Презентация, доклад по химии на тему Фосфор - элемент жизни и мысли

Содержание

Цели урока: 1. Повторить строение атома, аллотропию и сравнительные характеристики аллотропных модификаций фосфора2. Рассмотреть химические свойства фосфораОбучающие: 1. Изучить свойства и значения фосфора и его соединений 2. Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики элемента

Слайд 1Фосфор – «элемент жизни и мысли» А.Е.Ферсман
Учитель химии МОУ СОШ №

42
Сараева Галина Романовна
Фосфор –   «элемент  жизни и мысли» А.Е.ФерсманУчитель химии МОУ СОШ № 42Сараева Галина Романовна

Слайд 2Цели урока:
1. Повторить строение атома, аллотропию и сравнительные характеристики аллотропных

модификаций фосфора
2. Рассмотреть химические свойства фосфора
Обучающие:
1. Изучить свойства и значения фосфора и его соединений
2. Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики элемента по его положению в ПС.
Развивающие:
1. Развивать умение учащихся формулировать гипотезу и проводить опытную проверку , опираясь на знания химии.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию взгляда учащихся о познаваемости мира;
2. Воспитывать бережно отношение к окружающей среде.

Цели урока: 1. Повторить строение атома, аллотропию и сравнительные характеристики аллотропных модификаций фосфора2. Рассмотреть химические свойства фосфораОбучающие:

Слайд 3

А вот собака мчится.
О, ужас! Не смотри!
Во тьме она светится,
В

глазах ее огни.
 Но, кто же ты? Ответь нам.
И где тебя найти?
Стою в ряду я третьем,
Ты там меня ищи.
А вот собака мчится.О, ужас! Не смотри!Во тьме она светится, В глазах ее огни. Но, кто же ты?

Слайд 4Положение в ПСХЭ
Р – элемент V-A группы,
порядковый номер 15, Аr

= 31,
высшая валентность = V,
низшая – III, формула высшего оксида Р2О5 , летучего водородного соединения РН3.
Строение атома: протонов – 15, электронов –15, нейтронов –16.Схема строения атома: 31 15 Р 2, 8, 5.
Электронная формула:
1s2 2s2 2 p6 3s2 3 p3 3 d0

Положение в ПСХЭР – элемент V-A группы, порядковый номер 15, Аr = 31,высшая валентность = V, низшая

Слайд 5Открытие фосфора
В 1669 г. гамбурский алхимик Хенниг Бранд открыл белый фосфор.

Открытие

фосфора, поразило старого алхимика и его помощников.
Открытие фосфораВ 1669 г. гамбурский алхимик Хенниг Бранд открыл белый фосфор.Открытие фосфора, поразило старого алхимика и его

Слайд 6Происхождение названия
Фосфор обозначает светоносец
происходит от греческих слов:
«фос» - свет,

«форóс» - несущий.

Название «фосфóры» приписывают всем веществам, светящимся в темное после предварительного облучения,
а само явление холодного свечения называют фосфоресценцией.

Происхождение названияФосфор обозначает светоносецпроисходит от греческих слов: «фос» - свет, «форóс» - несущий. Название «фосфóры» приписывают всем

Слайд 7Содержание фосфора в природе


Фосфор находится во всех частях зеленых растений, которые

его не только накапливают для своих нужд, но и снабжают им животных.



Содержание фосфора в природеФосфор находится во всех частях зеленых растений, которые его не только накапливают для своих

Слайд 8

Знакомый «незнакомец»

Данная тема имеет прикладное значение.
На всех этапах урока проводится взаимосвязь с жизнью.


Слайд 9Фосфор в организме человека
В организме взрослого человека содержание фосфора около 750

г;

в том числе в костях – 700 г,
мозг – 6 г,
мышцы – 65 г.
Самое твердое вещество – зубная эмаль по составу соответствует фторапатиту

Фосфор в организме человекаВ организме взрослого человека содержание фосфора около 750 г; в том числе в костях

Слайд 10Правильное питание
Необходимо соблюдать баланс между количеством потребляемого
фосфора и кальция:
Их

оптимальное соотношение в пище
1,5 : 1.

Избыток богатой фосфором пищи приводит к вымыванию кальция из костей, а при избытке кальция развивается мочекаменная болезнь.
Правильное питаниеНеобходимо соблюдать баланс между количеством потребляемого фосфора и кальция: Их оптимальное соотношение в пище 1,5 :

Слайд 11Ежедневная норма Р
Ежедневная норма человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г.


