Слайд 1КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ В
ХИМИИ.
УРОК
– практикум.
Учитель химии высшей категории
МАОУ СОШ №27
г. Балаково
Кольчукова Анна Александровна
Слайд 2 ДЕВИЗ УРОКА:
Мы тайны многие сумеем
Разгадать
И многое осмыслить и понять.
Добытое
нам в жизни пригодиться,
Как интересно все-таки учиться
Слайд 3СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛАБОРАТОРИИ.
Работать только по указанию учителя.
Запрещается
оставлять открытыми склянки.
Работать строго по инструкции и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.
Запрещается брать вещества руками.
Слайд 4 ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ ОДНО
ВЕЩЕСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГОГО:
Внешний
вид.
Характерный запах.
Цвет.
Плотность.
Растворимость в воде.
Состояние.
Слайд 5 ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
ОПИСАТЬ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ:
алюминия.
уксусной кислоты.
медного
купороса
Слайд 6ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:
Изменение цвета.
Выделение газа.
Выпадение осадка.
Растворение осадка.
Появление запаха.
Характерный звук.
Выделение или
поглощение теплоты.
Слайд 7РАСПОЗНАВАНИЕ ВЕЩЕСТВ, НЕ
ИМЕЮЩИХ ЗАПАХА, НЕВИДИМЫХ.
Как узнать, в каком сосуде находятся
кислород и углекислый газ?
Составить план распознавания.
С помощью органов чувств: зрения,
обоняния, слуха можно обнаружить характерные признаки, сопровождающие химические реакции. Подобные реакции называют качественными.
Слайд 8КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО ВО ВТОРОМ СОСУДЕ НАХОДИТСЯ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, А НЕ
АЗОТ, КОТОРЫЙ ТОЖЕ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ ГОРЕНИЕ?
Слайд 9 КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ – ЭТО
ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕСЯ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ,
С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ РАСПОЗНАВАНИЕ ВЕЩЕСТВ.
Явления при проведении качественных реакций называют
аналитическим сигналом.
Слайд 10ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
В пробирку с прозрачной известковой водой опустить
стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.
Что наблюдаете?
Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?
Слайд 11 РЕАКТИВ.
Вещество, с помощью которого проводят качественную
реакцию, называется реактивом на определяемое вещество.
Известковая вода – реактив на углекислый газ.
Слайд 12Аналитический сигнал на определённый реактив должен появляться только при взаимодействии с
одним или, по крайней мере с немногими веществами.
Слайд 13ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПРОВОДЯТ С ПОМОЩЬЮ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ.
Наличие кислот –
с
помощью веществ – определителей –
индикаторов.
Слайд 14РЕАКТИВ НА КРАХМАЛ.
Наличие крахмала в продуктах определяют
реактивом на крахмал -
раствором йода.
Слайд 15ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
С помощью йодной настойки из аптечки проведите обнаружение крахмала в
картофеле, хлебе, макаронных изделиях.
Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, рисовой крупе?
Слайд 16ПРИМЕНЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ РЕАКЦИЙ
В медицине: при приготовлении лекарств,
проведении анализов на содержание различных
веществ в организме человека.
При определении качества питьевой воды.
В судебной практике.
В лабораториях химических производств, в пищевой промышленности.
Слайд 17 ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ.
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА)
В выданные учителем склянки с
прозрачной обычной водой, раствором поваренной соли, раствором сахара, известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через них выдыхаемый воздух.
Определите, где находится известковая вода с помощью качественной реакции, т.е. пропуская через жидкость выдыхаемый воздух, обогащённый углекислым газом.
Что наблюдается?
Слайд 18ТАБЛИЦА К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕ
Слайд 19ЧТО ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ?
Какие реакции называются качественными?
Что такое аналитический сигнал?
Приведите
примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом?
Какие реактивы вам стали известны?
Какое яблоко – незрелое или спелое – содержит больше крахмала? Как определить это опытным путём?
Проведите
домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.
Слайд 20РЕФЛЕКСИЯ
1. Сегодня я понял…
2.Теперь я могу…
3.Я приобрёл…
4. Меня удивило…
5. Я попробую…
6.
Мне захотелось…
Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Домашнее задание: параграф 9; пересказывать, отвечать на вопросы после
параграфа.
Творческое задание:
Какое яблоко – кислое или сладкое– содержит больше крахмала?
Как определить это опытным путём?
Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.