Слайд 1МАСТЕР - КЛАСС
Учитель МОУ Школа № 3 г. Черемхово: Мосалыгина О.А.
Слайд 2Тема:
«Технология развития
критического мышления»
Слайд 3Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:
«Скажи мне – я
забуду, покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму».
Слайд 4Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой
нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Слайд 5Причиной выбора данной технологии послужило не только, что она основывается на
ФГОС, но и решает, поставленную передо мной,
цель – развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков;
формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.
Слайд 6Цель занятия:
продемонстрировать некоторые методические приемы технологии «Развитие критического мышления»:
«Синквейн»,
«Кластер»,
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Дискуссия»,
«Проблемный вопрос»,
«Инсерт »
Слайд 7Задачи:
- Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному
вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
- Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
- Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.
Слайд 8Актуальность использования ТРКМ
в учебном процессе
Согласно современным требованиям к образованию, модернизация
которой предполагает формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 9Активное целеполагание
Цели обучения должны формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях
учащихся. Потенциал целеполагания заложен в современных образовательных технологиях (их приёмы и стратегии).
Слайд 10Формы и методы работы: беседа, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка
конкретных навыков. В работе также будут использованы компьютерная презентация и раздаточные материалы.
Слайд 11Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и
учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Слайд 12Концепция стандартов определяет требования к результатам освоения основных образовательных программ:
- предметные
результаты
- метапредметные результаты
-личностные результаты
Слайд 18Урок химии в 8 классе
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся по обобщению
знаний о кислороде, как самом распространенном химическом элементе на земле, расширить их представления о применении кислорода, его значении для живых существ, показать необходимость предотвращения загрязнения атмосферы.
Установить межпредметные связи между химией, биологией, историей, экологией.
Продолжать развивать навыки учащихся самостоятельной работы с информацией.
Обеспечить условия для экологического просвещения учащихся.
Слайд 19Стадия вызова.
Задачи этой фазы:
1) Постановка целей урока.
2) Активизация познавательной деятельности учащихся.
3)
Стимулирование учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме
Слайд 20ЗА 9 ЧАСОВ РАСХОДУЕТ 50-75 000т. ЭТОГО ГАЗА
Что это за вещество?
Слайд 21Первоначальное открытие этого газа принадлежит китайскому ученому VIIIв. Мао Хоа, который
за 1000 лет до А.Лавуазье установил, что в составе воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание.
Мао Хоа
А.Лавуазье
Слайд 22В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из
нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
Слайд 23
Какой класс веществ образует кислород с другими элементами?
О
Na
Ca
Mg
Al
ОКСИДЫ
Слайд 24Как отличить оксиды среди прочих веществ?
оксид углерода
оксид меди
Оксид хлора
Слайд 25Оксиды состят из 2-х
элементов и занимают
второе место
ЭХОУ
Слайд 26Li₂O
SO₂
H₂S
NaF
N₂O
KCl
MgO
ZnO
CH3
НАЙДИ ОКСИДЫ
Слайд 27Как называются такие реакции, при которых кислород реагирует с другими атомами?
Слайд 31Воспользуемся приёмом «Инсерт». Одна из возможных форм контроля эффективности чтения с
пометками
во время чтения делаем на полях пометки
«v» если вы это знаете;
«–» если это противоречит тому, что вы уже знали
«+» если это является для вас новым;
«?» если это непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Слайд 32«Кластер».
Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в
тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации учащиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Слайд 33для ускорения
химических реакций
в металлургии
при выплавке чугуна
при сжигании смеси ацетилена
в ракетных
двигателях
при затруднённом дыхании
в космосе
под водой
Применение
О2
Слайд 36
77 000 л этого газа потребляется
Слайд 37Если в таких громадных количествах расходуется кислород, то…
Слайд 39Как компенсировать такие затраты?
За счёт кого? или Чего?
Слайд 40Вспомните из курса ботаники, что необходимо растениям для фотосинтеза?
Слайд 41
СО2
О2
Круговорот кислорода
с 25 - 50 000 га леса
при фотосинтезе
выделяется этого
газа
Слайд 42Каким образом можно сохранить кислород в воздухе в населённых пунктах?
Слайд 44«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое
требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквэйна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
кислород
Прозрачный, лёгкий
Кислород горит на воздухе
Кислород используется при дыхании, окислении
Газ
Слайд 45Прием «Автобусная остановка»
По изученной теме на стадии рефлексии предлагается обучающимся записать
на листочке, какие вопросы остались не выясненными.
Что не понял?
Далее учащиеся помещают эти вопросы на доске в виде «вагонов поезда» друг за другом.
С этих вопросов начинается следующий урок.
Слайд 46Д/З: параграф 21, вопр. 8-12,
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Таблица «толстых»
и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
Слайд 47Анализ деятельности и осмысление использования ТРКМ
При использовании технология критического мышления в
инклюзивной школе нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, работа в коллективе
заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому, «глазами» других, мобилизовать свой потенциал. Но для этого необходимо выделить такую
особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим развитием ребенка.
Слайд 48Целесообразность использования технологии критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно,
в соответствии со своими умственными и психофизиологическими возможностями добывают знания, применяя разнообразные формы работы и средства обучения. Например, работу с таблицами, работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами.
Слайд 49Главный результат выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а
рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются в качестве средств (естественно необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету.
Таким образом, путем введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках развивается творческий потенциал ученика и увеличивается его активность.
«Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». И я буду мотивировать учеников стремиться к этому.