Презентация, доклад Химия в мире искусства, 9 класс

Содержание

Химия в мире искусства

Слайд 1
Химия в мире искусства.
Выполнила: учитель химии МАОУ СОШ №56 УИМ г.Магнитогорска
Брюхова

Е.А.
Химия в мире искусства.Выполнила: учитель химии МАОУ СОШ №56 УИМ г.МагнитогорскаБрюхова Е.А.

Слайд 2Химия в мире искусства

Химия в мире искусства

Слайд 3Немного о красках...

Немного о красках...

Слайд 4Волшебный мир пигментов
Краски — что это такое? Оказывается, охра, мел и

сажа, которыми пользовались древние художники, 20 тыс. лет назад расписавшие стены всемирно известных пещер Альтамира и Пеш-Шерль,— не краски, а всего лишь пигменты. Дело в том, что любая художественная краска представляет собой систему, обязательными компонентами которой являются окрашивающее вещество — пигмент — и связующее, Для приготовления красок всех типов — масляных, темперных, акварельных — используются одни и те же пигменты и различные связующие.
Волшебный мир пигментовКраски — что это такое? Оказывается, охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники, 20

Слайд 5ализарин
Яркие, красивые органические красители благодаря хорошей растворимости в воде и органических

растворителях способны прокрашивать материал на всю толщину, поэтому основной областью их применения является производство тканей и ниток. Тем не менее некоторые из таких красителей издавна применялись художниками. Для этого их непременно наносили на нерастворимую минеральную основу — — каолин, мел, а сейчас — главным образом на гидроксид алюминия. Например, алую краску в старину получали следующим образом: готовое алое сукно долго вываривали в обычной воде, а полученную при этом краску осаждали на мелко истолченную яичную скорлупу, растертые в порошок мел или известь.
ализаринЯркие, красивые органические красители благодаря хорошей растворимости в воде и органических растворителях способны прокрашивать материал на всю

Слайд 6Разминка

1. Для приготовления краски кусок малахита растерли в порошок и случайно

поставили ступку на горячую плиту. Как изменится окраска пигмента?
2. Назовите две-три краски животного или растительного происхождения.
3. Чем вы объясните то, что киноварь (сульфид ртути) в старину применяли не только в качестве пигмента, но и как лекарственное средство?

1. Соединением какого металла является красная охра? 2. На баночке с гуашью написано: зелень травяная. Как вы думаете, соединением какого элемента является пигмент краски? 3. Из какой белой краски можно получить красную? Как это сделать?

2 команда

1 команда

Разминка         1. Для приготовления краски кусок малахита растерли в

Слайд 7Один из самых удивительных видов живописи — энкаустика. Это живопись расплавленными

твердыми красками, связующей основой которых является воск.
Древнегреческая легенда рассказывает о внезапном снятии осады с г. Родоса в Ш в. до н. э. Военные действия против родосцев возглавлял македонский царь, один из диадохов — преемников Александра Македонского — Деметрий Полиоркет. Воинственный характер царя отразился в его имени. В переводе с греческого оно означает «осаждающий города». Обстоятельства сложились так, что отряды Полиоркета должны были брать городс той стороны, где находилась мастерская знаменитого энкауста Протогена. Царь, боясь нанести ущерб мастерской художника, приказал снять осаду... Эта удивительная история небезосновательна. В Древней Греции, особенно в период расцвета ее искусства (VI — V вв. до н. э.), энкаустические картины, выполненные красками на восковом связующем, ценились необыкновенно высоко. Плиний Старший рассказывал, что лучшие произведения выдающегося художника того времени Зевксиса стоили так дорого, что купить их было невозможно, и автор просто дарил свои произведения.


Один из самых удивительных видов живописи — энкаустика. Это живопись расплавленными твердыми красками, связующей основой которых является

Слайд 8Прочность энкаустической живописи объясняется главным образом свойствами связующего — пчелиного воска.

Этот материал способен в течение тысячелетий сохранять мягкость и эластичность, поскольку обладает свойством «дышать» вместе с деревянной основой картины, т. е. сжиматься при понижении температуры и расширяться при ее повышении так же, как дерево. А поскольку воск водонепроницаем, то в результате температурных колебаний в нем не возникает трещин и разрывов.
Технология работы энкауста исключительно сложна. Как уже говорилось, в этой технике применяются твердые краски, и длянанесения их на основу (специально подготовленную доску) используют не кисть, а особые инструменты — каутерии — бронзовые ложечки разных размеров, дно которых имеет килевидную форму. Хорошо нагретым на огне каутерием художник отделяет от большого куска маленькие кусочки краски и помещает их в нужных местах создаваемого изображения. Киль ложечки служит для разглаживания мазка. Эта кропотливая работа требует большого таланта и умения.
Когда роспись готова, для лучшего ее закрепления все полученное изображение прогревается до легкого оплавления красок. Эта операция имеет принципиально важное значение. В составе энкаустических красок всегда содержится немного льняного масла. При оплавлении оно выступает на поверхность и после застывания образует тончайшую стекловидную пленку. Это и есть знаменитый энкаустический лак.
Прочность энкаустической живописи объясняется главным образом свойствами связующего — пчелиного воска. Этот материал способен в течение тысячелетий

Слайд 9Энкаустика

Энкаустика

Слайд 111команда 1. Можете ли вы назвать химическую формулу воска? 2. Назовите хотя

бы одно химическое соединение, входящее в состав пчелиного воска. 3.Окончательное закрепление живописи древние художники осуществляли с помощью жаровни, на которой тлели чернильные орешки (они сгорают без дыма). Для достижения оплавления красочного слоя жаровню медленно проносили на небольшом расстоянии от картины. Как вы думаете, какие приборы с той же целью могут использовать современные энкаусты, в чем преимущества этих приборов?

2команда 1. Какие ионы должны содержаться в пуническом воске связующем энкаустических красок, если на одной из стадий его приготовления он долго выдерживается в морской воде? 2. Почему инструмент для нанесения красок, как правило, изготовляется из бронзы? 3. По данным современного химического анализа, пунический воск, в древности использовавшийся в качестве связующего в энкаустических красках, содержит довольно много солей: 0,032% хлорида натрия, 0,09% хлорида магния и 0,07% сульфата магния. Какие гипотезы вы можете выдвинуть относительно способа приготовления этого материала из обыкновенного пчелиного воска?

1команда 1. Можете ли вы назвать химическую формулу воска?  2. Назовите хотя бы одно химическое соединение,

Слайд 12Фреска

Фреска

Слайд 14Из курса истории все хорошо знают: стенная роспись, которой обычно украшались

русские православные храмы, называется фреской. Первые киевские церкви — Десятинная, собор Святой Софии-были богато украшены мозаичными изображениями, выполненными из смальты. Однако создание мозаик — очень длительный и дорогой процесс, поэтому уже во 2-й половине XI в. они были вытеснены росписями, выполненными водорастворимыми красками по сырой штукатурке.
При создании наиболее древних фресок наряду с покупными минеральными красками русские изографы применяли цветные глины красных, желтых, коричневых, зеленых тонов. Эти глины тщательно растирали на воде. Попадавшиеся в них крохотные
частички кварца и слюды создавали особую фактуру живописи, слабое ее мерцание. Современные художники, копирующие старинные фрески, также используют в качестве пигментов различные глины.

Из курса истории все хорошо знают: стенная роспись, которой обычно украшались русские православные храмы, называется фреской. Первые

Слайд 15Однако фрески создавались не только на Руси. Это одна из древнейших

живописных техник, которую использовали художники разных стран. Наиболее древние образцы фресок обнаружены при раскопках Критской цивилизации. На полторы тысячи лет моложе их фрески города Помпеи, в 79 г. н. э. погребенной под пеплом вулкана Везувий. Эти фрески вновь увидели свет в наше время. Благодаря живописи наши современники смогли многое узнать о жизни в Римской империи. Например, на одной из фресок запечатлена работа штукатуров, которые «устраивают особые водоемы, где мешают известь с песком... а затем... вводят в действие рабочие команды и заставляют их бить это месиво деревянным пестиком» . Такая обработка штукатурки, по свидетельству современников, обеспечивала особую прочность получаемых облицовок, по которым затем и выполняли росписи. Вообще, качеству грунта — штукатурки — во фресковой живописи придается очень большое значение, поскольку от него зависит долговечность создаваемых картин. На Руси известь, применяемая для фресок, проходила многолетнюю обработку: в течение трех — восьми лет ее выдерживали в особых ямах, постоянно перелопачивая. Для получения штукатурки известь смешивали с гипсом, мелом, мелкотолченым кирпичом, рубленым льном. Грунт обычно делали двуслойным. На хорошо просохший первый, достаточно толстый слой штукатурки непосредственно перед началом работы художника наносили тонкий второй слой. По нему и выполняли роспись.
Однако фрески создавались не только на Руси. Это одна из древнейших живописных техник, которую использовали художники разных

Слайд 161 команда 1. В переводе с итальянского «фреско» означает «свежий». Исходя из

этого, объясните происхождение названия фресковой живописи. 2. Какой химический процесс лежит в основе высыхания фресковой живописи? 3. Почему при создании фресок помощники подготавливали для мастера участок стены такого размера, который мог быть расписан за один рабочий день?

