Презентация, доклад Межпредметная интеграция как педагогическая проблема

Содержание

Наиболее проблемным для общеобразовательной школы является - многопредметность;- перегруженность учащихся;- снижение учебной мотивации;- низкий уровень практической и деятельностной подготовки учащихся;- развитие техники, технологии производства во многом зависит не только от успехов отдельных отраслей науки, но и от междисциплинарного синтеза, интеграции их

Слайд 1«Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни был
о науками должны

органически строиться в светлый и,
по возможности обширный взгляд на мир»
К.Д. Ушинский

Крючкова Надежда Николаевна,
учитель химии
МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Межпредметная интеграция как педагогическая проблема

«Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками должны органически строиться в светлый и,по возможности

Слайд 2 Наиболее проблемным для общеобразовательной школы является
- многопредметность;
- перегруженность учащихся;
- снижение учебной мотивации;
- низкий уровень

практической и деятельностной подготовки учащихся;
- развитие техники, технологии производства во многом зависит не только от успехов отдельных отраслей науки, но и от междисциплинарного синтеза, интеграции их достижений

Наиболее проблемным для общеобразовательной школы является -	многопредметность;-	перегруженность учащихся;-	снижение учебной мотивации;-	низкий уровень практической и деятельностной подготовки учащихся;-	развитие техники,

Слайд 3Противоречия в практике отечественного образования между:

возросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке

учащихся и фактическим ее уровнем;
большим объемом научных знаний и недопустимостью перегрузки учащихся;
необходимостью полноценного образования и возможностями образовательных учреждений (организационными, педагогическими, материальными и т.д.);
мощным потоком новой информации (биологической, экономической, химической, физической и др.) и ее слабым отражением в учебно-программной документации и практике обучения;

Противоречия в практике отечественного образования между:возросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке учащихся и фактическим ее уровнем;

Слайд 4 Эти противоречия определяют главную проблему
в естественнонаучном образовании учащихся:

рациональный и оптимальный отбор содержания, принципов, форм и методов построения интегративного курса по всем дисциплинам.

Эти противоречия определяют главную проблему в естественнонаучном образовании учащихся: рациональный и оптимальный отбор содержания, принципов,

Слайд 5Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны

быть сформированы у обучающихся к периоду переходав основную школу, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех обучающихся

Наши ученики:
не умеют слушать не только учителя, но и друг друга;
не внимательны;
не организованы и в учебе и в быту;
не самостоятельны;
не умеют быстро перестроиться с одного вида работы на другую;
не очень любознательны;
нет трудолюбия, терпения;
нет ответственности за результаты своего учебного труда


Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы обучающихся сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех обучающихся

Низкий уровень качеств для успешного обучения:

Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у обучающихся к периоду

Слайд 6

Актуальность
актуальность проблемы интеграции социально и экономически обусловлена изменениями в науке,

технике, технологии производства, которые вызывают необходимость модернизации обучения подрастающего поколения;

повысить качество образовательного процесса возможно только через внедрение в учебный процесс современных технологий, основой которых является интеграция учебных предметов;

ориентация образования не только на усвоении обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей;

формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, определяющих современное качество образования;
улучшение профессиональной ориентации через создание гибкой системы профилей обучения в старшей школе;

обеспечение нового подхода к проблеме повышения качества общего образования;

качественное обновление организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса;
устранение перегрузки содержания образования, оптимизация учебной нагрузки
развитие деятельностных и интегративных подходов и использование здоровьесберегающих и технологий
Актуальностьактуальность проблемы интеграции социально и экономически обусловлена изменениями в науке, технике, технологии производства, которые вызывают необходимость

Слайд 7


Естественнонаучное образование
Цель:
формирование представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира,



окружающей среде как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества, а также умений применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе
Естественнонаучное образование Цель:формирование представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, окружающей среде как единой целостной системе,

Слайд 8


Интеграция

является принципом современного образования;
рассматривается, в основном,

как установление устойчивых связей между разными учебными предметами, при этом «изолированность» («сепаратность») каждого из них не исчезает;
этом случае основой интеграции является общее содержание разных образовательных областей:
использование интеграции связано с решением организационных вопросов (уменьшение общей нагрузки школьника, устранение одночасовых предметов и т.п.)

Интеграция  является принципом современного образования; рассматривается, в основном, как установление устойчивых связей между разными учебными

Слайд 9

Гуманизация
Дифференциация
Метапредметность
Вариативность
Индивидуализация процесса образования
Характерные направления новых ФГОС
на современном

этапе:
ГуманизацияДифференциацияМетапредметностьВариативностьИндивидуализация процесса образованияХарактерные направления  новых ФГОС на современном этапе:

Слайд 10. Системно-деятельностный подход как основа разработки и реализации ФГОС

. Системно-деятельностный подход как основа разработки и реализации ФГОС

Слайд 11Содержание образования проектирует определенный тип мышления (эмпирический или теоретический)

Содержание образования проектирует определенный тип мышления (эмпирический или теоретический)

Слайд 12Формируемые в образовательном процессе способы действий проектируются в единстве с содержанием

образования
Формируемые в образовательном процессе способы действий проектируются в единстве с содержанием образования

Слайд 13

Противоречия
возросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке учащихся и

недопустимостью перегрузки

учащихся

большим объемом научных знаний и

между ослаблением практической направленности обучения, снижением качества усвоения учебного материала и

мощным потоком новой информации (биологической, экономической, химической, физической и др.) и

формированием социального опыта учащихся, умением наблюдать и объяснять явления природы, делать соответствующие выводы

фактическим ее уровнем

ее слабым отражением в учебно-программной документации и практике обучения;

