Презентация, доклад к конспекту Жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева

175 - летию Д.И. Менделеева ДрузьяУ Менделеева было много друзей. Куда бы он ни приезжал - повсюду он находил людей, относившихся к нему как к истинной гордости

Слайд 1"Я люблю свою страну, как мать,
а свою науку - как

дух, который
благословляет, освещает и объединяет
все народы для блага и мирного
развития духовных материальных богатств".

Д.И.Менделеев.

МЕНДЕЛЕЕВ
Дмитрий Иванович
(27.01/8.02.1834-20.01/2.02.1907),

175-летию посвящается

Менделеев в жизни

БиографияБиография Менделеева

Три службы Родине(наука)

Менделеев и культура

викторина

Три службы родине
(преподавательство)

ДрузьяДрузья Менделеева

Три службы Родине
(экономика)

Семья и дети Менделеева


Слайд 2175 - летию Д.И. Менделеева

Друзья

У Менделеева было много друзей. Куда бы он ни приезжал - повсюду он находил людей, относившихся к нему как к истинной гордости России. Но были и друзья давние, еще со студенческих лет. Среди них - Боткин, Краевич. Иван Сеченов, Александр Порфирьевич Бородин,


Александр Порфирьевич Бородин,



f

175 - летию Д.И. Менделеева          ДрузьяУ Менделеева было

Слайд 3175 –летию Д.И.Менделеева


Тобольск — родина
Д. И. Менделеева

«Тут исторически и

самой
природой скоплены
судьбы всей Западной Сибири».

1835


175 –летию Д.И.МенделееваТобольск — родина Д. И. Менделеева «Тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей Западной

Слайд 4Три службы Родине Плоды моих трудов прежде всего в научной известности,

составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую...

«Чего я только не делывал
на своей научной жизни».
«Главный предмет моих занятий есть физическая химия (о работах 60-х гг.). Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, упругость газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии» (итоговая оценка, 1913 г.)».



Три службы Родине Плоды моих трудов прежде  всего в научной известности,   составляющей гордость —

Слайд 5Три службы Родине


Своей первой службой России Дмитрий Иванович называл занятие естественными

науками. Обозначим важные этапы его творческого пути:
1859-1860 гг. - научные командировки и работа за границей (Париж, Гейдельберг, Карлсруэ), научные контакты с М. Бартло, Ж.Б. Дюма, Ш.А. Вюрцем, Р. Бунзеном, Р. Кирхгофом, С. Канниццаро, участие в первом Международном съезде химиков в г. Карлсруэ. В эти годы Д.И. Менделеев занимается преимущественно исследованиями в области капиллярных явлений и расширения жидкостей. Одним из результатов стало открытие температуры абсолютного кипения;
1861 г. - Дмитрий Иванович издает, по оценке К.А. Тимирязева, превосходнейший по ясности и простоте изложения, не имеющий себе подобного в европейской литературе учебник "Органическая химия";
1865 г. - Д.И. Менделеев защищает диссертацию "О соединении спирта с водой" на степень доктора наук;
1868-1871 гг. - открытие периодического закона и создание периодической системы, выход в свет нового учебника по общей химии "Основы химии"6;
1872-1875 гг. - исследование упругости газов, проверка законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака;
1876-1880 гг. - исследования в области метеорологии, воздухоплавания, сопротивления жидкостей. Работа в Италии;
1884-1887 гг. - изучение растворов, командировка в Англию, полет на воздушном шаре "Русский" для наблюдения солнечного затмения7;
1890 г. - по поручению Военного и Морского министерств Д.И. Менделеев занимается нахождением состава бездымного пороха для артиллерийских снарядов, выезжает в командировки в Англию и Францию и через полтора года создает порох для огнестрельного оружия всех калибров, превосходящий английский и французский;
1892-1907 гг. - Д.И. Менделеев назначается хранителем, а затем управляющим Главной палаты мер и весов, проводит ряд исследований законов, управляющих колебаниями весов, осуществляет опыты по определению веса воды, исследованию абсолютного напряжения силы тяжести; часто выезжает за границу, где популярность его растет.
Многие академии, университеты, научные общества мира избрали Д.И. Менделеева своим действительным членом. Дмитрий Иванович был членом более 50 общественных учреждений, в том числе таких академий, как Лондонская, Римская, Бельгийская, Парижская, Берлинская, Бостонская. Увы, Дмитрия Ивановича нет в числе действительных членов Российской Академии наук.



Три службы РодинеСвоей первой службой России Дмитрий Иванович называл занятие естественными науками. Обозначим важные этапы его творческого

Слайд 6«Три службы родине» «Направление русского образования должно быть жизненным и реальным
«Из тысяч

моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, и, встречая их, всегда слышал ,что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность» Менделеев .



«Три службы родине» «Направление русского образования должно быть жизненным и реальным«Из тысяч моих учеников много теперь повсюду

Слайд 7Три службы Родине :«Направление русского образования должно быть жизненным и реальным»


Вторая служба

Родине — на ниве просве­щения.
В августе 1855 г. Менделеев получает назначение учительствовать в гимназию Симферополя. В связи с военными действиями (Крымская война 1853-1856 гг.) занятия в Симферопольской гимназии были прекращены на неопределенное время. В конце октября 1855 г. Д. И. Менделеев переезжает из Симферополя в Одессу, получает там должность старшего преподавателя гимназии при Ришельевском лицее. В 1856 г. он возвращается в Петербург, В 1856г. закончил физико-математический факультет главного педагогического института в Петербурге, Ученый совет присудил ему титул "Старший учитель" и наградил золотой медалью. Менделеев стал читать курс органической химии в Петербургском университете.сдает магистерские экзамены, защищает диссертацию "Удельные объемы", получает право читать лекции в университете. В январе 1857 г. Д. И. Менделеев был утвержден приват-доцентом Петербургского университета. Так началась самостоятельная творческая жизнь Дмитрия Ивановича, которая необычайно плодотворно продолжалась около 50 лет.
В 1863г. вышел его учебник "Органическая химия" - первый русский учебник по этой дисциплине, который был удостоен Демидовской премии.
Менделеев преподавал во Втором кадетском корпусе (до 1862 г.), Институте инженеров путей сообщения (до 1864 г.), Инженерной академии (до 1866 г.), Технологическом институте (до 1872г.), Петербургском университете (до 1890г.). В u70-1877 гг. он читал лекции на Владимировских женских курсах, в 1878 г. при активном содействии Д.И. Менделеева были открыты Бестужевские курсы, давшие высшее образование сотням женщин; в 1900 г. Дмитрий Иванович читал на Высших женских курсах в Петербурге, организованных В.В. Докучаевым, курс лекций, посвященный проблемам развития сельского хозяйства России.
Развитию образования и подготовке кадров Д.И. Менделеев придавал исключительное значение, относя это к одной из главных подробностей России, к важнейшему источнику ее социально-экономического развития. Мысли великого ученого по вопросам образования и педагогики сформулированы им как в отдельных работах по этим вопросам, так и в трудах по промышленному развитию России.


Три службы Родине :«Направление русского образования должно быть жизненным и реальным» Вторая служба Родине — на ниве

Слайд 8«Три службы родине» «Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии с

сельским хозяйством».

"Мне говорят, - писал Д.И. Менделеев, - ведь вы химик, а не экономист, зачем же входите не в свое дело?". На это необходимо ответить, во-первых, тем, что быть химиком не значит еще вовсе чуждаться заводов и фабрик и их положения в государстве, а следовательно, и сущности экономических вопросов, сюда относящихся, во-вторых, тем, что истинного, правильного решения экономических вопросов можно ждать впереди только от приложения опытных приемов естествознания, для которых химия составляет одну из важнейших дисциплин, и, в-третьих, тем, что в деле общей, народной и государственной пользы, полезно и даже должно слышать голоса не только присяжных экономистов, но и всякие иные. Мой голос, я вижу и слышу, созвучит согласно с многими иными русскими".


«Три службы родине»  «Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством».

Слайд 9Дети Менделеева
«Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне,

никогда ничего не требовал и не приказывал... Думается, это была самая мудрая педагогия..., педагогия, к которой все понемногу придут».И.Д.Менделеев



Дети Менделеева«Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не

Слайд 10Дети Менделеева

"На чадах гениев Природа отдыхает" - сей расхожий слоган к

детям Менделеева никоим образом не относится. Их было семеро - трое сыновей и четверо дочерей. Первенец, Маша, не прожила и полугода (скончалась в сентябре 1863 г.). У Дмитрия Ивановича и Феозвы Никитичны воспитывались Владимир (1865-1898) и Ольга (1868-1950). С Анной Ивановной Поповой воспитывали детей Любовь (1882), Иван(1883), в 1886 г. - близнецы Мария и Василий. Дети Менделеева получили более или менее хорошее образование и оставили пусть и маленький, но все же вполне различимый след в истории российской. И именно поэтому дети всегда оставались в центре его внимания и забот.
Из всех потомков Дмитрия Ивановича Любовь оказалась личностью, ставшей известной достаточно широкому кругу людей. В первую очередь не как дочь великого ученого, а как жена Александра Блока - знаменитого русского поэта Серебряного века, как героиня цикла его "Стихов к Прекрасной даме". Люба закончила Высшие женские курсы и занималась в драматических кружках. Артистических способностей ей было не занимать. В 1907-1908 гг. она играла в труппе В.Э. Мейерхольда и в Театре В.Ф. Комиссаржевской. Супружеская жизнь Блоков протекала сумбурно и не гладко - и в этом, пожалуй, Александр и Любовь были в равной доле повинны. Однако в последние годы жизни поэта жена всегда оставалась рядом с ним. Между прочим, она стала первой публичной исполнительницей поэмы "Двенадцать". После смерти Блока Любовь занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Агриппины Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Галине Кирилловой и Наталье Дудинской. Скончалась Любовь Дмитриевна в 1939 г.
Иван вспоминал: "В известном стихе Ювенал говорит, что надо относиться с величайшим уважением к ребенку. Таково было отношение к нам, детям. Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово. Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью - и это действовало сильнее уговоров и приказаний".


