Слайд 1
Автор работы: Конышкина Анастасия, 8 кл
Руководитель: Филатов Борис Павлович, учитель химии
МБОУ «Шпалозаводская СОШ»
«Химия в произведениях художественной литературы и их научная состоятельность».
Слайд 2
Цель работы: выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их
связь друг с другом на примере художественных произведений.
Слайд 3Задачи:
1. Раскрыть химические явления и химические ошибки в литературных произведениях
2. Как
авторы сочетают образный речевой строй с названиями химических явлений, понятиями и терминами.
3. Доказать, что описание химических явлений в произведениях художественной литературы позволяет автору более полно и ярко изобразить героев, события, явления.
4. Критически оценить достоверность описанных химических явлений, не забывать, что писатели и поэты используют различные литературные приемы.
Слайд 4Объекты исследования
Объектом исследования данного проекта являются произведения русской и зарубежной литературы, в
которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях.
Слайд 5
Актуальность работы
Актуальность работы определяется осознанием важности, заинтересованности изучаемыми предметами. Такого интереса можно
добиться разными путями. Один из них - на основе художественных произведений. Литература помогает нам по - новому раскрыть привычную науку химию, показать ее в увлекательном, игровом ключе.
Слайд 6Василий
Александрович
Сухомлинский
«Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте
мысли, наслаждения культурными богатствами, возвышение самого себя».
Слайд 7Юрий Поликарпович Кузнецов
«Тайны Черного Моря»
Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море
на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серная геенна
Подступила к днищам кораблей…
2H2S + 3O2 → 2Н2O + 2SО2
Слайд 8Ахматова Анна Андреевна
Сборник «Вечер»
…На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на
нём,
Что весело глядеть…
2Cu+ O2= 2CuO
2CuO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3
Малахит
Слайд 9Степан Петрович
Щипачёв
«Избранное»
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенья с кислородом - это
Июньский
дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
2Н2 + О2 = 2Н2О
Слайд 10Луи Анри Буссенар
«Похитители бриллиантов»
«Пожар пылал несколько
часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, углекислый газ выделился, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
CaCO3 = CaO + CO2
CaO + H2O = Ca(OH)2
Слайд 11А. Конан Дойль
«Приключение Шерлока Холмса»
«Возьмем немножко свежей крови,
— сказал он и, уколов длинной иголкой свой палец, вытянул пипеткой капельку крови. Теперь я растворю эту каплю в литре воды. Соотношение количества крови к воде не больше чем один к миллиону. И все-таки, ручаюсь вам, что мы получим характерную реакцию. Он бросил в стеклянную банку несколько белых кристалликов и накапал туда какой-то бесцветной жидкости. Содержимое банки мгновенно окрасилось в мутно-багровый цвет, а на дне появился коричневый осадок».
Типичный опыт распознавания белка крови у криминалистов, основанный на наличии железа
Слайд 12Жюль Габриэ́ль Верн
«Двадцать тысяч лье под водой»
« - Какое топливо заменит
уголь?
- Вода, - ответил инженер.
- Вода? – переспросил Пенкроф.
- Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….».
2Н2O = 2H2 + O2
Слайд 13Илья́ Льво́вич Сельви́нский
«Избранная лирика»
…Видишь – мрамор:
Это просто кальций…
Ошибка поэта:
мрамор не
кальций, а его соль – карбонат кальция CaCO3
Слайд 14А. Конан Дойль
«Собака Баскервилей»
«…Да! Это была собака,
огромная черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырвалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь… Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте
Фосфор, - сказал я»
Этого не может быть, так как фосфор самовоспламеняется и ядовит. Так что собака умерла бы, еще не успев кого-нибудь напугать
Слайд 15Превращение человека в оборотня противоречит закону сохранения массы и химическому составу
организмов
Слайд 16Оказавшись в прошлом или будущем, герой не застанет планеты в нужном
месте.
Земля движется со
скоростью 30 км в сек
Слайд 17Не могли доспехи рыцаря сверкать на солнце, так как в средние
века сталь была низкого качества и покрывалась ржавчиной.
«Рыцарь стоял у
стен замка, его
доспехи сверкали
на солнце»
Слайд 18Заключение
Описание химических явлений в
произведениях художественной литературы позволяет автору более полно и ярко изобразить героев, события, явления
Литература помогает реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью.
Слайд 19Литература
1. Ахматова А. А. Лирика Всемирная библиотека поэзии. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000
2. Верн Ж.
Таинственный остров, Мн. Юнацтва, 1984.
3. Габриелян О. С. Химия. 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, М. Дрофа, 2010.
4. Габриелян О. С. Химия. 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2010.
5. Кузнецов Ю. П. Тайны Чёрного моря, М. Издательство АСТ, 1998
6. Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе. М. Правда, 1983.
7. Остапенко Л. А. Интеграция знаний, химические сюжеты в художественной литературе. Химия в школе.‑2011.‑№ 5
8. У. Шекспир, Ромео и Джульетта, М. Издательство Альфа-книга, 2003.
9. Щипачев С. П. Избранное, М. Издательство Рипол классик, 2002.
10. Буссенар Л. А. Похитители бриллиантов, М. Издательство Лабиринт, 1999
11. Сельвинский И. Л. Избранная лирика, М. Издательство ЭКСМО 1992