Слайд 1Урок-конференция
Физиологическое действие этанола на организм человека
Слайд 2
Цель: сформировать представления о физиологическом действии этанола на организм человека.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о спиртах на
примере этанола.
2. Исследовать физиологическое действие
этанола на организм человека.
3. Рассмотреть отрицательную роль алкоголя
на жизнь и деятельность человека .
4. Способствовать популяризации здорового
образа жизни.
Слайд 111. Многие обучающиеся (56%) уже попробовали
спиртные
напитки.
2. Многие (48%) выпивают, чтобы поддержать
компанию.
3. Многие (10%) выпивают ежедневно.
4. Многим (56%) нравится состояние
алкогольного опьянения.
5. 16% обучающихся ответили, что они не знают о
вреде, наносимом организму алкоголем.
6. 40% опрошенных положительно относятся к
алкоголизму.
Анализ анкетирования
Слайд 12В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы
Слайд 13Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за
8000 лет до нашей эры
Слайд 14
В 1386 г. в Россию впервые завезли водку, затем ее научились
изготовлять.
Выдающийся русский врач В. Бехтерев писал об этом явлении: «Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокоградусную водку ... сплошь и рядом у нас практикуется питье водки без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно».
В 1914 г. царь Николай II ввёл «сухой закон».
Слайд 15Русская пивоварня
Деревни или села имели свой питейный дом
или корчму, где подавали пиво, брагу, меды, квасы.
Квасир на средневековой гравюре
Слайд 16В Древней Руси пили очень мало.
Лишь на избранные праздники варили
медовуху, брагу или пиво
Старинная кружка
Слайд 18Алкогольная смертность в России составляет
23% от общего уровня.
Всего алкоголиков
7 миллионов.
Смертность среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза.
На 1 человека приходится 18 л алкоголя в год.
Слайд 19Спирты - производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов
водорода замещены гидроксильными группами
Слайд 20Образование водородных связей
Это объясняет, почему даже низшие спирты – жидкости.
R R R
H O:- H+ O:- H+ O:
Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксосоединений в воде
H R H
HO: HO: HO:
Слайд 21Получение этанола
(этилового спирта)
Брожение глюкозы:
дрожжи
С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2↑
Чистый (медицинский) спирт –
это продукт, полученный из пищевого
сырья и содержащий 96% этанола и
4 % воды.
Для того, чтобы сделать спирт,
используемый в технических целях,
непригодным для питья, в него добавляют
небольшие количества трудноотделимых ядовитых, плохо пахнущих веществ.
Слайд 22Применение этанола
горючее для двигателей, добавка к моторным
топливам;
- производство ацетальдегида, уксусной кислоты, бутадиена,
простых и сложных эфиров;
растворитель для красителей, лекарственных и
парфюмерных средств;
- производство ликеро-водочных изделий;
- дезинфицирующее средство в медицине.
Слайд 23Применение этанола в кулинарии
В поварском и кондитерском деле алкоголь применяется в
крайне незначительных дозах (!) — от нескольких капель до 1 ст. ложки.
Но эта концентрация оказывает влияние на создание хорошей консистенции и вкуса отдельных блюд и не наносит вред здоровью, так как в результате кулинарной обработки этанол разрушается.
Слайд 24Содержание этанола
в напитках
Этанол зарегистрирован как
пищевая добавка Е 1510.
Энергетическая ценность
1 грамма этанола – 7.1 ккал.
Слайд 25Опыты на растениях, жуках, птицах, животных показали, что алкоголь вреден для
живых организмов
Спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность
Слайд 26Изменения в головном мозге
100 г вина убивает 500 нейронов
100 г пива
убивает 3000 нейронов
100 г водки убивает 7500 нейронов
Почему «слегка» перебравшие алкоголь на утро ничего не помнят?
Слайд 27 При попадании спиртового раствора в улей, пчелы прекращали рабочие вылеты и
целыми днями оставались в улье, забывая о работе
Слайд 291. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015, с
изм. от 30.03.2016) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
запрещает
распитие спиртных напитков в общественных местах; появление в нетрезвом виде в общественных местах, иначе влечет за собой наложение штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Закон Курской области от 07.12.2004 № 63-ЗКО
«Об административных правонарушениях в Курской области»
запрещает
изготовление, хранение, сбыт спиртных напитков домашней выработки, иначе влечет наложение штрафа в размере от одного до тридцати МРОТ.
Слайд 30Первая помощь при отравлении
этиловым спиртом
При отравлении алкоголем необходимо срочно вызвать
«скорую помощь», а затем (при сохранении дыхания и сердечной деятельности пострадавшего):
1. вызвать рвоту;
2. дать активированного угля (из расчета 2
таблетки на 10 кг массы тела);
3. перевернуть пострадавшего на живот лицом
вниз;
4. доставить в больницу.
Слайд 31Выводы:
Отказ от употребления алкоголя сохраняет человеку
1. Здоровье.
2. Увеличивает продолжительность жизни.
3. Экономит средства.
4. Улучшает
аппетит.
5. Повышает работоспособность.
6. Ведет к благополучной и счастливой жизни.
Слайд 32Домашнее задание:
повторить §9;
2. ответить на вопросы 10, 11 на стр.
74
Учебник «Химия»
10 класс О. С. Габриелян.
Слайд 33Ответы на тестовые задания
по теме «Спирты»
1. В состав молекулы спирта
входит функциональная группа
а) – CHO; б) – COOH; в) - NH2; г) - OH .
2. Уберите «лишнее» вещество.
а) C3H7OH; б) C2H5OH; в) CH3COH; г) CH3OH.
3. Спирт, структурная формула которого CH3-CH2-CH- CH2-OH
|
CH3 , называется:
а) 2-метилпропанол; б) пентанол-1;
в) 2-метилбутанол-1; г) метилбутанол-1;
4. С увеличением относительной молекулярной массы растворимость спиртов
а) ухудшается; б) не изменяется; в) улучшается; г) изменяется.
5.С2Н5ОNа можно получить взаимодействием этанола с:
а) NaН; б) NaI; в) Na; г) NaОH.
6. Реакция этерификации - это реакция взаимодействия между:
а) спиртом и кислотой; б) альдегидом и кислородом;
в) двумя одинаковыми спиртами; г) спиртом и основанием.
7. Этанол НЕ реагирует с
а) водой; б) гидроксидом меди (II); в) оксидом меди (II); г) кислородом.
8. При нагревании выше 140 оC в присутствии Н2SO4 из этанола получается:
а) метан; б) этиленгликоль; в) этилен; г) ацетилен.
9. Безопасная доля алкоголя
а) 30 г. б) 50 г. в) 100 г. г) безопасной доли алкоголя не существует
10. Алкоголь оказывает вредное воздействие на:
а) мозг; б) печень в) сердце; г ) на все органы и ткани.
Слайд 35Рефлексия:
1.Сегодня на уроке я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Теперь я могу…
5.Меня удивило…
6. Я
себя чувствовал на уроке…
7. Оцени свое участие в подготовке к
уроку и работу на уроке по
пятибалльной системе…