Слайд 1Конкурс электронных презентаций,
посвящённый 300-летию со Дня рождения М.В. Ломоносова
Мозаики
М.В.
Ломоносова
Ханафиев Руслан Анверович,
Карасёв Денис Николаевич
МОУ - Малеевская СОШ
10 класс
Руководитель Макаров Ю.Б.
2011 г.
Слайд 2В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с
его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим умением, гипотезами о свете, оптической и художественной
зоркостью к свету...
С. И. Вавилов
Слайд 3М. В. Ломоносов всегда был увлечен своим делом до самозабвения. Разнообразие
интересов гармонично сочеталось в нем. Он был ученым в поэзии и искусстве, поэтом и художником в науке.
Особый род художественного творчества - ломоносовские мозаики по сей день занимают видное место в отечественной художественной культуре.
Слайд 4
Граф М. И. Воронцов, приехав из Италии, привез мозаику. Именно она
вдохновила Ломоносова на открытие стеклянной фабрики
Слайд 5 В 1748г. по инициативе М. В. Ломоносова была построена
химическая лаборатория. В ней ученый работал над изготовлением окрашенных стекол. Рецепты их приготовления он составлял с точной дозировкой и с применением микроскопа.
Слайд 6
За четыре года работы в лаборатории Ломоносов сделал более 4000
опытных плавок и получил богатейшую палитру окрасок стекла.
Он получил цветное стекло, необходимое для изготовления оптических приборов, посуды и мозаики.
Слайд 7 «Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше
четырех тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил...»
М.В.Ломоносов
Слайд 8 Немеркнущие краски мозаик, их долговечность, которые «и ветхой древности
грызенья не боятся...», увлекали Ломоносова, и он в 1754 г. писал Л. Эйлеру:
«В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как, кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, не только дали огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик».
Слайд 9 В XVIII в. в Россию из-за границы ввозили огромное число
изделий из цветного стекла. М. В. Ломоносов задумал наладить его производство на родине. Он написал прошение в Сенат, что имеет желание завести фабрику изобретенных им разноцветных стекол «к пользе и славе Российской империи».
Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику
Слайд 10 По проекту Ломоносова были построены стекловаренные печи, печи для
варки цветного стекла, обжига готовых изделий, оплавки бисера.
Слайд 11Столик, украшенный смальтами.
Музей-заповедник г.Ломоносова.
Китайский дворец
На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялись
смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.
Столик, украшенный смальтами.
Музей-заповедник г.Ломоносова.
Китайский дворец
Слайд 12Первой собственноручной работой М. В. Ломоносова стала «Мадонна», основой которой послужила
картина неаполитанского художника Солимены. Он выполнил ее за полгода, в 1752 г.
Слайд 13 О своих первых смальтах, которые пошли на «Мадонну», он писал:
«Доброта изображенных здесь мозаичных составов ничем не уступает римским... Всех составных кусков поставлено более четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят опытов в стеклянной печи».
Слайд 14 М. В. Ломоносова всегда привлекала личность Петра I. Ученый
преклонялся перед ним и говорил: «Везде Петра Великого вижу в поте, в дыму, в пыли, в пламени». В 1757 г. он закончил мозаичный портрет Петра I.
Слайд 15 Вся мозаика кажется набранной не смальтами, а камнями-самоцветами —
так сильны сверкающие краски мозаики при общем темном колорите портрета. Этот портрет — высокий образец монументальной мозаики, в него Ломоносов вложил пафос своего восхищения «преобразователем России». Портрет находится в Эрмитаже.
Слайд 16В 1762-1764 гг. мастерская выполнила по указаниям Ломоносова мозаичную картину «Полтавская
баталия».
Это одна из задуманных ученым композиций, предназначенных для украшения внутренних стен Петропавловского собора. В центре композиции любимец ученого — царь Петр I.
Слайд 17 «Полтавская баталия» — замечательный памятник монументальной мозаики, которую основал
в России М. В. Ломоносов. Ее композиция ясна и лаконична, а синие, зеленые и красные смальты неувядаемо красивы. Высоки и технические достоинства ее: она дошла до нас, не рассыпавшись на сотни тысяч своих частиц .
Слайд 18
Александр Невский.
Мозаика.
1757-1758.
Музей Ломоносова,
С-Петербург
Слайд 19
Интерьер Музея Ломоносова
в С-Петербурге
с мозаичными работами
Мастерской
М.В.Ломоносова
Слайд 20 В 1765 г. М.В.Ломоносов умер. «Мозаичное художество»,
вызванное к жизни необыкновенной энергией ученого, не привлекло внимания правительства. Распались группы художников-мозаичистов. В 1766 г. фабрика в Усть-Рудице была закрыта. Последняя дата на русских мозаиках XVIII в. - 1769 г., а к 1770 г. деятельность ломоносовской мастерской совсем прекратилась.
Слайд 21 За время с 1751 по 1765 г. М. В. Ломоносов
вместе с учениками создал 40 мозаичных картин.
Из работ, выполненных самим Ломоносовым и его мастерской, до нас дошла 21 мозаика.
Они находятся в Москве (в Историческом музее), в Санкт-Петербурге (в Государственном Русском музее, Эрмитаже, Музее М. В. Ломоносова, здании Академии наук), в г. Пушкине.
Слайд 22
Дискуссия
1. Чем привлекают вас мозаики, репродукции которых вы увидели?
2. Какие
чувства они вызывают?
3. О чем вы думаете, глядя на них?
Слайд 23«Смелость, решительность, дерзание, граничащие с бурной фантазией, жажда знания „всего и
вся», знания до корней и до начала всех начал, глубокий философский анализ в сочетании с блестящим владением экспериментом и опытом, без которого он не видел науки —таков был Ломоносов».
(А. Е. Ферсман. Ломоносов в истории русской науки. Вестник АН СССР, 1940, №4—5, с. 115).
Слайд 24Список источников основного содержания и иллюстраций
Макаров В.К. Художественное наследие М.В.Ломоносова.: Мозаики.-
М.: Изд-во АН СССР, 1950.
Шубинский В.И. Ломоносов (Жизнь замечательных людей: сер.биогр.;вып.1263).-М.: Молодая гвардия, 2010.
Музей М.В.Ломоносова в Ленинграде. -Л.: Наука, 1974.
Бренёва И.В. Михаил Васильевич Ломоносов. Разрезной фотоальбом.- М.: Планета, 1986.
«Наша история. 100 великих имён» . Еженедельное издание. Выпуск № 19, 2010.