Слайд 1Контекстные задачи
– как средство формирования предметных и метапредметных результатов
Ум заключается
не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Слайд 2Контекстное обучение
Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в 1991 году.
Контекстное обучение - это организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение.
Контекстные задачи - одно из средств контекстного обучения
Слайд 3Контекстные задачи
В условии содержится контекст( законченный по смыслу текст, влияющий на
понимание задачи)
Предлагается анализ, осмысление и объяснение поставленной проблемы и выбор способа решения
Полученный результат осознается как личностно значимый
Слайд 4Содержание контекста (как правило)
На понимание поставленной проблемы
Связано с практической жизнью, и,
возможно, с будущей профессией
Актуализирует имеющиеся знания и опыт деятельности
Вызывает интерес у учащихся
Слайд 5Контекстные задачи
Предметные- требуют применения широких знаний из разных разделов химии
Межпредметные
– из одной предметной области с явным и неявным применением из другой области
Практические – требуют использования знаний из разных областей, а также из повседневного опыта
Слайд 6Пример контекстной задачи
17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов с сообщниками
пытался отравить Григория Распутина – человека, который пользовался неограниченным влиянием на семью последнего российского императора и которого считают одной из самых одиозных фигур российской истории.
Для этого заговорщики добавили яд в пирожные.
Однако яд не подействовал, и Распутин был убит 11 выстрелами из пистолета. Проведенный анализ позволил определить состав яда.
Он состоял из калия (60%), углерода (18,46%) и азота (21,54%). Выведите формулу вещества, которым пытались отравить Распутина.
Слайд 7Использование контекстных задач на разных этапах урока
1. Актуализация опорных знаний и
умений
Контекстная задача на данном этапе - пробуждает познавательный интерес к изучаемому материалу, помогает учащимся самим определить направление в изучении темы.
Слайд 8Использование контекстных задач на разных этапах урока
2. Усвоение новых знаний и
умений
Контекстная задача на этом этапе показывает ученикам каким образом полученные ими знания можно использовать в повседневной жизни.
В этом случае целесообразно применять групповые формы работы. Высказывание разных точек зрения и путей решения контекстной задачи.
Слайд 9Использование контекстных задач на разных этапах урока
3. Первичная проверка понимания изученного
материала.
4.Этап закрепления нового материала
На этих этапах урока контекстные задачи позволяют учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.
5. Использование контекстных задач на этапе рефлексии.
Учащимся предлагается составить свою контекстную задачу по теме, которую изучали на уроке с применением информации из учебника или интернета
Слайд 10К задаче о веществе, которым пытались отравить Г.Распутина
К какому классу веществ
принадлежит данное соединение? Назовите его по систематической номенклатуре.
Как это вещество чаще всего называют по-другому?
Существует, как минимум, два объяснения с химической точки зрения того, почему такой известнейший сильнодействующий яд не смог причинить вреда Григорию Распутину.
Сможете ли Вы пролить свет на эту загадку истории, опираясь на свойства данного вещества? Если сможете, то проиллюстрируйте свои доводы уравнениями реакций.
Слайд 11Выводы
На основании результатов выполнения данного типа задач диагностируются
компетенции:
– предметные (химические), позволяющие оценить знания учащихся и понимание ими изученного материала;
– метапредметные, носящие интегративный характер (применимые для решения расчетных задач и объяснения некоторых процессов и явлений);
– ключевые, имеющие надпредметный характер и способствующие применению естественнонаучных знаний для разрешения реальных жизненных проблем на основе оценки ситуации.
Слайд 12Выводы
С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения,
но и их системность, функциональность, самостоятельность и креативность мышления, другие личностные характеристики учащихся.
Контекстные задачи – это эффективное средство формирования предметных и метапредметных умений обучающихся на уроках химии в рамках освоения ФГОС