Слайд 1
Использование
проблемно - поискового метода на уроках химии. Затруднения. Проблемы
«Не мыслям,
а мыслить надо учить».
Иммануил Кант
Слайд 2Введение
Высокие результаты обучения не могут быть
достигнуты без активной познавательной деятельности самих учащихся, без их желания узнать что - то новое.
Особенностью ФГОС ООО является формирование у детей самостоятельного поиска информации.
Инструментом реализации системно – деятельностного подхода является использование проблемно – поискового метода обучения.
Слайд 3
состоит в том, чтобы обучить не отдельным мыслительным
операциям, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач.
Цель
проблемно – поискового метода:
Слайд 4Проблемно – поисковый метод на уроках химии
Курсы органической и
неорганической химии построены на взаимосвязи свойств веществ от их строения. Это представляет особенно широкие возможности для использования методов проблемного обучения. Изучение всего основного содержания предмета можно построить как систему познавательных проблем и способов их решения.
Слайд 5Структура учебной деятельности на уроке
Самостоятельная поисковая
деятельность
Слайд 6Виды деятельности учащихся:
- умение проводить анализ ситуации, задачи, условий;
- умение спланировать
стратегию поиска решения проблемы;
- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими;
- способность к саморазвитию, развитие познавательной мотивации, умение оценивать уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я могу? знаю? делаю?).
Слайд 7Способы создания проблемной ситуации:
анализ жизненных ситуаций;
столкновение противоречивых мнений ученых;
проведение измерений, опытов,
наблюдений;
показ схем, рисунков, кинофильмов;
формулирование гипотезы и организация исследования.
Слайд 8Правила создания проблемной ситуации:
1) учащийся должен «открыть» новые знания;
2) ситуация должна
соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
Слайд 9Формы выражения проблемной ситуации:
проблемный вопрос;
проблемное задание;
проблемно – поисковая
задача.
Слайд 10Методы создания проблемной ситуации
Метод проблемного изложения: все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет учитель.
Частично-поисковый
метод: часть этапов реализует учитель, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – ученик.
Исследовательский метод: все шаги осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Креативный метод: все шаги осуществляет ученик, реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.
Слайд 11Критерии результативности использования проблемно – поискового метода:
наличие положительных изменений в эмоциональной
сфере («мне это интересно, испытываю радость»);
наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы»);
отношение к новому знанию как личной ценности («мне это очень нужно, эти знания мне пригодятся в жизни»).
Слайд 12Результаты применения проблемно - поискового метода
Метапредметные: умение работать с разными источниками
информации, умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, овладение элементами исследовательской деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать и др.
Предметные: усвоение новых знаний , умение самостоятельно проводить эксперимент и др.
Личностные: мотивация к получению знаний, коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование способностей творческой деятельности и др.
Слайд 13Затруднения, возникающие при использовании проблемно-поискового метода обучения:
возникновение трудностей у школьников, которые
нацелены на репродуктивное изложение;
материал по темам в школьных учебниках не содержит ответов на многие вопросы, которые возникают у школьников;
необходимость повышения уровня сложности поставленных проблем;
затрата большого количества времени для реализации проблемно-поисковых технологий.
Слайд 14Проблемы, возникающие при использовании
проблемно - поискового метода обучения
Как реализовать в
процессе преподавания идеи проблемного обучения?
Как приучить учащихся к самостоятельному поиску информации?
Слайд 15Вывод
И все же достоинства проблемного обучения превышают
недостатки, так как делается акцент на развитии личности учащегося.
Учитель вместо информатора становится организатором мыслительной деятельности. Уроки становятся эмоционально насыщенными и практически значимыми.
Слайд 16Литература
https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/03/13/ispolzovanie-metodov-problemnogo-obucheniya-na-urokakh-khimii
https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-problemnogo-obucheniya-na-urokah-himii-2096548.html
https://lektsii.org/8-101537.html
https://multiurok.ru/blog/probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-khimii-1.html
http://beestudy.ru/formirovanie-tvorcheskoj-dejatelnosti-uchashhihsja-na-urokah-matematiki-posredstvom-primenenija-tehnologii-problemno-poiskovogo-i-issledovatelskogo-obuchenija/