МЕЖДУ

Противоречиявозросшими требованиями общества к общеобразовательной подготовке учащихся и недопустимостью перегрузки учащихсябольшим объемом научных знаний и между

Слайд 14

Проблема
Формирование
качественных изменений
в физическом, психическом
и духовном развитии
школьников

Проблема Формирование качественных измененийв физическом, психическом и духовном развитии школьников

Слайд 15Ра
Развитие - это







Развитие - это

сформированное

умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи

это высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для учебной деятельности: воображения, мышления, связной речи и др

сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески


сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи

РаРазвитие - это    Развитие - этосформированное умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки,

Слайд 20

Пути решения
Различные формы учебных занятий
Элективные курсы
Проектная и исследовательская деятельность
Детские объединения дополнительного

образования

Предметные недели

Пути решенияРазличные формы учебных занятийЭлективные курсыПроектная и исследовательская деятельностьДетские объединения дополнительного образованияПредметные недели

Слайд 21

С чего начать?



С чего начать?

Слайд 22

Формирование единого
понятийного
аппарата



Формирование единого понятийного аппарата

Слайд 23 Интегрированный подход способствует
переосмыслению общей структуры организации учебного процесса,
специальной подготовке

учащихся к процессу восприятия,
понимания и осмысления информации, формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом.

В отличие от “межпредметных связей” интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими с одним классом.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и

Слайд 24 Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать

специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свой курсы.

При правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива
Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для

Слайд 25Необходимость реализации интегративных подходов обусловлена рядом факторов


- быстрый темп развития современного

естествознания, его возрастающая роль в научно-техническом прогрессе,
- тенденции интеграции и дифференциации, наблюдающиеся как в науке, так и в школьном образовании.
- введение базисного учебного плана и государственных образовательных стандартов,
- решение проблемы снижения перегрузки учащихся,
Необходимость реализации интегративных подходов обусловлена рядом факторов -	быстрый темп развития современного естествознания, его возрастающая роль в научно-техническом

Слайд 27Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как

учить?

обновление
средств
обучения

Ради чего
учить?

ценностные
установки
образования

Чему учить?

обновление
содержания

становление ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности

Системно-деятельностный
подход

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценностныеустановки образованияЧему учить?обновлениесодержаниястановление ученического сообщества,формирование

Слайд 28Технология критического мышления
Проблемное обучениеи
РО
Здоровьесберегающие технологии
Обучение в сотрудничестве
ТРИЗ
ПД с использованием ИКТ

ИКТ
Технология критического мышленияПроблемное обучениеи РОЗдоровьесберегающие технологииОбучение в сотрудничествеТРИЗПД с использованием ИКТ ИКТ

Слайд 29
исследовательских задач.
познавательных задач.
задач.
практической предметной деятельности
задач.
развития проектной деятельности
задач.
социальной направленности
Проектная компетентность используется для решения
задач.
самоопределения

и выбора

поисковых задач.

задач.
профильного и предпрофильнго образования

воспитательных задач.

задач.
организации досуга

исследовательских  задач.познавательных  задач.задач.практической  предметной деятельностизадач.развития  проектной  деятельностизадач.социальной  направленностиПроектная компетентность  используется

Слайд 30

Проекты учащихся

Проекты учащихся

Слайд 31ЗНАТЬ

УМЕТЬ

ВЛАДЕТЬ

БЫТЬ

ЗНАТЬУМЕТЬВЛАДЕТЬБЫТЬ

Слайд 33

Интегрированное обучение:
1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
2) даёт

возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
4) повышает качество знаний учащихся;
5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
6) формирует у учащихся общие понятия хими, биологии,физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
8) позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Интегрированное обучение: 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода

Слайд 34Интеграция предметов естественно-научного цикла
обеспечивают конвергенцию основ естественнонаучного, математического и

гуманитарного знаний,
реализуют принципы организации деятельностного подхода в образовании,
формируют виды и способы деятельности, необходимые для понимания обучающимся взаимосвязи процессов, происходящих в быстроменяющимся мире, самоопределения, эффективной деятельности, формирования активной гражданской позиции
Интеграция предметов естественно-научного цикла обеспечивают конвергенцию  основ естественнонаучного, математического и гуманитарного знаний,реализуют принципы организации деятельностного подхода

Слайд 35







Алгоритм создания проекта
Проблема
Тема проекта
Основополагающий

вопрос

Проблемный вопрос

Проблемный вопрос

Гипотезы решения проблемы

Цель исследования

Проведение исследования

Составление плана

Оформление результатов

Защита проекта

Проблемный вопрос

Выбор методов

Алгоритм создания проектаПроблема Тема проектаОсновополагающий   вопрос Проблемный вопрос Проблемный вопрос Гипотезы

Слайд 371. Клёнова А.В. «Интегрированные уроки в школе»., Волгоград, Учитель, 2003.
2. Никишина

И.В. «Инновационная деятельность современного педагога»., Волгоград, Учитель, 2007.
3. Ястребцова Е.Н. и др. «Intel. «Обучение для будущего»»: Учебное пособие – 7-е изд., испр., М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. – 128с.
4. Научно-методический журнал «Открытая школа», №6-2004, №5-2002, №3-2007.
www.1september. ru
www. It-n.ru
www.alleng.ru/edu/math3.htm
http://festival.1september.ru/articles/567249/ 


Источники информации

1. Клёнова А.В. «Интегрированные уроки в школе»., Волгоград, Учитель, 2003.2. Никишина И.В. «Инновационная деятельность современного педагога»., Волгоград,

Слайд 38
Спасибо за внимание!




Желаю творческих успехов!










Спасибо за внимание!Желаю творческих успехов!

Слайд 39УСПЕХОВ В СЛЕДУЮЩЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ!

УСПЕХОВ В СЛЕДУЮЩЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть