практических действий на основе знаний законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие естественно-научной грамотности.
Слайд 7Практико-ориентированные задания можно разделить на 3 группы:
1.теоретические
2.экспериментально-теоретические
3.расчетные.
В приложении
к данной статье мы предлагаем некоторые практико- и профессионально-ориентированные задачи, охватывающие различные темы из общей, неорганической и органической химии.
Слайд 8Практико-ориентированные
задачи
Задача 1.
Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в
прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?
Задание.
Установите молекулярную формулу угарного газа, если массовые доли углерода и кислорода в нем равны 42,86% и 57,14% соответственно.
Слайд 9Научно-популярная информация-подсказка.
В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах
угарным газом. Поскольку угарный газ не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.
Слайд 10Задача 2.
Почему в домах с печным отоплением есть риск отравления угарным
газом? Для чего необходимо открывать заслонку печи?
Задание.
Напишите уравнения реакций горения угля при закрытой и открытой заслонке печи.
Слайд 11Задача 3.
Зачем хозяйки при выпечке пирогов кладут в тесто пищевую соду?
Почему предпочтительнее класть в тесто вместо соды специальный разрыхлитель теста?
Задание.
Напишите химические формулы пищевой соды и разрыхлителя теста. Дайте названия этим веществам по номенклатуре ИЮПАК. Приведите уравнения химических реакций, протекающих в тесте при его выпечке. На основании протекающих реакций объясните преимущество использования разрыхлителя.
Слайд 12 Научно-популярная информация-подсказка.
Как известно, при выпечке из теста в него
кладут пищевую соду или, ставший популярным, разрыхлитель теста, чтобы изделия получались пышными и воздушными. Разрыхлитель отличается от соды своим химическим составом.
Слайд 13Задача 4.
Почему нельзя использовать при строительстве жилых домов железнодорожные шпалы в
качестве строительного материала?
Задание.
Напишите химическую формулу феноло-формальдегидной смолы и реакцию ее получения. К какому типу органических веществ относится данное вещество? Как называется реакция его получения?
Слайд 14Научно-популярная информация-подсказка.
Шпалы – это деревянные бруски, используемые при строительстве железной дороги.
Самым распространенным и привычным видом защитного материала, которым пропитывают шпалы, является креозот. Креозот представляет собой пропиточное масло, получаемое в процессе коксохимической переработки. Основным компонентом креозота является феноло-формальдегидная смола, которая обладает высокой токсичностью и канцерогенностью.
Слайд 15Задача 5.
Почему вредно, с точки зрения безопасности пищевых продуктов, частое употребление
в пищу копченых продуктов (мяса, рыбы)?
Задание.
Определите молекулярную формулу бензопирена, если массовые доли углерода и водорода в нем равны 95,24% и 4,76% соответственно. Установите структурную формулу бензопирена, который относится к классу полициклических углеводородов (ПАУ), если в его химической структуре присутствуют исключительно бензольные кольца.
Слайд 16Научно-популярная информация-подсказка.
В последнее время «копчености» из праздничного лакомства перешли в число
часто употребляемых продуктов. При естественном копчении рыбных или мясных продуктов используется обычный дым, содержащий много природных консервантов. Однако, при дымовом копчении образуется бензопирен – канцерогенное вещество. В настоящее время большинство производителей мясных и рыбных деликатесов, упрощая технологию их производства, используют коптильную жидкость – так называемый «жидкий дым». Содержание бензопирена в «жидком дыме» делает небезопасным употребление таких продуктов.
Слайд 17Задача 6.
Почему клюква и брусника могут очень долго храниться в свежем
виде без сахара?
Слайд 18Задача 7.
Почему на Руси в деревнях свежее мясо хранили в молочной
сыворотке?
Задание.
Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если известно, что массовые доли углерода, водорода и кислорода в ней равны 68,85%, 4,92% и 26,23% соответственно. Изобразите структурную формулу кислоты, зная, что в ней присутствуют бензольное кольцо и функциональная группа карбоновых кислот.
Слайд 19Научно-популярная информация-подсказка.
В бруснике и клюкве содержится прекрасный консервант – бензойная кислота.
Кислая сыворотка за счет ферментов, повышающих кислотность желудочного сока, и молочнокислых бактерий содержит в своем составе бензойную кислоту, которая обладает дезинфицирующими свойствами. Именно поэтому раньше на Руси в деревнях свежее мясо клали прямо в сыворотку – так удавалось довольно долго сохранять его, не прибегая к какой-либо специальной обработке.
Слайд 20Профессионально-ориентированные
задачи
В качестве консревантов и фиксаторов окраски в мясоперерабатывающей промышленности используются:
нитрит калия (Е 249), нитрат калия (Е 252), нитрит натрия (Е 250) и нитрат натрия (Е 251). Какие из этих солей в водном растворе подвергаются гидролизу? Напишите уравнения гидролиза этих солей в ионно-молекулярной и молекулярной формах.
Слайд 21Для определения кислотности молочных продуктов в анализе используют 0,1 М раствор
гидроксида натрия. Сколько мл 24%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,76 г/мл) требуется для приготовления 500 мл 0,1 М раствора? Какая химическая реакция лежит в основе этого метода анализа?
Слайд 22При язвенной болезни желудка назначают 0,05%-ный раствор нитрата серебра. Суточная доза
нитрата серебра для человека – 0,1 г. На сколько дней хватит больному 2 л 0,05%-ного раствора нитрата серебра?
Слайд 23Физиологический раствор, используемый в ветеринарии – 0,9%-ный раствор хлорида натрия. Рассчитайте,
сколько необходимо взять соли и воды для приготовления 2 кг такого раствора.
Слайд 24При многих заболеваниях для укрепления организма назначают внутривенное вливание раствора глюкозы
с массовой долей глюкозы 40%. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы и воды необходимо для приготовления 250 г такого раствора.