2 команда 1. Какие химические изменения происходят с известью при многолетнем ее выдерживании в специальных ямах с водой, сопровождающемся постоянным перелопачиванием? 2. Для приготовления красок, используемых в создании фресок, применяют обычные пигменты. Но при их отборе учитывают одно общее ограничение, обусловленное химическими свойствами основных компонентов грунта. Какое это ограничение? 3. Почему по известковому грунту нельзя писать красками, стертыми на масле?

1 команда 1. В переводе с итальянского «фреско» означает «свежий». Исходя из этого, объясните происхождение названия фресковой

Слайд 17Темпера

Темпера

Слайд 19Какими красками писали западноевропейские художники Средневековья и Возрождения, византийские и русские

иконописцы? Оказывается, до XV в. наиболее распространенной техникой живописи была темпера.
Андрей Рублев и Семен Холмогорец, Мазаччо и Дюрер, Кранах и Брейгель Старший, Тициан и Рафаэль, как и многие их современники, писали темперными красками, для приготовления которых пигменты растирали на различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой, но после их высыхания эта способность растворяться в воде утрачивается.
Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды (температуры, влажности) живописный слой не способен расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно покрывается сеточкой тонких трещин (кракелюр).
Какими красками писали западноевропейские художники Средневековья и Возрождения, византийские и русские иконописцы? Оказывается, до XV в. наиболее

Слайд 20Поэтому в старину для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские

живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие — спирт и пиво, содержащее растительную клейковину, русские изографы брали хлебный квас. Названные добавки способствовали также улучшению текучести красок и служили консервантами, т. е. препятствовали развитию процессов гниения.
Технология создания темперного полотна очень сложна. Живопись многослойна, каждый ее фрагмент прописывается много раз, и всякий раз необходимо ждать полного высыхания красок. На Руси в технике темперы в старину писали иконы. Икон, относящихся к домонгольскому периоду, осталось немного — около 30. Самая ценная из уцелевших — икона Апостолы Петр и Павел» (середина XI в.), находившаяся в новгородском соборе Святой Софии.
Поэтому в старину для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового

Слайд 21Русские иконы обычно писали на сосновых, липовых или еловых досках. Сухие,

выдержанные в течение нескольких лет доски скоблили, шлифовали, делали в центральной части углубление — ковчег. На подготовленную доску накладывали кусок холста — паволоку, а на нее последовательно наносили до десяти слоев левкаса (грунта), состоящего из смеси мела, муки и меда, который играл роль связующего. В других случаях в качестве связующего использовали мездровый или рыбий клей. Первый готовили из обрезков кожи животных, второй — из плавательных пузырей осетровых рыб (это сырье содержит белок с относительно небольшой молярной массой, что придает клею необходимые свойства). Рыбий клей всегда был дорог. В средние века новгородские купцы вывозили его за границу в числе самых ценных товаров. Левкас был жидким. Его составляющие растирали так тонко, что после высыхания десяти последовательно нанесенных слоев получалась пленка толщиной около 1 мм. По левкасу писали красками. Здесь также существовал строгий, раз и навсегда установленный порядок. Святых изображали в соответствии с канонами иконописных подлинников.
Русские иконы обычно писали на сосновых, липовых или еловых досках. Сухие, выдержанные в течение нескольких лет доски

Слайд 221 команда 1. Что такое эмульсия? Какие эмульсии применяют в живописи? 2.

Из куриного яйца художники готовят несколько видов эмульсий. Например, палехские мастера связующее для своих красок делают так: белок осторожно удаляют, а к желтку, оставшемуся в скорлупе, добавляют водный раствор уксуса и все тщательно взбалтывают. Объясните, с какой целью в состав эмульсии вводят уксус. 3. В наше время темперные краски иногда готовят на поливинилацетатной эмульсии (ПВА). Помимо пигмента и ПВА в состав краски обычно вводят небольшое количество фенола. Как вы полагаете, с какой целью это делается?