Основное его количество мы потребляем с молоком и хлебом.
В 100 г хлеба содержится около 200 мг фосфора.

Наиболее богаты фосфором
рыба - 180 мг в 100 г продукта,
фасоль - 540 мг на 100 г продукта,
сыр - до 600 мг на 100 г продукта.
яичный желток.
Ежедневная норма РЕжедневная норма человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Основное его количество мы потребляем с

Слайд 12Аллотропные модификации
Белый фосфор (Х.Бранд – 1669 г.)
Коричневый фосфор (1669 г.)
Красный фосфор

(Шреттер – 1847 г.)
Фиолетовый фосфор (А. А. Мусин-Пушкин 1797 г.)
Чёрный фосфор (П. Бриджмен , 1934 г.)


То красный он, то белый,
То черным станет вдруг,
То ядовитый, вредный,
А то наш лучший друг.

Аллотропные модификацииБелый фосфор (Х.Бранд – 1669 г.)Коричневый фосфор (1669 г.)Красный фосфор (Шреттер – 1847 г.)Фиолетовый фосфор (А.

Слайд 13 Работа в группе Аллотропные модификации.
Что такое аллотропия?
Способность атомов одного элемента образовывать несколько

простых веществ называется аллотропией, а эти вещества-аллотропными видоизменениями.


Атомная кристаллическая решётка. Похож на графит. Чёрное, жирное на ощупь Тяжелее красного и белого фосфора. Проводит электрический ток. Нерастворим в воде и сероуглероде. Не светится, не ядовит.

Красный фосфор

Аморфное вещество . Цвет темно-красный, б запаха, нерастворим в воде и сероуглероде, атомная кристаллическая решётка. Не светится. Не ядовит!

Белый фосфор.

Ядовит! Кристаллическое вещество, белого цвета, с чесночным запахом. Молекулярная кристаллическая решётка. Светится в темноте. Легко самовоспламеняется, поэтому хранят в воде в стеклянной посуде, помещённой в металлическую банку с песком.

Работа в группе Аллотропные модификации. Что такое аллотропия?Способность атомов одного элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией,

Слайд 14Кристаллические решётки
Белый фосфор
(молекулярная)

2) Красный фосфор
(атомная)

От вида кристаллической

решетки зависят свойства фосфора
Кристаллические решётки Белый фосфор(молекулярная)2)  Красный  	фосфор 	(атомная)От вида кристаллической решетки зависят свойства фосфора

Слайд 15Белый и красный фосфор

Белый и красный фосфор

Слайд 16Свеча, загорающаяся сама
Делается это так: на фитиль наносят раствор фосфора в

сероуглероде, растворитель довольно быстро испаряется, а оставшиеся на фитиле крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.

Свеча, загорающаяся самаДелается это так: на фитиль наносят раствор фосфора в сероуглероде, растворитель довольно быстро испаряется, а

Слайд 17Свойства фосфора
Работа с учебником
Стр.160

Свойства фосфораРабота с учебникомСтр.160

Слайд 181. Какое?

1. Какое?

Слайд 19 2.Взаимодействие с металлами. При нагревании фосфора с

металлами образуются фосфиды: 3Mg + 2P = Mg3P2 3. Фосфиды некоторых металлов могут разлагаться водой с образованием газообразного фосфина PH3: Mg3P2 + 6H2O = 3Mg(OH)2 + 2PH3 Фосфин PH3 («блуждающие огни») по химическим свойствам похож на аммиак NH3.
2.Взаимодействие с металлами. При нагревании фосфора с металлами образуются фосфиды:  3Mg +

Слайд 20Применение фосфора

Применение  фосфора

Слайд 21 Работа в группах
Применение
фосфора.

Круговорот

фосфора в природе.
Растения Животные
Почва
Фосфоросодержащие
минералы и породы




Биологическое значение.

Ткани организмов. Кровь. Молоко.

Белки P АТФ.
.
« Элемент жизни и мысли»

ДНК . РНК.

Работа в группахПрименение фосфора.Круговорот фосфора в природе. Растения

Слайд 22Спички
Первые спички были созданы в 1827 г.
Они имели головку из
белого

фосфора.
Такие спички загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к пожарам.
Ядовитость головок, состоящих из белого фосфора при неосторожном обращении приводила к отравлениям.
СпичкиПервые спички были созданы в 1827 г. Они имели головку из белого фосфора. Такие спички загорались при трении

Слайд 23Шведские спички
Промышленное производство безопасных спичек началось в Швеции в 60-х гг.

