Презентация, доклад к уроку Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон Фундаментальный закон природы, открытый Дмитрием Ивановичем Менделеевым  в 1869 году при сопоставлении свойств известных в то время химических элементов и величин их атомных масс. Формулировка 1869 г: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов,

Слайд 1Периодический закон и периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева

Периодический закон и периодическая  система химических элементов  Дмитрия Ивановича Менделеева

Слайд 2Периодический закон

Формулировка 1869 г:
«Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса»

Периодический закон	Фундаментальный закон природы, открытый Дмитрием Ивановичем Менделеевым  в 1869 году при сопоставлении свойств известных в то время

Слайд 3Предпосылки возникновения закона
В 1817 году немецкий ученый Иоганн Дёберейнер располагает

все известные элементы отдельными триадами:
1) Li, Na, K;
2) Ca, Sr, Ba;
3) P, As, Sb;
4) S, Se, Te;
5) Cl, Br, I и т.д.
Закономерность: масса атома среднего элемента равна
среднеарифметическому из масс крайних элементов.
60 элементов расположили в 20 триад (1857 г)
Предпосылки возникновения закона 	В 1817 году немецкий ученый Иоганн Дёберейнер располагает все известные элементы отдельными триадами:1) Li,

Слайд 4Предпосылки возникновения закона
В 1863 г. Александр Эмиль де Шанкуртуа расположил элементы в порядке

возрастания их атомных весов по спирали на поверхности цилиндра, разделенного на вертикальные полосы. Элементы со сходными химическими и физическими свойствами оказывались при этом расположенными на одной вертикали.

Предпосылки возникновения закона	В 1863 г. Александр Эмиль де Шанкуртуа расположил элементы в порядке возрастания их атомных весов по спирали

Слайд 5Предпосылки возникновения закона
В 1864 г Джон Ньюлендс заметил, что если расположить элементы

в порядке возрастания атомного веса, то каждый восьмой элемент, начиная от выбранного произвольно, в какой-то мере подобен первому, как восьмая нота в музыкальной октаве. Ньюлендс назвал эту закономерность законом октав. В 1865 г он построил таблицу, в которой элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.

Предпосылки возникновения закона	В 1864 г Джон Ньюлендс заметил, что если расположить элементы в порядке возрастания атомного веса, то

Слайд 6Предпосылки возникновения закона
Д.И.Менделеев пришел к открытию закона, сопоставляя свойства и относительные

атомные массы элементов  различных естественных групп. В то время было известно 6 таких групп – щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, группа кислорода, группа азота, группа углерода. В своей черновой работе над классификацией элементов Д.И.Менделеев использовал карточки элементов, в которых были выписаны их основные характеристики, эти карточки он располагал в порядке увеличения атомных весов элементов. Благодаря глубокому анализу, сравнению и обобщению известных данных был сформулирован закон.
Предпосылки возникновения закона	Д.И.Менделеев пришел к открытию закона, сопоставляя свойства и относительные атомные массы элементов  различных естественных групп.

Слайд 7Предпосылки возникновения закона

элементов (например, атомный вес и валентность Ве), а также предсказал новые элементы, которые ещё не были известны в то время (Д.И.Менделеев назвал их экаалюминием, экабором, экасилицием. Позднее эти элементы были открыты и получили название галлий, скандий, германий)
Предпосылки возникновения закона	На основе периодического закона Д.И.Менделеев исправил характеристики некоторых известных элементов (например, атомный вес и валентность

Слайд 9Периодическая система химических элементов – графическое изображение периодического закона

Короткая – «короткопериодная»

Длинная – «длиннопериодная»

Сверхдлинная

Периодическая система химических элементов – графическое изображение периодического закона	Короткая – «короткопериодная» Длинная – «длиннопериодная»Сверхдлинная

Слайд 10Структура «короткопериодной» периодической системы элементов

Период – горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом

и инертным газом. Различают малые и большие периоды. Малые периоды состоят из одного ряда элементов (I, II, III периоды). Большие периоды содержат по два (IV, V)и три ряда элементов ( VI, VII периоды). Всего 7 периодов
Группа – вертикальный столбик элементов, имеющих хотя бы одну общую валентность. Группы делятся на главную и побочную подгруппы. Главная подгруппа – подгруппа, начинающаяся элементом малого периода, побочная подгруппа - подгруппа, начинающаяся элементом большого Символы элементов, входящих в главные и побочные подгруппы в таблице сдвинуты относительно друг друга, этим подчёркивается их различие.
Структура «короткопериодной» периодической системы элементов		Период – горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и инертным газом. Различают малые и большие периоды. Малые периоды

Слайд 11группа
малый период
большой период
а – главная подгруппа
б – побочная подгруппа

группамалый периодбольшой периода – главная подгруппаб – побочная подгруппа

Слайд 12Закономерности изменения свойств химических элементов и образованных ими простых веществ в

группе (сверху вниз)

радиус атомов увеличивается;
восстановительные свойства элементов и образованных ими простых соединений усиливаются, окислительные свойства ослабевают;
металлические свойства простых веществ усиливаются, неметаллические ослабевают;
основный характер оксидов и гидроксидов усиливается, кислотный ослабевает;
электроотрицательность уменьшается;
количество электронов на внешнем уровне не изменяется;
заряд ядер атомов увеличивается;
атомные массы элементов увеличиваются;
число электронных слоёв в атоме увеличивается.

Закономерности изменения свойств химических элементов и образованных ими простых веществ в группе (сверху вниз) радиус атомов увеличивается;восстановительные

Слайд 13Закономерности изменения свойств химических элементов и образованных ими простых веществ в

периоде (слева направо)

радиус атомов уменьшается;
восстановительные свойства элементов и образованных ими простых соединений ослабевают, окислительные свойства усиливаются;
металлические свойства простых веществ ослабевают, неметаллические усиливаются;
кислотный характер оксидов и гидроксидов усиливается, основный ослабевает;
электроотрицательность увеличивается;
количество электронов на внешнем уровне увеличивается;
заряд ядер атомов увеличивается;
атомные массы элементов увеличиваются;
число электронных слоёв в атоме не изменяется.

Закономерности изменения свойств химических элементов и образованных ими простых веществ в периоде (слева направо) радиус атомов уменьшается;

Слайд 14Современная формулировка периодического закона
« Свойства химических элементов, а также формы и

свойства образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величин зарядов ядер их атомов»
Современная формулировка периодического закона« Свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими простых веществ и

Слайд 15 1. Порядковый номер элемента равен заряду ядра атома, а значит равен

числу протонов в ядре и числу электронов в атоме.
2. Номер периода, в котором находится элемент, показывает количество электронных слоёв в атоме.
3. Номер группы показывает количество электронов на внешнем уровне (для элементов главных подгрупп).  У элементов I и II групп электронами заполняется s–подуровень, поэтому они называются s–элементами. У элементов III - VIII групп происходит заполнение р-подуровня, поэтому эти элементы относятся к семейству р-элементов.
У элементов побочных подгрупп происходит заполнение электронами d–подуровня предпоследнего слоя, а у лантанидов и актинидов f- -подуровня предпредпоследнего слоя.
4. Свойства элементов определяются их строением. Элементы, имеющие на последнем слое 1 – 3 электрона являются металлическими, 4 – 8 электронов – неметаллическими.

1. Порядковый номер элемента равен заряду ядра атома, а значит равен числу протонов в ядре и числу

Слайд 17Спасибо за внимание! Желаю успехов!

Спасибо за внимание!  Желаю успехов!