Слайд 1Презентация по химии на тему Качественный анализ органических соединений(10 класс)
Слайд 2Задачи урока:
Образовательные
Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении темы “Предельные углеводороды”. Уметь
практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах, проводить наблюдения, делать выводы; соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Уметь применять теоретические знания о качественных реакциях. Контролировать и корректировать умения извлекать информацию при наблюдении за химическим опытом
Продолжать формирование умений и навыков по составлению уравнений реакций.
Развивающие
Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в ходе практической работы, логически излагать свои мысли.
Воспитывающие
Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе этих представлений (показывая многообразие органических соединений).
Слайд 3Методы:
фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, частично-поисковый,
рефлексия.
Слайд 4Оборудование и реактивы.
Каждой группе выдается набор реактивов и лабораторных принадлежностей: лабораторный
штатив, нагревательный прибор, простейший прибор для получения газов, держатель, фарфоровая чашка, парафин, оксид меди (II), известковая вода, прокаленный сульфат меди (II), медная проволочка (10 см), раствор тетрахлорметана, сахар, полимеры, содержащие х.э. хлор.
Слайд 6ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ:
Прочтите внимательно вопросы и задания. Обсудите. Составьте план выполнения.
Выполните опыты.
Проведите опыт. Работайте с малыми количествами реактивов, выполняйте все операции аккуратно. Растворы, взятые в большем объеме, чем нужно, обратно в сосуд не выливайте — только в стакан для слива. Помните, как зажигать и гасить спиртовку, закреплять пробирку в держателе и нагревать ее. Обо всех экстренных случаях немедленно сообщите учителю. Будьте осторожны! Соблюдайте аккуратность!
Оформите письменно отчет о проделанной работе. Сделайте выводы.
Запишите уравнения реакций, осуществляемых в опыте, расставьте коэффициенты.
Сделайте устный отчет.
Приведите в порядок рабочее место.
Слайд 7Практическая работа № 1
Тема: Качественный анализ органических соединений.
Цель: Определить углерод и
водород и наличие хлора.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, нагревательный прибор, простейший прибор для получения газов, держатель, фарфоровая чашка, парафин, оксид меди(II), известковая вода, прокаленный сульфат меди(II), медная проволочка 10 см., раствор тетрахлорметана, сахар.
Опыт № 1
Соберите прибор, как показано на рисунке.
Слайд 8Смесь 1 – 2 г оксида меди (П) и 0,2 г
парафина хорошо перемешайте и поместите на дно пробирки. Сверху насыпьте еще немного оксида меди (П). В верхнюю часть пробирки введите в виде пробки небольшой кусочек ваты и насыпьте на нее тонкий слой белого порошка безводного сульфата меди (П). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом конец трубки должен почти упираться в комочек ваты с сульфатом меди (П). Нижний конец газоотводной трубки должен быть погружен в пробирку с свежеприготовленным раствором известковой воды (раствор гидроксида кальция). Нагрейте пробирку (2–3 мин). Если пробка плотно закрывает пробирку, то через несколько секунд из газоотводной трубки начнут выходить пузырьки газа. Как только известковая вода помутнеет, пробирку с ней следует удалить и продолжать нагревание, пока пары воды не достигнут белого порошка сульфата меди(П) и не вызовут его посинения.
После изменения окраски сульфата меди (П) следует прекратить нагревание.
Слайд 9Опыт № 2
Для проведения опыта требуется медная проволока длиной около 10
см, загнутая на конце петлей и вставленная другим концом в держатель.
Прокалите петлю проволоки до исчезновения посторонней окраски пламени. Остывшую петлю, покрывшуюся черным налетом оксида меди(П), опустите в пробирку с хлороформом, затем смоченную веществом петлю вновь внесите в пламя горелки. Немедленно появляется характерная зеленовато-голубая окраска пламени, так как образующиеся при сгорании летучие галогениды меди окрашивают пламя горелки. Сделайте вывод.
Слайд 10Литература
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.. Химия 10
класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва, 2003.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя химии, 10 класс. Учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. Блик. Москва, 2001.
3. Назарова Т.С., Лаврова В.Н.. КАРТЫ-ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ХИМИИ, 8 — 11 классы. Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2000.
4. Назарова Т. С. и др. Химический эксперимент в школе. Просвещение, 1987.— 240 с.: ил.— (Б-ка учителя химии). Издательство “Просвещение”, 1987.