Презентация, доклад по химии Формирование основ исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии

Содержание

Исследовательское обучение основано на биологически предопределённой потребности ребёнка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально иной модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка.

Слайд 1Формирование основ исследовательской деятельности учащихся
в процессе обучения химии

учитель химии
МОУ Богдашкинской СОШ
Пидиксеевой Венеры Лукиановны





2017 год
Формирование основ исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии

Слайд 2Исследовательское обучение основано на биологически предопределённой потребности ребёнка познавать окружающий мир.

Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально иной модели обучения,
где приоритетные позиции
занимает познавательная
деятельность самого
ребёнка.
Исследовательское обучение основано на биологически предопределённой потребности ребёнка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых

Слайд 3Исследовательская деятельность, по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, - это

«специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяет специфику и сущность этой деятельности»
Исследовательская деятельность, по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием

Слайд 4Исследовательские способности, по определению А.И. Савенкова, это индивидуальные особенности личности, являющиеся

субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности [29]. В их состав входит:
умение видеть проблему;
умение вырабатывать гипотезу;
умение наблюдать;
умение проводить эксперимент;
умение давать
определение
понятиям и др.
Исследовательские способности, по определению А.И. Савенкова, это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности

Слайд 5 Существуют различные исследовательские методы в процессе преподавания химии. К ним относят

следующие: наблюдение -это активный метод познавательной деятельности, опирающийся на работу органов чувств; моделирование- при изучении какого-либо явления создается модель, которая служит для учеников объектом рассмотрения; описание- переводит данные эксперимента на язык науки. Используя химические уравнения реакций, учащиеся описывают данные экспериментов.
Существуют различные

Слайд 6этапы работы над учебным исследованием:
подготовка - основное содержание работы на этой

стадии - определение темы и цели исследования. Учитель знакомит школьников со смыслом исследовательского подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей;

планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации. Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы;

исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач; представление результатов . формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели;

оценка результата и процесса - учащиеся принимают участие в оценке исследования, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность в школьников
этапы работы над учебным исследованием:подготовка - основное содержание работы на этой стадии - определение темы и цели

Слайд 7Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится

на лабораторные и демонстрационные опыты, практические работы.
Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторные и демонстрационные опыты, практические

Слайд 8Примеры эксперимента.
Задание 1. В трех пробирках находятся растворы этанола, глицерина и

глюкозы. Предложите схему идентификации каждого из веществ.

Задание 2. Как доказать экспериментально,
что соль железо(II)-сульфат содержит примесь соли железо(III)-сульфата?

Задание 3. Как разделить смесь порошков магния и меди
химическим путем?

Задание 4. Определить среду различных водных растворов солей с помощью индикатора лакмуса.
Примеры эксперимента.Задание 1. В трех пробирках находятся растворы этанола, глицерина и глюкозы. Предложите схему идентификации каждого из

Слайд 9  
Опыт 1. Сухой гидроксид кальция смешивают с сухим фенолфталеином. При этом

окраска индикатора вопреки ожиданиям не изменяется.

Опыт 2. К полученной смеси порошков добавляют воду и сразу наблюдают появление малиновой окраски индикатора. Как объяснить наблюдения? Какова роль воды в этом процессе? Чтобы доказать, что это не единичное явление проводится еще один опыт.

Опыт 3. К сухой соли нитрата серебра добавляют сухую соль иодида калия. Никаких изменений не происходит. При добавлении воды к смеси солей появляется ярко-желтое окрашивание.

 Опыт 1. Сухой гидроксид кальция смешивают с сухим фенолфталеином. При этом окраска индикатора вопреки ожиданиям не

Слайд 10Прежде чем предложить учащимся решить учебную проблему необходимо сформулировать у них

понятие, что такое предмет и объект исследования, гипотеза, научить способам проверки гипотез.

Одной из форм организации исследовательской деятельности это проблемное ведение уроков. Такие уроки способствуют формированию и развитию исследовательских умений учащихся.

Прежде чем предложить учащимся решить учебную проблему необходимо сформулировать у них понятие, что такое предмет и объект

Слайд 11
1.Сформулировать проблему

2. Выявить предмет и объект исследования

3. Выдвинуть гипотезу
 
4. Провести

экспериментальное исследование.