XIX века.
Их до сих пор иногда называют шведскими спичками.
Они верно служат нам и по сей день.


Красный фосфор реагирует с бертолетовой солью. Эта реакция нашла применение при производстве спичек.



Шведские спичкиПромышленное производство безопасных спичек началось в Швеции в 60-х гг. XIX века.Их до сих пор иногда

Слайд 24Холодное «химическое» свечение
Свечение паров белого фосфора послужило открытию химических реакций, которые

стали использоваться при производстве игрушек, украшений, рекламы и т.д.
Холодное «химическое» свечениеСвечение паров белого фосфора послужило открытию химических реакций, которые стали использоваться при производстве игрушек, украшений,

Слайд 25Заколдованные алмазы
На фоне черного бархата в запаянной стеклянной трубке покоились два

крупных кристалла изумительной красоты. Они сверкали и искрились, чаруя глаз игрой всех цветов радуги.
«Да ведь это алмазы!» — воскликнул пораженный студент, протягивая руку к футляру.
«Нет, нет! — решительно заявил профессор, закрывая и убирая футляр в портфель. — Не забывайте, что «холодный огонь» теряет силу от человеческих взоров!»

Заколдованные алмазыНа фоне черного бархата в запаянной стеклянной трубке покоились два крупных кристалла изумительной красоты. Они сверкали

Слайд 26Через час жулики были в номере гостиницы и любовались добычей.
А кажется

ли тебе, что бриллианты
не такой чистой воды, как показались
нам в начале?
«Это тебе просто мерещится», — ответил чернобородый, отбил верхнюю часть трубки, высыпал из нее кристаллы на ладонь, но, услышав стук в дверь, быстро опустил их в карман.
«Прошу извинить меня, — начал вошедший. — Что с вами?» — оборвал он свою речь, глядя с удивлением на чернобородого.
Чернобородый джентльмен сидел с выпученными глазами к как будто к чему-то прислушивался, потом вскочил, быстро сунул руку в карман, но тотчас выхватил ее обратно, точно обжегся.

Через час жулики были в номере гостиницы и любовались добычей.А кажется ли тебе, что бриллианты не такой

Слайд 27Чернобородый с проклятиями заметался по комнате, потом схватил пятерней карман, отчаянным

рывком вырвал его из брюк и швырнул прочь. Комната заполнилась каким-то необыкновенным огненным дождем. Джентльмены и вошедший в ужасе бросились вон. За захлопнутой дверью начался пожар.

«Старикашка, видимо, заколдовал их!» — с ужасом завопил он во весь голос. — Они превратились в раскаленные угли!»
Из кармана, в который он опустил кристаллы, вдруг повалил густой белый дым.

Чернобородый с проклятиями заметался по комнате, потом схватил пятерней карман, отчаянным рывком вырвал его из брюк и

Слайд 28Вечером того же дня в городскую больницу был доставлен неизвестный с

тяжелыми ожогами рук и бедра и с блуждающим взором. «Странный случай, — пробормотал врач, осматривая больного, — ожоги нанесены загоревшимся... Как это произошло? — обратился он к пострадавшему.»

«Старикашка определенно заколдовал свои алмазы! Они чуть не сожгли меня!» — завопил в ответ чернобородый.

Вечером того же дня в городскую больницу был доставлен неизвестный с тяжелыми ожогами рук и бедра и

Слайд 29Через два дня профессор, сильно расстроенный похищением трубки с кристаллами, читал

в газете описание загадочных обстоятельств поимки крупного афериста. Прочитав заметку, он отложил газету в сторону, протер очки и пробормотал раздраженно:

«Дурачье! Они в самом деле приняли их за алмазы! Если бы они знали химию, они, конечно, не допустили бы этой глупости!»

Что же представляли собой в действительности эти «алмазы»?


Через два дня профессор, сильно расстроенный похищением трубки с кристаллами, читал в газете описание загадочных обстоятельств поимки

Слайд 30

А вот собака мчится.
О, ужас! Не смотри!
Во тьме она светится,
В

глазах ее огни.
 Но, кто же ты? Ответь нам.
И где тебя найти?
Стою в ряду я третьем,
Ты там меня ищи.
А вот собака мчится.О, ужас! Не смотри!Во тьме она светится, В глазах ее огни. Но, кто же ты?

Слайд 31

Домашнее задание

Параграф 28 . упр. № 2,3 стр.163

Презентация «Спички»
Презентация «Содержание фосфора в костной ткани»


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть