Слайд 1Открытый интегрированный урок-презентация по теме «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».
Главной эмоцией
познания является удивление.
Платон.
Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.
На то и ум, чтобы обуздать её нелепость.
У.Шекспир.
Слайд 2Цели урока:
изучить особенности функций переднего мозга;
сформировать знания о функциональной асимметрии полушарий
и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха;
показать связь функциональной асимметрии полушарий с целостным восприятием мира;
показать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на выбор методики решения задач по химии.
Слайд 3Оборудование:
модель головного мозга;
компьютер;
мультимедийный проектор;
тесты на определение функциональной асимметрии головного мозга;
интерактивная доска;
запись
музыкального отрывка «Болеро» Равеля.
Слайд 4Операционно-исполнительный этап.
Учебный эксперимент №1.
Тест «Ведущее полушарие».
Задание 1.
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы, Посмотрите какой из двух больших пальцев оказался сверху правой или левой, если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своём листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.
Слайд 5
Задание 2.
Ваши глаза открыты. Сложите
указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначапа один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместится при закрытии левого глаза – тип реакции левый.
Слайд 6
Задание 3.
Учащимся предстоит немного поаплодировать.
Итак, все хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху – правая или левая. Зафиксируйте этот результат на своем листке.
Слайд 7
Задание 4.
Примите так называемую позу
Наполеона: скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху – правая или левая. Результат запишите.
Слайд 8Различия между полушариями мозга, связанные с полом
Девочки
Размер мозга меньше;
На 3% более
высокая
умственная одаренность;
Быстрее развивается левое
полушарие;
Одновременно могут вести
несколько не связанных друг
с другом дел;
Вербальные и
пространственные функции
более равномерно
распределены между обоими
полушариями.
Мальчики
Размер мозга больше;
Быстрее развивается правое
полушарие;
Могут делать только одно дело;
Специализация полушарий
выражена в большей степени:
вербальные – в левом,
пространственные – в правом.
Слайд 9Виды левополушарного и правополушарного восприятия
Левополушарные
Дискретное (по частям);
Аналитико-рассудочное;
Абстрактное;
Лучше воспринимают
стимулы вербальные
легко различимые,
знакомые;
Хорошее
восприятие речи
(устной и письменной )и её
смысловых объектов;
Плохое восприятие
сообщений на фоне шума;
Хорошее восприятие высоких
звуков.
Правополушарные
Целостное;
Эмоционально –
чувственное;
Конкретное;
Лучше воспринимаются
стимулы невербальные
трудно различимые,
незнакомые;
Целостно воспринимаются
образная информация,
пространственные
соотношения, музыка (без
её анализа), шумы;
Хорошее восприятие сообщений на
фоне шума;
Хорошее восприятие низких звуков.
Слайд 10Виды левополушарного и правополушарного мышления
Левополушарные
Скорее рациональное;
Абстрактное, логическое,
формальное,
аналитическое (абстрактное познание) ;
Программируемое;
Использование индукции;
Оперирование
цифрами (в том
числе счётной системой),
математическими формулами и
другими знаковыми символами
Правополушарные
Скорее эмоциональное;
Наглядно – образное,
синтетическое
(чувственное познание),
опора на ассоциации,
интуицию,
предвосхищение,
творческие способности;
Спонтанное;
Использование дедукции;
Привлечение ощущений, догадок,
предчувствий, представлений,
наглядных жизненных примеров.
Слайд 11Виды памяти
Левополушарные
Хорошая слухоречевая
память;
Плохая память на образы;
Хорошая память на
цифры, формулы, слова;
Доминирование функции
перекодирования
(смысловое
запоминание);
Хорошая произвольная память;
Хорошее запоминание
последовательности событий.
Правополушарные
Хорошая образная память;
Плохая слухоречевая
память;
Хорошая зрительно –
наглядная, образная,
эмоциональная память,
память на звуки, запахи и
т.д.;
Доминирование функции
запечатления;
Хорошая непроизвольная память.
Слайд 12Общая характеристика интеллекта
Левополушарные
Хорошо развит
вербальный, логический
компонент;
Приверженность теории.
Правополушарные
Хорошо развит
невербальный,
интуитивный компонент;
Приверженность практике.
Слайд 13Пример решения задачи на «смеси».
Метод – письменный тип мыслительной
деятельности, синтетический и
аналитический.
Уровень сложности содержания – проблемный.
Уровень мыслительной деятельности –
продуктивный.
Инструментарий – расчёт.
Математический аппарат – система
уравнений.
Оформление – знаково – символьное.
Способ – оптимальный.
Слайд 14Условие задачи.
При взаимодействии с соляной кислотой смеси
железа и цинка массой 2,33
г. Был получен
водород объёмом 896 мл. Вычислите массу
каждого металла в смеси.
Слайд 15Решение для левополушарных.
Дано:
m(Fe и Zn) = 2,36 г
V (H2) = 896мл
= 0б896л
m(Fe) - ?
m(Zn) - ?
Слайд 16 Пусть масса Fe = m1 г, а
масса Zn = m2 г
Составляем два уравнения с двумя неизвестными.
m1 + m2 = 2,33 V = Vn n; n = m/M;
V1 + V2 = 0,896 V = Vn m/V
m1+ m2 = 2,33
Vn m1/M1+ Vn m2/M2 = 0,896
m1 + m2 = 2 ,33
22,4 m1/56 + 22,4 m2/65 = 0,896
Слайд 17 m1 = 2,33 – m2
Подставим
в предыдущее уравнение и решим систему.
m2 = 0,65
m1 = 2,33 – 0,65 = 1,68
Ответ : m (Fe) = 1,68 г;
m (Zn) = 0,65 г.
Слайд 18Решение для правополушарных.
Составляем алгебраическое уравнения, в которых за неизвестное
принимается не масса металла, а их количества.
Пусть количество вещества железа – х моль,
количество вещества цинка – у моль.
m = M n, тогда
m(Fe) = 56x
m(Zn) = 65у
56х + 65у = 2,33
Слайд 19 V = Vn n
V1 = 22,4х
V2 = 22,4у
22,4х + 22,4у = 0,896 /*(-2,5)
56х + 65у = 2,33
-56х – 56у = -2,24
+
56х + 65у = 2,33
9у = 0,99
у = 0,01
Слайд 20 56х + 65 * 0,01 = 2,33
56х = 1,68
х = 0,33
m(Fe) = 1,68г
m(Zn) = 0,65г
Ответ: m(Fe) = 1,68г;
m(Zn) = 0,65г.
Слайд 21Домашнее задание.
1.Прочитайте отрывок из «Моцарта и Сальери»
Пушкина и решите,
кто был более
правополушарным, а кто – более
левополушарным: Моцарт или Сальери.
2.Мы знаем, что Альберт Эйнштейн был великим физиком и всем известна его увлеченность скрипкой. А великий русский учёный (физик, химик, математик) Михайло Ломоносов был и поэтом.
Слайд 22 Определите, кто был правополушарным, кто –левополушарным: Эйнштейн, который великолепно
играл на скрипке, или Ломоносов, который сочинял стихи.
3. Решите задачу :
при растворении в соляной кислоте смеси железа и магния, массой 10,4г выделилось 6,72л водорода. Найдите массу каждого металла в смеси.