2 команда 1. Голландские художники предпочитали писать свои картины на досках, которые прежде были частями кораблей или пивных бочек. Почему? 2. В домашних условиях связующее для темперы можно получить из творога, разведенного водой и растворенного в 5%-м нашатырном спирте. Как и почему будет называться такая темпера? 3. В качестве материалов для создания живописных произведений старые мастера очень часто использовали продукты питания и даже некоторые бьгговые предметы. Ответьте на два вопроса. Почему лучшим деревом для изготовления основы картины голландские мастера считали доски от пивных бочек и обшивки кораблей? Как называется темпера, связующее которой приготовлено из растворенного в нашатырном спирте творога и льняного масла?

1 команда 1. Что такое эмульсия? Какие эмульсии применяют в живописи?  2. Из куриного яйца художники

Слайд 23Масляная живопись

Масляная живопись

Слайд 25Среди важнейших техник живописи масляная — наиболее «молодая». Легенда приписывает ее

создание великому нидерландскому художнику Яну ван Эйку (1390 — 1441) — придворному живописцу бургундского герцога Филиппа Доброго (это историческое лицо вам, вероятно, известно по романам М. Дркюна), жившему в г. Брюгге. Однако не все историки отдают приоритет ван Эйку. Дело в том, что использование красок, стертых на растительном масле, практиковалось и до него. К тому же в темперной живописи традиционно применялись некоторые краски, «не терпящие желтка» и поэтому стертые на льняном или ореховом масле.
Для приготовления красок использовали высыхающие масла: маковое, ореховое (из ядер грецких орехов), конопляное, льняное. Из них лучшие свойства краскам обеспечивало льняное, так как оно содержит наибольшее количество триглицеридов ненасыщенных карбоновых кислот. При контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают: ненасыщенные карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. В результате образуется прочная прозрачная пленка. Линоксин — пленка, образуемая льняным маслом, отличается наибольшей прочностью и эластичностью.
Среди важнейших техник живописи масляная — наиболее «молодая». Легенда приписывает ее создание великому нидерландскому художнику Яну ван

Слайд 261 команда 1. Как долго продолжается процесс полного высыхания масляной живописи? 2.

Как вы полагаете, в чем состоит принципиальное различие физико-химических процессов, происходящих при высыхании красок, стертых на любом водорастворимом связующем и на масле? 3. В чем состоит принципиальное различие физико-химических процессов, происходящих при высыхании красок, стертых на воде ина масле? Как в обоих случаях в процессе высыхания изменяется масса красочного слоя?

2 команда 1. Что такое сиккативы и с какой целью их применяют? 2. Процесс обработки растительных масел для последующего использования их в качестве связующего художественных красок весьма сложен, длителен и включает ряд операций. Одна из них называется уплотнением и состоит в пропускания через толщу масла воздуха при слабом нагревании. Какие химические изменения при этом происходят и какова их роль в предстоящем высыхании художественных красок? 3. Сиккативами называются вещества, ускоряющие процесс высыхания масляных красок. Почему при изготовлении художественных красок никогда не пользуются свинцовым сиккативом?

1 команда 1. Как долго продолжается процесс полного высыхания масляной живописи?  2. Как вы полагаете, в

Слайд 27Акварель

Акварель

Слайд 29Акварель — один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых

и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в много-слойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затертости, замутненности, неясности.
Прозрачность и блеск придает ей бумага, которая должна быть белой и чистой. В полной мере акварель утвердилась в странах Европы в конце ХЧ11 — начале XVIII вв. Одними из первых ее оценили английские живописцы. Особенно прославился У. Тернер. Также и в России было немало выдающихся акварелистов: К.П.Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов и другие.
Акварель — один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или

Слайд 30Гуашь

Гуашь

Слайд 32Гуашь — в переводе с французского означает «водяная краска». Гуашевые краски

обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. В технике гуаши художники пишут по бумаге, картону, фанере, плотному шелку. Работы имеют матовую, бархатистую поверхность. Но при использовании гуаши возникают свои трудности — краски после высыхания быстро светлеют. Требуется немалый опыт, чтоб предугадать степень изменения плана и цвета.
Гуашь — в переводе с французского означает «водяная краска». Гуашевые краски обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя

Слайд 33Пастель

Пастель

Слайд 34Пастелью называют цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Название

«пастель» происходит от итальянского слова «паста» — «тесто». