Слайд 1«Состав неорганических веществ»
для учащихся 7 класса
Разработала учитель химии
МОУ СОШ № 71
г. Воронежа
О.С. Горбунова
Обобщающий урок по теме:
Слайд 2
Резкое сокращение числа учебных часов на изучение химии
в старших классах требует
реконструкции образовательного процесса. И своевременного внедрения пропедевтического курса химии в 7 классе
«Введение в химию вещества».
Слайд 3
Содержание и методологические подходы программы по химии 7 класса способствуют
формированию естественно-научных понятий, развивают вариативное и системное мышление. Данный курс позволяет последовательно вводить ученика в удивительный мир химических явлений.
Слайд 4
Пропедевтика – необходимое условие формирования общеучебных и предметных умений и навыков.
Слайд 5В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов
С
«ВЫУЧИТЬ НА ВОСПИТАТЬ».
Технология модульного обучения позволяет осуществить постепенный переход
с «НАУЧИТЬ – НА НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ».
При составлении обобщающего урока по теме «Состав неорганических веществ» в качестве основного технологического инструмента мною выбрана модульная технология.
Слайд 6Алгоритм деятельности учителя.
Сформулировать тему урока, совместно с учащимися выработать цели урока.
Определить
объем информации предъявляемой для повторения, систематизации и изучения.
Определить характер познавательной деятельности:
ознакомление, воспроизведение, осмысление, применение.
Разбить учебный материал на отдельные логически законченные учебные элементы ( УЭ).
Проводить инструктаж для успешного выполнения разнообразных дифференцированных самостоятельных заданий на уроке и дома.
Осуществлять педагогическую диагностику овладения умениями.
Организовать взаимо- и самоконтроль.
Для активизации познавательного интереса предлагать творческие задания.
Слайд 7 Ход познания - «от
учеников»
Преобразующий характер деятельности учащихся: сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Интенсивная самостоятельная деятельность способствует развитию творчества учащихся.
Особенности урока
Слайд 8 «Единственный путь, ведущий
знанию, - это деятельность».
Б. ШОУ
Девиз урока:
Слайд 9Цели урока:
- повторить и закрепить знания о составе неорганических веществ, о
методах их классификации;
посредством модульного урока продолжить формирование общеучебных компетенций школьников (самостоятельно планировать свою учебную деятельность на уроке); - самостоятельно анализировать и выделять главное делать выводы; - структурировать информацию и обмениваться ею;
осуществлять контроль и самоконтроль.
Слайд 10Этапы урока.
УЭ – 0 Совместно с учениками выработать цели урока.
УЭ –
1 Повторить и закрепить основные теоретические
вопросы темы.
УЭ – 2 Научиться классифицировать неорганические вещества,
уметь составлять опорные схемы (промежуточный контроль).
Химический диктант – форма текущего контроля
умений и навыков составления формул по валентности.
УЭ – 3 Закрепить знания о составе сложных неорганических
веществ с помощью различных форм самостоятельной
работы (итоговый контроль).
УЭ – 4 Оценка результативности урока. Индивидуально-
дифференцированное домашнее задание.
Слайд 11Химический диктант
Кремний, серная кислота, карбонат натрия, сера, угольная кислота, газ
кислород, хлорид калия, соляная кислота, оксид кальция, гидроксид кальция, азотная кислота, нитрат железа (III), оксид алюминия, гидроксид алюминия, золото, ортофосфорная кислота, фосфор, оксид фосфора (V), газ азот, ортофосфат кальция, гидроксид натрия, вода.
Слайд 12
Химический диктант.
Si,
Н2SO4, Nа2СО3, S, Н2CО3, О2,
КСI, НСI, СаО, Са(ОН)2, НNO3, Fе(NO3)3, АI2О3, АI(ОН)3, Аu, Н3РО4, Р, Р2О5, N2, Са3(РО4)2, NаОН.
Слайд 13ВЕЩЕСТВА
ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ
Схема №
1
Слайд 16 СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
ОКСИДЫ
КИСЛОТЫ
ОСНОВАНИЯ СОЛИ
Схема № 3
Слайд 17 Самостоятельная работа.
1.Найдите среди данных веществ, пару
формул
- металлов; - неметаллов.
а) Са, Fе б) Р, Сu
в) К, Si г) S, С
Слайд 18Составьте все возможные химические формулы оснований для выбранных металлов.
(
Вспомните, какую валентность могут проявлять эти металлы)
Назовите вещества.
Классифицируйте основания, используйте данные таблицы растворимости веществ в воде.
3.Найдите формулу соли – хлорида меди (II):
СuО, СuСI2, СuS.
Определите качественный и
количественный состав этого
вещества.
Слайд 19 4. Установите соответствие.
Формула
соединения: Класс соединения:
1. Nа2О А. Кислоты
2. НСI Б. Соли
3. МgSO4 В. Основания
4. АI(ОН)3 Г. Оксиды
5. Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду, используя
знания о классификации веществ.
А. ВаО, SО3, Н3РО4
Б. Н2SO4, NаОН, НNО3
В. МgСI2, СаSO4, Р2О5
Укажите причину, по которой вы исключили вещество
из предложенного списка.
Слайд 20Дополнительное задание.
Найдите формулы веществ,
имеющих одинаковые
относительные молекулярные массы:
СО2,
N2, СН2СI2 , СО,
Н2S, С2Н4, О2.
Слайд 21
Самостоятельная работа.
(проверка)
1. Мg и Fе - металлы;
S и С - неметаллы.
2. NаОН, Са(ОН) 2, Fе(ОН) 3 - основания.
NаОН, Са(ОН) 2 - растворимые в воде основания ( щелочи).
СuСI2 – хлорид меди (II)
Качественный состав: вещество состоит из атомов меди и хлора.
Количественный состав: вещество состоит из одного атома меди и
двух атомов хлора.
НСI - кислота,
МgSO4 - соль,
АI(ОН)3 - основание.
5. К2О и SО3 - оксиды,
Н2SО4 и НNО3 - кислоты,
МgCI2 и СаSО4 – соли.
Дополнительное задание.
Мr ( N2 )= 14х 2= 28
Мr ( CО )= 12+16=28
Мr (C2Н4)= 12х2 + 1х4= 28
Слайд 23
Домашнее задание:
Если вы получили оценку «3»
и хотите улучшить полученную
на уроке оценку,
то выполните упр.2, 4 на стр. 146.
Если вы получили оценку «4», то приготовьте сообщение
по теме: «Роль неорганических веществ в жизни общества».
Если вы получили оценку «5», то исследуйте
на предмет содержания кислот и щелочей некоторые
препараты бытовой химии и гигиены.
Приготовьте творческий отчет
по результатам своей
деятельности.
Слайд 24Оценка оптимальности выбранных
форм и методов работы
Современное общество требует от педагогов формирование
компетентного выпускника: инициативного, конструктивного, мобильного.
Одним из перспективных направлений являются модульные технологии, которые необходимо внедрять, начиная с начальных этапов школьного образования.
Модульные технологии, используемые на различных этапах урока, позволяют ученикам быть не пассивными слушателями, а активными участниками процесса познания.
Учебный труд становится более привлекательным, увеличивается познавательный интерес, а, следовательно, результативность урока.