Слайд 1Где легче плавать, в море или реке? Почему?
Слайд 3Так о чем мы будем сегодня говорить и что будем делать?
Слайд 4Тема урока. Массовая доля растворенного вещества в растворе
Я беру с собой
в дорогу лишь всего : на день соли и немножко H2O!
Какой багаж знаний мы возьмем с собой для изучения этой темы:
Что такое вода?
Физические свойства воды, плотность.
Прием умножения и деления на 100.
100 % - 0,1; 0,7 – 70%
Слайд 54. Как число разделить на 100 – два знака влево!
5. Как
умножить число на 100 – два знака вправо!
6. Что такое раствор?
7. Как получить раствор?
8. Что обозначает символ Ѡ?
Что обозначает массовая доля?
9. Зачем изучать этот вопрос?
Слайд 6Зачем изучать этот вопрос?
Чтобы уметь солить огурцы, помидоры, салаты, капусту и
всю пищу!
Рассчитать количество удобрений, которое необходимо внести на поля для получения бое высокого урожая.
А для того, чтобы это сделать , надо научиться делать расчеты.
Слайд 7Которые и помогут нам правильно использовать знания для применения их в
повседневной жизни, а также в других целях. Эти знания нужны в агрономии, медицине, других областях науки и техники. Если кому – либо из вас или ваших родителей приходилось принимать капельницы, вы столкнулись с физраствором хлорида натрия. А это наша поваренная соль. И об этом мы будем говорить далее. А теперь переходим к существу нашего урока, т.е. к Ѡ.
Слайд 8Как узнать % растворенного вещества или массовую долю растворенного вещества
Давайте
вспомним как вообще найти массовую долю? И когда мы выполняли эти действия?
Подсказываю: сколько учеников имеет оценку «5» по химии? Как найти процент от всех учащихся?
Слайд 10
Прежде чем начать решать задачи, давайте сравним понятия
1 литр
1 килограмм
Слайд 111 литр воды весит один килограмм;
Плотность
воды = 1 г/мл
m (г) = Р г/мл • V(мл)
По численному выражению
м раствора (в г) = v раствора (в мл)
Слайд 15 mраствора =
mрастворённого вещества
+ mрастворителя
Опыт
Слайд 16Алгоритм решения задачи
1. Ищем главный вопрос задачи – определить массовую долю
вещества в растворе.
2. Рисуем задачу:
3. Пишем формулу
m вещества
Ѡ = ------------------ • 100%
m раствора
м раствора =
М воды + М вещества
Слайд 17
Пример решения задачи:
Сколько грамм соли и воды нужно для приготовления 300
г 5% раствора?
Анализируем задачу:
-что известно?
-что надо найти?
-пишем формулу
m вещества
Ѡ = ------------------ • 100%
m раствора
Слайд 18 Подставляем значение данных -
m вещества
5 %=---------------------- 100 %
300
Выводим неизвестное
5 % 300 1500
m вещества =----------------=-----------= 15 г
100 % 100
Слайд 19Находим массу воды
300 г – 15 г = 285 г
Делаем
вывод.
Для приготовления 300 г 5 % раствора необходимо 15 г вещества и 285 г воды.
Задача решена
Слайд 23Команда1
Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки.
Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200г раствора?
Команда2
В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». Сколько красителя бриллиантового зеленого надо растворить в спирте, чтобы получить 10,25г «зеленки»?
Команда3
Если вы любите сладкий чай, то на 1 стакан (250 г воды) добавляете две чайные ложки сахара (по 5 г каждая). Какая массовая доля сахара в чае?
Команда4
Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500г соленого раствора с массовой долей соли 1%?
Слайд 24 Итог урока
Какой формулой выражается массовая доля? (ω=mвещества/mраствора·100%)
А как определить массу
растворенного вещества? (mвещества= ω·mраствора/100%)
В каких единицах выражается массовая доля?
(В процентах или десятичных долях)
Сколько будет в долях 50%? 20%? 85%? 5%?
А где в жизни мы можем использовать названные вами формулы?
Слайд 25Правильно (приготовить раствор уксусной кислоты для удаления накипи, сделать раствор бордосской
жидкости для защиты растений от вредителей, вывести пятно нужным раствором нашатырного спирта).
Домашнее задание