Слайд 1Уголь лихо били пики,
Рокотали молотки,
И мерцали на них лики,
Как на солнце
лепестки.
И работа текла гладко,
Но не спал в пласте …,
И готовился украдкой
Брызнуть в лаву, как фонтан.
Оставался час до смены,
И потом шабаш – домой,
Но … внёс перемены,
Вспышкой грозной огневой
Слайд 2ПРЕДЕЛЬНЫЕ (НАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ
НА ПРИМЕРЕ МЕТАНА
Слайд 3Дорогу осилит идущий!
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле
за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Слайд 4Понятие
о предельных углеводородах
Алканы – углеводороды, в молекуле
которых атомы углерода связаны между собой одинарными связями, а состав выражается общей формулой:
CnH2n+2
Слайд 5ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Подчеркните формулы алканов:
C6H6; C5H10; C7H16; CH4
; C6H10; C10H22
Слайд 6Метан –
представитель предельных углеводородов
Задание группе № 1
Почему в
природе так много метана?
Составьте схему « Источники метана»
Задание группе № 2
Каковы важнейшие химические свойства метана?
Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.
Задание группе № 3
Рассмотрите предложенные схемы .
Составьте рассказ о применение метана и его производных
Слайд 7Нахождение в природе
Встречается в заболоченных водоемах;
Скапливается в каменноугольных шахтах;
Его называют «болотным»
газом;
Является основным компонентом природного газа (80-97%).
Слайд 8ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O + 890 кДж
Горение
метана
Слайд 9«Врата ада» - искусственного происхождения кратер Дарваза в Туркменистане.
В 1971
году советские геологи в наткнулись на скопление подземного газа. В результате раскопок и бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную пустоту, из-за чего земля провалилась и образовалась большая дыра, наполненная газом, в которую улетела буровая вышка со всем оборудованием и транспортом. Люди, к счастью, не пострадали. Чтобы вредные для людей и скота газы не выходили наружу, их решили поджечь. Геологи рассчитывали, что пожар через несколько дней потухнет, но ошиблись: природный газ, выходящий из кратера, непрерывно горит днём и ночью уже более сорока лет.
Слайд 10ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Под действием света реагирует с хлором
CH4 + Cl2 →
CH3Cl + HCl
хлорметан
CH3Cl + Cl2 → CH2Cl2 + HCl
дихлорметан
CH2Cl2 + Cl2 → CHCl3 + HCl
трихлорметан
CHCl3 + Cl2 → CCl4 + HCl
тетрахлорметан
hv
Слайд 11ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАНА
Хлорметан – используется в качестве хладагента в холодильных установках;
Дихлорметан, трихлорметан
и тетрахлорметан – используются в качестве растворителей;
Тетрахлорметан (хлороформ) – используется в медицине.
Слайд 14ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных
шахтах
1. CO2 2. CO 3. CH4 4.C2H4
2)Общая формула предельных углеводородов
1. CnH2n 2. CnH2n-2 3. CnH2n+2 4. CnH2n-6
3) Не является предельным углеводородом
1.C2H6 2.C3H8 3. C5H10 4.C6H14 5. CH4
4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль
1. 22,4 л 2. 4,48 л 3. 44, 8 л 4. 112 л
5) Выберите три верных утверждения
1.Метан – газ без цвета и запаха 2. Предельные углеводороды могут вступать в реакции присоединения
3.Метан используют как топливо 4. Для метана и его гомологов характерны реакции замещения
5. Природный газ имеет резкий неприятный запах
6. Вещество, структурная формула которого CH3-CH=CH-CH3 , относится к классу Алканы
Слайд 15Проверь и оцени себя
Задания № 1 -3 – 0,5 б.
Задание №
4 – 2 б.
Задание № 5 – 2 б., если допущена одна ошибка – 1 б., две и более – 0 б.
Слайд 16
5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и
их
значение - не тайна для вас!
4,5 - 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть прочными знаниями по данной теме.
3 б. и меньше - Ваши знания о предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане на данный момент недостаточны!
Слайд 17Подумайте и объясните
«Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 104».
Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?»
В каменноугольных шахтах обязательно используют датчики, которые фиксируют концентрацию метана в воздухе.
Почему их устанавливают под самой кровлей забоя?
Слайд 18Работаем у доски
Составьте структурные формулы
пропана и бутана
Составьте уравнения реакций
А) горение этана;
Б) горения пропана;
В) хлорирование этана
Слайд 19РАБОТА В ГРУППАХ
Задание: Определить плюсы и минусы свойств метана при использовании
его человеком.
Метан – ценное химическое сырье – его жалко сжигать;
В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны;
Сгорает без образования золы;
Метан оказывает слабое наркотическое действие на организм, угнетает нервную систему;
Выделяет при сгорании большое количество теплоты.
Слайд 20ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ!
1. Составить краткий конспект § 52
2.Задания на
выбор: № 2, № 4, тестовые задания стр.183
3.Для тех, кто хочет знать больше: используя электронное приложение, ознакомьтесь с дополнительным материалом и выполните тесты
4.Творческие задания (по желанию): подготовьте устное сообщение на одну из тем:
« Роль метана в создании парникового эффекта»
«Канарейки – живые датчики метана»
Слайд 22ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Если Вы были не очень активны
на уроке и плохо выполнили тестовые задания – хлопните 1 раз в ладоши
Если Вы были довольно активны во время урока, но есть ещё много «белых пятен» в этой теме для вас и пока что не всё у вас получается – хлопните 2 раза в ладоши.
Если Вы были активны во время урока и внесли весомый вклад в выполнение заданий в группе, справились с тестовыми заданиями – хлопните 3 раза в ладоши.
А теперь давайте похлопаем друг другу