Слайд 1Интеграция естественно-научных знаний в учебных исследованиях при обучении химии.
Выполнила:
Максимова Н.Е.
Учитель химии
ГБОУ
школа № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Слайд 2
По наблюдениям учителей и родителей познавательная активность детей уменьшается по
мере перехода из класса в класс. Особенно это характерно для подростков, снижается их любознательность. В школе и дома многие учащиеся часто слышат одни и те же слова: « Учитесь! Это главное в вашей жизни! Надо учиться лучше!» Получается , что взрослые насильно удерживают молодых людей в позиции детей, воспринимаемых как людей неполноправных , руководимых и опекаемых.
Авторитарная позиция взрослых воспринимается школьниками, как несправедливая и неправильная, поэтому вызывает протест и отбивает желание учиться. И лишь немногий процент детей имеют устойчивый интерес к учебе.
Слайд 3Проблема:
Обеспечить в условиях современной школы не только желание учиться, но и
упорную, постоянную и активную познавательную деятельность учащихся .
Слайд 4Актуальность вопроса
Современная политика в области образования направлена на развитие личности
ребенка, поэтому перед учителем стоит задача, чтобы учащиеся были активными участниками процесса получения и применения учебной информации, могли добывать эту информацию в различных источниках, критически ее перерабатывать и применять в различных ситуациях. В связи с этим возникает необходимость интеграции химического содержания с содержанием других естественно-научных предметов, в частности с биологией. Взаимосвязи химии и биологии могут осуществляться в трех направлениях: при изучении одного и того же объекта, при использовании общих законов и теорий, при применении единых методов исследования
Слайд 6Цель:
Определить ,с помощью каких методов и приемов можно побуждать учащихся к
активной мыслительной деятельности ?
Слайд 7Аспекты преподавания химии, побуждающие
к познанию
Удивление новым
Материал
исторического
характера
Исследование
краеведческого
материала
Химический эксперимент
Доступное и наглядное
изложение материала
Слайд 8Познание начинается с удивления
Изучая тему « Электролитическая диссоциация», при закреплении демонстрирую
электропроводимость растворов поваренной соли и сахара. Учащиеся сталкиваются с проблемой: такие похожие ,на первый взгляд ,вещества, хорошо растворимые в воде, имеющие одинаковое агрегатное состояние, дают совершенно разные результаты.
Почему?
Конечно, здесь присутствует элемент удивления.
Учащиеся понимают, что у них недостаточно
знаний для объяснения данного явления.
Они с интересом ждут объяснения материала.
Слайд 9Материал исторического характера
Роберт Бойль
Фиалки
Букетик вот таких фиалок способствовал
созданию Робертом Бойлем первой
лакмусовой бумаги, которая теперь есть в
любой лаборатории.
Одновременно было открыто одно из первых веществ, которое уже тогда Роберт
Бойль назвал « индикатором»
Слайд 10
Учащиеся проводя исследование по первоцветам, обнаружили интересную особенность медуницы. Бутоны розовые
и в ярко- розовый цвет окрашены и распустившиеся цветки. Но проходит несколько дней , и окраска цветка изменяется: он становится пурпурным, а потом фиолетовым, затем синеет, а позже иногда голубеет и даже белеет. Соцветие медуницы – разноцветный букетик . Самые верхние, только что распустившиеся цветки – розовые,пониже – фиолетовые и синие.
Почему изменяется окраска цветка? Это зависит от присутствия в лепестках цветка особого красящего вещества- антоциана.Это вещество изменяет свой цвет: розовеет от кислоты и синеет от щелочи.С возрастом цветка состав клеточного сока в лепестках медуницы изменяется: кислый вначале сок затем становится щелочным. Изменяется и окраска антоциана: он синеет. Проверим эти явления с помощью опытов.
Слайд 11Проведем исследование
Почему изменяется окраска цветка? Это зависит от присутствия в лепестках
цветка особого красящего вещества- антоциана. Это вещество изменяет свой цвет: розовеет от кислоты и синеет от щелочи. С возрастом цветка состав клеточного сока в лепестках медуницы изменяется: кислый вначале сок затем становится щелочным. Изменяется и окраска антоциана: он синеет. Проверим эти явления с помощью опытов.
Провели следующие опыты с цветами медуницы:
1.Опустили розовый цветок медуницы в воду и капнули туда нашатырного спирта или раствора соды -цветок синеет. Почему ? (Потому что среда раствора стала щелочной.)
2.Взяли синий цветок , положили в другой стакан с водой и капнули туда уксусной эссенции - синий цветок порозовеет. Причина?
(среда стала кислой.)
Если эксперимент связан с жизнью, он приобретает особую ценность
Слайд 12Природные индикаторы (домашняя лаборатория)
Все мы знаем индикаторы, используемые в школе. Это
лакмус, фенолфталеин и метилоранж. А какие индикаторы можно использовать дома для определения среды раствора? Хотя лакмус уже в течении нескольких столетий служит людям, его состав так до конца и не изучен. В этом нет ничего удивительного: ведь лакмус - это сложная смесь природных соединений. Считается, что красящими веществами лакмуса являются индофенолы, которые в кислой среде существуют в катионной форме, а в щелочной в анионной.
В некоторых странах краску, сходную с лакмусом, добывали и из других растений. Простейшим примером служит свекольный сок, который также изменяет цвет в зависимости от кислотности среды.
Цвет сока в кислой среде
Цвет сока
в щелочной среде
Слайд 13Опыты, связанные с повседневной жизнью.
Изучая органическую
химию, знания качественной реакции на белок, ученики применяют, пытаясь определить присутствие белка в таких продуктах, как мясо и колбасные изделия. Причем это самые разнообразные источники продукции: то, чем кормили сегодня в школьной столовой , то, что смогли купить родители для питания своих семей. Определяют белок в продуктах растительного происхождения – в отварах гороха , фасоли и сои. Анализируют, сравнивают результаты , делают определенные выводы. Интерес к познанию поддерживается тем, что продукты испытания взяты из жизни. В результате для себя решают вопрос о качестве покупаемой продукции, и на будущее, что употреблять в пищу, а от чего лучше воздержаться.
Слайд 14Учитель химии ГБОУ школа №93
Максимова Н.Е.
ХИМИЯ ПИТАНИЯ
Слайд 15
Свет мой , зеркальце, скажи…
Учитель химии ГБОУ школа №93
Максимова Н.Е.
Слайд 17Мои результаты:
Качество обучения по предмету
Качество
Сдача ГИА по химии
2014 – 2015
уч.год сдавали 2-е учащихся с оценкой « 4»
2014 -2016 уч. год сдавали 3-е учащихся
На «5» - 1 чел. На «4» - 2 чел.
Слайд 18
Выводы:
ХИМИЯ – наука экспериментально-теоретическая. Несомненно, в школе должен быть расширен как
демонстрационный, так и ученический химический эксперимент. Роль ученического эксперимента особенно велика при интеграции естественно-научных знаний в учебных исследованиях, так как он способствует формированию учащихся практических умений и навыков по химии.
Огромную значимость приобретает проведение проблемного химического эксперимента. Именно такие опыты развивают «химические руки» и «химическую голову» . Таким образом, мы сделали попытку определить методические подходы к интеграции естественно-научных знаний в учебных исследованиях при обучении химии.
Слайд 19Использованная литература.
1. Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии :
учебное пособие. – М., Цнетрхимпресс, 20047. Байкова В.М.Химия после уроков.-
Издательство « Карелия», 1976.
2. Зверева Н.М. Форммирование естественнонаучного мышления школьников – Горький, 1989
3. Я иду на урок химии: 8 – 10 классы: Книга для учителя. –
М.: Издательство «Первое сентября», 2002.-272с.:ил.
4. Гридчин С.А.Элементы Вселенной.-
Воронеж,Центр.-Черноземное кн. изд-во,1980.-160с.
5. http://www.microelements.ru/Fe
6. http://nauka.relis.ru/08/0412/08412112.htm
7. Сурин Ю.В.Методика проведения проблемных опытов по химии.Развивающий эксперимент.-М:Школа – Пресс, 1998.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-Москва « Народное образование»,1998.
9. Филиппович Ю.Б. Основы биохимии, Высшая школа, 1985