Дети Менделеева

Слайд 11Менделеев в жизни




Какой он все-таки был? Что любил и что ненавидел,

что принимал и что отвергал? Что в нем притягивало людей? Давайте попробуем себе представить интервью с Д.И.Менделеевым. Характерная черта - не любил, когда при нем про кого-то говорили дурно; не любил в характере - неуверенность, необдуманность, торопыжничество в работе; любимое качество - правда, труд, прощение; любимое занятие в часы отдыха - клеить коллекции, футляры, коробки, шкатулки, чемоданы, дорожные ящики; любимое место жительства - Боблово; любимый цветок - полевые цветы; любимое животное - кошки, собаки; любимая птица - канарейка, белый попугай; любимый иностранный писатель - Рокамболь, Ж.Верн, Гюго; любимый русский писатель - Пушкин, Гоголь; любимый иностранный поэт - Шекспир, Шиллер, Гете, Байрон; любимые русские поэты - Пушкин, Жуковский, Майков, Тютчев; любимые русские композиторы - Бородин, Глинка, Чайковский; любимые иностранные композиторы - Бетховен, Верди; любимые иностранные художники - Микеланджелло, Рафаэль; любимые русские художники - Крамской, Шишкин; любимый исторический герой - Петр 1; любимые герои художественных произведений - краснокожие индейцы; любимая пища - отварной рис с красным вином, ячневая и гречневая каши, поджаренные на масле лепешки из вареного риса или геркулеса; любимое питье - крепкий чай. Девиз: "Один человек - нуль, вместе только - люди". Завет детям: труд, работа не всякая, а работа осмысленная, нужная людям.


Менделеев в жизниКакой он все-таки был? Что любил и что ненавидел, что принимал и что отвергал? Что

Слайд 12Три службы Родине «Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии с сельским

хозяйством».




.. Первое знакомство Дмитрия Ивановича с отечественной промышленностью произошло в детстве, на небольшом стекольном заводе, которым управляла его мать. В 1863 г. в первой поездке в г. Баку, куда Д.И. Менделеев поехал по приглашению нефтепромышленника В.А. Кокорева для изучения нефтяных промыслов, началось серьезное исследование выдающимся ученым экономического развития России.
Д.И. Менделеев неоднократно совершал поездки в промышленные районы России (Баку, Донбасс, Урал), командировался на выставки, заседания обществ и для изучения промышленного производства за границу.
К исследованиям в области экономики Д.И. Менделеев относился очень серьезно: изучал труды классиков буржуазной политической экономии, современные публикации по вопросам социально-экономического развития России, собрал, обработал и проанализировал демографическую, экономическую, бюджетную статистику России и еще около двадцати стран мира.
Дмитрий Иванович Менделеев написал свыше 100 экономических и технико-экономических работ. Среди них : «Отчет о сельскохозяйственных опытах 1867-1869 гг." (1872), "Мысли о сельском хозяйстве" (1899), "О сельскохозяйственных мелиорациях" (1902), "О мелиорационных работах" (1904). Современное состояние нефтяной промышленности России" (1900), "Химическая и нефтехимическая промышленность России" (1900), "Письма к К.П. Петрову о русской железной промышленности" (1902), "
"Толковый тариф, или исследования о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г." (1892). Часть из них собрана под общей рубрикой "Экономические работы" в XVIII-XXI томах Собрания сочинений Д.И. Менделеева, вышедших под редакцией B.C. Немчинова.
Последней опубликованной и, к сожалению, незавершенной книгой крупнейшего русского экономиста XIX в. был труд "К познанию России" (1906). В 1907 г. сын Д.И. Менделеева - Иван Дмитриевич опубликовал труд своего отца "Дополнения к познанию России". К важнейшим движущим силам перехода к индустриальному производству Д.И. Менделеев относит волю и инициативу предпринимателя, наличие свободного капитала, знания технического и руководящего персонала, конъюнктуру рынка. Дмитрий Иванович считал, что недостаток подготовленных кадров в России сдерживает экономическое развитие сильнее нехватки капитала.
Он верил в природу человека и утверждал, что если народ владеет знаниями, имеет землю, трудолюбив, бережлив и способен к размножению, его развитие может идти необыкновенно быстро.

Три службы Родине «Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». .. Первое знакомство Дмитрия

Слайд 13Биография Д.И.Менделеева

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834, Тобольск-1907, Петербург) - химик. Род. в

семье директора гимназии. После окончания Тобольской гимназии был принят на отделение естественных .наук физико-математического ф-та Главного педагогического ин-та в Петербурге. Нуждаясь материально, М. давал уроки, занимался лит.трудом. В 1855 окончил ин-т с золотой медалью, но из-за расстроенного здоровья был вынужден уехать на юг преподавателем гимназии при Ришельевском лицее. Поправившись, М. в 1856 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию и стал читать курс органической химии в Петербург, ун-те. В 1859-1861 находился в командировке в Гейдельберге "для усовершенствования в науках". Вернувшись, М- написал "Органическую химию" - первый рус. учебник по этой дисциплине, к-рый был удостоен Демидовской премии. В 1865 М. защитил докторскую диссертацию, где заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербург, ун-та. Преподавал М. и в др. высших учебных заведениях. О результатах этой деятельности он писал: "Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность". Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав. В 1865 приобрел имение Боблово в Моск. губ., где занимался агрохимией и сельским хоз-вом. пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель. В 1869 М. открыл периодический закон химических элементов и к 1871 написал классический труд "Основы химии". В 1880 М. был выдвинут в академики, но забаллотирован, что вызвало общественное негодование. В 1890 покинул ун-т в знак протеста против притеснения студенчества. В 1890- 1895 был консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства; в 1892 организовал производство изобретенного им бездымного пороха. С 1892 М. до конца жизни возглавлял Главную палату мер и весов. Автор более 500 работ по химии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, сельскому хоз-ву и мн. др.
Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, Один из инициаторов создания Русского химического общества (1868)
("Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни"). М. возглавлял большую экспедицию по изучению промышленности Урала, участвовал в работе Всемирной выставки в Париже в 1900, разрабатывал программу экономического преобразования России. В последних крупных работах "Заветные мысли" и "К познанию России" М. суммировал свои идеи, связанные с общественной, научной и экономической деятельностью. Уже при жизни пользовался мировой славой.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.



Биография Д.И.МенделееваМЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834, Тобольск-1907, Петербург) - химик. Род. в семье директора гимназии. После окончания Тобольской

Слайд 14

175-летиюМенделеева Викторина «Из жизни Д. И. Менделеева»


. 1. Когда впервые было сообщено об открытии Менделеевым периодической зависимости свойств элементов от их атомного веса и кто автор этой публикации?
2. Известно, что однажды Д. И. Менделеев совершил полет на аэростате. Объясните, с какой целью.
3. Назовите дату и мес­то проведения I Менделе­евского съезда.
4. Д, И. Менделеев любил читать. У него были любимые писатели, книги которых он перечитывал неоднократно. Назовите их.
5. Всякое открытие имеет свой собственный День рождения. А когда официально «празднует» появление на свет Периодический закон Менделеева?
6. У каждого человека есть свое хобби. Чем любил заниматься химик Менделеев в свое свободное время?
7.Существует особая награда за работу в области химии — золотая медаль имени Д. И. Менделеева. За что она присуждается?
8. Д. И. Менделеев очень много работал над созданием долговечных красок. Ему в этом помогал известный русский художник. Кто именно?
9. Существует портрет Д. И. Менделеева в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. Его написали два известнейших русских художника. Назовите их имена.
10. Сколько печатных трудов с исследованиями по химии, физике, воздухоплаванию, метеорологии, переработке нефти и угля, использованию минеральных удобрений оставил Менделеев?
11. Назовите автора этого высказывания: «Мы просили Д.И.Менделеева показать его докторский костюм (почетного доктора прав Эдинбургского университета), он охотно это сделал и даже надел его. Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые косы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бородой, – все это под толстыми сводами его кабинета и на фоне белой стены напоминало нам средневекового алхимика».
12. Что представляли собой «менделеевские среды»? Кто бывал на них?
13. Почему на портрете работы Репина изображен Менделеев в мантии? С каким событием в жизни ученого это связано?
14. В каком году и где были проведены первые Менделеевские чтения? Кто первым выступил на этих чтениях?
15. Что названо именем Менделеева помимо учебных заведений, минерала, химического элемента?


175-летиюМенделеева

Слайд 15Менделеев и культура
«Вопросы искусства были

близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки...» (Я. Минченков).


Менделеев и культура      «Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть