Слайд 1Качественные реакции в
химии. Идентификатор
264-173-035
УРОК – практикум.
Учитель химии высшей категории
МКОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа №1» Дзержинского района Калужской области
Антосенкова ОльгаСтепановна
Слайд 2 Девиз урока:
« О, сколько нам открытий чудных
Готовит
просвещенья дух
И опыт, сын ошибок
трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель».
А.С. Пушкин
Слайд 3Сформулировать правила работы в лаборатории.
Работать только по указанию учителя.
Запрещается
оставлять открытыми склянки.
Работать строго по инструкции и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.
Запрещается брать вещества руками.
Слайд 4 Признаки, по которым одно
вещество отличается от другого:
Внешний
вид.
Характерный запах.
Цвет.
Плотность.
Растворимость в воде.
Состояние.
Слайд 5 Лабораторный опыт.
Описать свойства веществ:
Алюминия.
Уксусной кислоты.
МЕДНОГО КУПОРОСА
Слайд 6Признаки химических реакций:
Изменение цвета.
Выделение газа.
Выпадение осадка.
Растворение осадка.
Появление запаха.
Характерный звук.
Выделение или
поглощение теплоты.
Слайд 7Распознавание веществ, не
имеющих запаха, невидимых.
Как узнать, в каком сосуде находятся
кислород и углекислый газ?
Составить план распознавания.
С помощью органов чувств: зрения,
обоняния, слуха можно обнаружить характерные признаки, сопровождающие химические реакции. Подобные реакции называют качественными.
Слайд 8Как доказать, что во втором сосуде находится углекислый газ, а не
азот, который тоже не поддерживает горение?
Слайд 9 Качественные реакции – это
химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками,
с помощью которых проводят распознавание веществ.
Явления при проведении качественных реакций называют
аналитическим сигналом.
Слайд 10Исследования в лаборатории.
Лабораторный опыт.
В пробирку с прозрачной
известковой водой опустить стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.
Что наблюдаете?
Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?
Слайд 11 РЕАКТИВ.
Вещество, с помощью которого проводят качественную
реакцию, называется реактивом на определяемое вещество.
Известковая вода – реактив на углекислый газ.
Слайд 12«ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ВЕЩЕСТВО -
- РЕАКТИВ».
Аналитический
сигнал на определённый реактив должен появляться только при взаимодействии с одним или, по крайней мере с немногими веществами.
Углекислый газ – известковая вода.
Крахмал – раствор йода.
Слайд 13Определение состава пищевых продуктов проводят с помощью качественных реакций.
Наличие кислот –
с
помощью веществ – определителей –
индикаторов.
Слайд 14Реактив на крахмал.
Наличие крахмала в продуктах определяют
реактивом на крахмал -
раствором йода.
Слайд 15Лабораторный опыт.
С помощью йодной настойки из аптечки проведите обнаружение крахмала в
картофеле, хлебе, макаронных изделиях.
Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, рисовой крупе?
Слайд 16Применение качественных реакций
В медицине: при приготовлении лекарств,
проведении анализов на содержание различных
веществ в организме человека.
При определении качества питьевой воды.
В судебной практике.
В лабораториях химических производств, в пищевой промышленности.
Слайд 17Качественные реакции используют для определения чистоты воды, нахождения
Слайд 18Леонид Мартынов.
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться
И это
было неспроста.
Ей
Не хватало быть волнистой,
Ей не хватало быть везде.
Ей жизни не хватало –
Чистой,
Дистиллированной
Воде!
Ей
Не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей
Водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз
Река Угра в районе п. Товарково – основа национального парка «Угра» в Калужской области
Слайд 19Заочная экскурсия на очистные сооружения п. Товарково.
Слайд 25Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный.
Занимался исследованиями растворов, создал гидратную
теорию растворов.
Актуально звучат работы Менделеева по сточным водам. Особый интерес представляет заключение Менделеева по делу о загрязнении вод Невы сточными водами Невской ниточной мануфактуры.
Высказал мысль о принципе безотходности производства как способе защиты окружающей среды от загрязнения.
Слайд 26ЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович - судебный эксперт.
Экологическая экспертиза Д.И. Менделеева.
Слайд 27Надо вспомнить и об экологической
экспертизе, проведенной Менделеевым.
В 1899 году директоров Товарищества
ниточной мануфактуры «Гам-
мершмидт, Ширенбурги Кречмер» привлекли
к уголовной ответственности по
ст. 863 Уложения о наказаниях уголовных
и исправительных за систематичес-
кое загрязнение реки Невы сточными
водами.
Применение к нарушителям
столь суровых мер объяснялось отчасти и тем, что недалеко от мануфактуры находился ковш водопровода, снабжающий водой весь Петербург. Анализ воды, взятой из водозаборного ковша,
поручили Менделееву.
Слайд 28 Ученый не ограничился анализом одной пробы, развернул широкомасштабное
исследование, к которому привлек своих коллег: собрал информацию обо всех промышленных предприятиях, находившихся выше упомянутой ниточной мануфактуры, о количестве и составе привозимого на мануфактуру сырья, об основных характеристиках и расходе топлива, сведения о всех отстойных колодцах, длине и площади стоков, о бактериологических анализах воды Невы разных лет и так далее.
Все данные Менделеев внес в особые сводные таблицы и схемы и, составив подробный и объективный отчет о проделанной работе пришел к выводу, что нужна более действенная система очистки сточных вод перед спуском их в реку.
В конечном счете группа ученых под руководством Менделеева предложила два возможных для того времени способа очистки.
Сто лет прошло, наука сделала гигантский скачок, а проблемы-то все те же!
Словом, Дмитрий Иванович был не только блестящим теоретиком, но и талантливым практиком.
Он писал: «Чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, я думаю, недурно».
Д.И. Менделеев
Слайд 29Ф.И. Блюмбах, Н.Г. Егоров, Ф.И. Завадский, А.И.Кузнецов в Главной Палате мер
и весов. 1901 год.
Д.И. Менделеев, Г. Ченей и Ф.И. Блюмбах на Эйфелевой башне в Париже.
Слайд 31 Лабораторный опыт.
(Экспериментальная задача)
В выданные учителем склянки с
прозрачной обычной водой, раствором поваренной соли, раствором сахара, известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через них выдыхаемый воздух.
Определите, где находится известковая вода с помощью качественной реакции, т.е. пропуская через жидкость выдыхаемый воздух, обогащённый углекислым газом.
Что наблюдается?
Слайд 32Что вы узнали на уроке?
Какие реакции называются качественными?
Что такое аналитический сигнал?
Приведите
примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом?
Какие реактивы вам стали известны?
Какое яблоко – незрелое или спелое – содержит больше крахмала? Как определить это опытным путём?
Проведите
домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.
Слайд 33Рефлексия
1. Сегодня я понял…
2.Теперь я могу…
3.Я приобрёл…
4. Меня удивило…
5. Я попробую…
6.
Мне захотелось…
Слайд 34Спасибо за внимание.
Домашнее задание: параграф 9; пересказывать, отвечать на вопросы после
параграфа.
Творческое задание:
Какое яблоко - незрелое или спелое – содержит больше крахмала?
Как определить это опытным путём?
Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.