5. Сделать вывод  

 

Алгоритм исследовательской деятельности

1.Сформулировать проблему2. Выявить предмет и объект исследования3. Выдвинуть гипотезу  4. Провести экспериментальное исследование.5. Сделать вывод   Алгоритм исследовательской

Слайд 12 
Объект – оксид и гидроксид химического элемента №15,

предмет – свойства этих веществ.
Гипотеза -если в атоме химического элемента №15 имеются 5 валентных электронов, то он неметалл, его высшая степень окисления равна +5, состав оксида – P2O5, гидроксида H3PO4, их свойства кислотные.
 
Опыт №1. реактивы P2O5 , H2O.
Опыт №2. Реактивы: H3PO4 , лакмус.
Опыт №3. Реактивы: H3PO4, NaOH, фенолфтамин.
Записать наблюдения и уравнения реакций с помощью химического эксперимента.

Гипотеза подтверждена: химический элемент №15 образует оксид и гидроксид обладающими кислотными свойствами.

Химический элемент третьего периода имеет 5 валентных электронов. Какой это элемент? Каков характер его свойств (металл, неметалл, переходный металл)? Какие свойства (кислотные, основные, амфотерные) имеют его оксид и гидроксид?

 Объект – оксид и гидроксид химического элемента №15,         предмет

Слайд 13Первый уровень характеризуется тем, что учащиеся выполняют единичные операции исследования, используют

единичные элементы знаний конкретной темы для построения суждения. Умения этого уровня проявляются при использовании поисковой деятельности учащихся на уроках изучения нового материала. Например, на уроке по теме «Соли угольной кислоты» учащиеся получают следующее задание: распознайте соли угольной кислоты среди других солей (можно предложить следующие соли: Na2СО3, Na2SО4, NаС1, NaNО3).

Уровни сформированности исследовательских умений учащихся.

Первый уровень характеризуется тем, что учащиеся выполняют единичные операции исследования, используют единичные элементы знаний конкретной темы для

Слайд 14Задание 1. Изучите влияние изменения концентраций реагирующих веществ на смещение равновесия

реакции хлорида железа (III) с роданидом калия.

Задание 2. Изучите влияние температуры на смещение равновесия реакции гидролиза ацетата натрия.

На втором уровне учащиеся выполняют единичные операции исследования, проводят аналогичные исследования, на основе знаний конкретной темы. Умения этого уровня формируются при выполнении практических заданий по инструкции.

Задание 1. Изучите влияние изменения концентраций реагирующих веществ на смещение равновесия реакции хлорида железа (III) с роданидом

Слайд 15Пример домашнего практического задания на тему «Окисление аскорбиновой кислоты»: «Исследуйте, как

происходит окисление аскорбиновой кислоты иодом, и рассчитайте массовую долю аскорбиновой кислоты в растворе, учитывая, что реакция протекает по следующему уравнению:
I 2+ С6Н8О6 = С6Н6О6 + 2Н I

Третий уровень характеризуется тем, что учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, под руководством учителя могут построить гипотезу и исследовать свойства вещества, рассматриваемого впервые. Умения этого уровня формируются при решении экспериментальных задач и выполнении практических заданий, которые предлагаются в качестве домашней работы.

Пример домашнего практического задания на тему «Окисление аскорбиновой кислоты»: «Исследуйте, как происходит окисление аскорбиновой кислоты иодом, и

Слайд 16Задание 1. Определите, в какой последовательности можно проводить опыты по распознаванию

растворов карбоната, сульфита и сульфита калия. Подвергаются ли данные соли гидролизу? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Задание 2. Объясните, почему жидкий бензин спокойно горит, а его пары в смеси с воздухом взрываются. Что позволяет использовать это свойство в работе двигателей внутреннего сгорания? и др.

Четвертый уровень характеризуется комплексным использованием исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельно сформулированной гипотезы. Они могут находить рациональный путь исследования проблемы, которой требует актуализации знаний из различных курсов химии. Умения этого уровня формируются при выполнении экспериментальных и контрольных работ.

Задание 1. Определите, в какой последовательности можно проводить опыты по распознаванию растворов карбоната, сульфита и сульфита калия.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть