Слайд 1 ГУО «Средняя школа №11 г.Слуцка»
Исследовательская работа
«Изучение состава энергетических напитков
и их влияния на организм»
Выполнили:
Клявлин Юрий 8 «А» кл
Гладкий Евгений 8 «А» кл
Руководитель:
Белько М.А.
учитель химии
Слуцк, 2014
Слайд 2Больше энергии, больше жизни !?
Открой свои сверхспособности !?
Объекты исследования:
Энергетические напитки «Burn»,
«Dynami:t», «Adrenaline rush»
Актуальность темы:
Слайд 3Цель исследования:
экспериментально изучить состав энергетических напитков, определить их
влияние на организм; выяснить отношение учащихся к их потреблению и углубить теоретические знания подростков о влиянии этих энергетиков на организм.
Задачи исследования:
-поиск информации и изучение литературы по рассматриваемой теме ;
-проведение социологического опроса среди учащихся для выявления популярности этих напитков среди подростков;
-качественное определение содержания основных составляющих энергетических напитков;
-рассмотреть некоторые возможные воздействия энергетиков на организм.
Рабочая гипотеза:
энергетические напитки не являются источником энергии, а всего лишь заставляют организм человека задействовать свои резервы.
Методы решения основных задач: анализ, обобщение, анкетирование, экспериментальный методом, наблюдение и формирование выводов
Слайд 4Общие сведения о составе энергетических напитков:
вода;диоксид углерода;углеводы (глюкоза
и т.д.);аминокислоты (L-карнитин, таурин);психические стимуляторы (кофеин и т.д.);витамины (аскорбиновая кислота и т.д.); пищевые добавки: регуляторы кислотности (лимонная кислота, цитрат натрия и т.д.), красители (каротины, сахарный колер и т.д.); стабилизаторы (эфиры глицерина и смоляных кислот и т.д.), консерванты (сорбаты).
Плюсы и минусы употребления энергетиков:
+ помогает взбодриться и активизировать работу мозга;
+ содержит некоторые витамины и глюкозу;
+ из-за газированности быстро действуют;
+ длительное действие (от 2 до 4 часов);
+ удобство употребления благодаря упаковке
- строгая дозировка из-за высокого содержания определенных веществ;
- не может заменить полноценные витаминные комплексы;
- влияют на давление, сердечный ритм , ткани и зубы человека;
- не дает энергию;
- множество побочных эффектов
Слайд 5Социологическое исследование
Участники — 35 учащихся 11 классов
Вопросы:
1. Пробовали ли вы когда-нибудь
энергетические напитки?
2. Считаете ли вы, что употребление энергетических напитков безвредно для здоровья?
3. Знаете ли вы историю создания энергетических напитков?
4. О химическом составе энергетических напитков: назовите как можно больше веществ, входящих в состав энергетиков.
5. Как вы считаете оказывает ли влияние на употребление энергетических напитков их органолептические свойства (цвет, запах, вкус)?
6. Сколько энергетиков вы знаете, укажите их названия?
Результат :
энергетики популярны среди подростков, но лишь малый процент из них владеет информацией о составе и влиянии данных напитков на человеческий организм
Слайд 6ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Лабораторный опыт №1
«Определение углекислого газа»
Ca(OH)2 + CO2 =CaCO3↓ + H2O
Результат: известковая вода быстро мутнеет, что доказывает наличие большого количества углекислого газа, пузырьки которого ускоряют впитывание и действие напитков.
Слайд 7Лабораторный опыт № 2
«Определение красителей»
Результат: были получены значительно обесцвеченные
жидкости, что доказывает наличие в напитках искусственных красителей, содержание которых может вызывать аллергические реакции, нарушение внимания и т.д.
Слайд 8Лабораторный опыт №3
«Определение кислотно-щелочного баланса»
А) Кислотный характер напитков (реакция
с магнием)
C6H8O7 + Mg = C6H6O7Mg + H2↑
2HCl + Mg = MgCl2 + H2↑
H2SO4 + Mg = MgSO4 + H2↑
Б) Определение рН энергетических напитков
рН (burn) =2
pH (adrenaline rush) =3
pH (dynami:t) =4
Результат: бурное выделение газа в реакции с магнием и значения рН от 2 до 4 напитков говорят об их повышенной кислотности, которая может оказывать вредное влияние на желудочно-кишечный тракт и зубы человека
Слайд 9Лабораторный опыт №4
«Определение глюкозы»
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
C6H12O6
+2Cu(OH)2 -t→ СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + Сu2О↓+ 2Н2О
Результат: появление красно-бурого осадка оксида меди (I) указывает на наличие глюкозы, суточная норма которой содержится в одной банке напитка, что может привести к сбою обменных процессов организма, так как человек в течение дня потребляет и другие продукты
Слайд 10Лабораторный опыт №5
«Ксантопротеиновая реакция на аминокислоты»
Результат: лимонная окраска доказывает наличие
в напитках «Берн» и «Адреналин раш» аминокислоты карнитин, передозировка которой может вызывать боли в желудке и даже судороги.
Слайд 11Лабораторный опыт №6
«Определение кофеина»
кофеин
(пуриновый алколоид)
Результат: образовавшаяся
оранжевая амалиновая кислота доказывает наличие кофеина, частое употребление которого вызывает истощение нервной системы, кофеиновую зависимость, может приводить к бродильным и гнилостным процессам в кишечнике
Слайд 12Лабораторный опыт № 7
«Определение витамина С в напитках йодометрическим методом»
С6Н402(ОН)4
+ I2 = C6H4O4(OH)2 + 2HI.
(C6H10O5)n + nI2→кластерное соединение темно-синего цвета
Результат: для стабильного окрашивания крахмала йодом понадобилось значительное количество реагента, что свидетельствует о наличии в напитках витамина С, который не может заменить собой полноценный витаминный комплекс.
Слайд 13Лабораторный опыт №8
«Влияние энергетических напитков на зубы человека»
CaCO3 +
2H+ = Ca2+ +CO2↑ + H2O
Результат: во всех случаях было устойчивое окрашивание яичной скорлупы, а в образцах «Берн» и «Адреналин раш» выявлено еще и разрушение верхнего слоя, а значит энергетики способны усиливать эрозию эмали зубов , ухудшая их здоровье
Слайд 14Лабораторный опыт №9
«Влияние энергетических напитков на мышечные ткани»
Результат: образцы
куриного филе, которые находились в энергетиках, подверглись интенсивному окрашиванию и в значительной степени потеряли свою первоначальную целостность, чем образец, который находился в воде, а значит эти напитки способны приводить к глубоким повреждениям желудочно-кишечного тракта в виде язв
Слайд 15Выводы:
Все энергетические напитки имеют приблизительно одинаковую основу, в которую входят вода,
углекислый газ, кофеин и его усилители, кислоты, углеводы, красители, регуляторы кислотности, стабилизаторы, витамины и другие добавки.
Все качественно определенные нами вещества (согласно литературным источникам) могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на нервную, сердечно - сосудистую и пищеварительную системы человека в зависимости от состояния его здоровья, дозы и способа употребления энергетика
Так как подростки ничего не знают об истории возникновения энергетических напитков и фактически не задумываются о их составе возможных отрицательных последствиях употребления, то существует необходимость более подробного ознакомления с данными вопросами
Слайд 16Практическая значимость
-возможно использование презентации на уроках биологии, химии, ОБЖ;
-составление
и распространение информационных листовок и брошюр;
-материалы работы пригодны для проведения классных часов и внеклассных мероприятий посвященных здоровому образу жизни и здоровому питанию.
А вся работа призывает
Запомните!!!
Все, что вы употребляете, влияет на ваше здоровье и жизнь!!!
Будьте осведомленными и делайте осознанный выбор!!!