Слайд 1Соколова М.Г., зам по УМР Чебаркульского профессионального техникума
ЧТО ЕДЯТ РАСТЕНИЯ И
ПРИ ЧЕМ ТУТ ХИМИЯ
Слайд 2Еще повара древности славились своими кулинарными успехами. Столы королевских дворцов ломились
от изысканных блюд. Люди с достатком становились разборчивыми в пище.
Растения, казалось, были куда более неприхотливыми. И в знойной пустыне и в полярной тундре уживались травы и кустарники. Пусть чахлые, пусть жалкие, но уживались.
Что-то было потребно для их развития. Но что? Это загадочное «что-то» ученые искали долгие годы. Ставили опыты. Обсуждали результаты. А ясности не было.
Слайд 3ЧТО ЕДЯТ РАСТЕНИЯ И ПРИ ЧЕМ ТУТ ХИМИЯ
Слайд 4Ее внес в середине прошлого века знаменитый немецкий химик Юстус Либих.
Ему помог химический анализ. Самые разнообразные растения «разложил» ученый на отдельные химические элементы. Их поначалу оказалось не так-то много. Всего десять: углерод и водород, кислород и азот, кальций и калий, фосфор и сера, магний и железо. Но эта десятка заставляла бушевать зеленый океан на планете Земля.
Отсюда следовал вывод: чтобы жить, растение каким-то образом должно усваивать, «поедать» названные элементы.
Как именно? Где же находятся кладовые пищи растений?
В почве, в воде, в воздухе.
Слайд 5Но встречались удивительные вещи. На одних почвах растение бурно развивалось, цвело
и давало плоды. На других - хирело, сохло и становилось блеклым уродцем. Потому что в почвах этих не хватало каких-нибудь элементов.
Еще до Либиха знали люди и другое. Если даже на самой плодородной почве год за годом высевать одни и те же сельскохозяйственные культуры, то урожай становится всё хуже и хуже.
Почва истощалась. Растения постепенно «съедали» все запасы необходимых химических элементов, содержащихся в ней.
Надо было почву «подкармливать». Вводить в нее недостающие вещества, удобрения. Их применяли еще в седой древности. Применяли интуитивно, опираясь на опыт предков.
Слайд 6Либих возвел использование удобрений в ранг науки. Так родилась агрохимия. Химия
стала служанкой растениеводства. Перед ней возникла задача: научить людей правильно употреблять известные удобрения и изобретать новые.
Сейчас используют десятки различных удобрений. И самые главные из них - калийные, азотные и фосфорные. Потому что именно калий, азот и фосфор - элементы, без которых не растет ни одно растение.
Слайд 7Удобрения улучшают почвенное питание растений, улучшают свойства почвы. В результате повышается
урожай.
Удобрения делят на минеральные и органические.
Минеральные удобрения содержат минеральные вещества, которые необходимы растениям для роста и развития. Минеральные удобрения бывают азотистыми соединениями (селитра, мочевина), калийные (соли калия, зола), фосфатные и другие.
Среди минеральных удобрений выделяют микроэлементы, которые необходимы растениям в очень маленьких количествах, однако их отсутствие не дает растению нормально расти и развиваться. К микроэлементам относится бор, медь, молибден, марганец и другие.
Органические удобрения — это остатки живых организмов или продукты их жизнедеятельности. К органическим удобрениям относятся навоз, компост, перегной и торф.
Слайд 8Задачи по химии удобрений
1.Основоположник агрохимии Ю. Либих писал о том, что
великие цивилизации процветают и гибнут вместе со своей почвой: Рим выбрасывает в сточные трубы плодородие Сицилии. Обоснуйте это утверждение. Почему Сицилия, бывшая житница Рима, превратилась со временем в район с одними из самых бедных почв в мире?
Слайд 9Решение задачи:
Почвы Сицилии использовали для сельскохозяйственных целей в течение многих лет.
В результате почва утратила свою плодородность, произошло истощение земли. Для предотвращения этого необходимо ежегодно вносить в почву удобрения.
Слайд 102. Какие способы гидротехнической и лесотехнической мелиорации вам известны? Можно ли
ограничиться только одной группой мелиоративных методов?
Слайд 11Решение задачи:
Гидротехническая мелиорация: оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, протиовооползневая.
Лесотехническая мелиорация: противоэрозионная,
полезащитная, пастбищезащитная.
Ограничиться только одной группой методов нельзя, нужно использовать все методы.
Слайд 123 Почему некоторые фосфорные удобрения (фосфоритная мука, преципитат, красный фосфор), внесенные
в почву, сохраняют свои питательные свойства в течение нескольких лет, а калийные удобрения нужно вносить в почву ежегодно?
Слайд 13Решение задачи:
Фосфорные удобрения в большинстве своем малорастворимые вещества, следовательно, их растворение
занимает долгий период. Калийные же удобрения — хорошо растворимые вещества, поэтому они быстро усваиваются почвой.
Слайд 144. Комнатные растения можно поливать подкормкой из минеральных удобрений: в 1
л воды растворяют 2,5 г KNO3, 2,5 г КН2PO4 и 10 г Ca(NO3)2. Какова массовая доля (в %) каждого из компонентов в такой подкормке?
Слайд 175.Водный раствор содержит 39,2 г фосфорной кислоты. Его нейтрализовали раствором, содержащим
37 г гидроксида кальция. Найдите массу полученного преципитата.
Слайд 19Источники:
http://chemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st103.shtml
http://davay5.com/z.php?r=o-s-gabrielyan_9_klass&glava=mineralnye-udobreniya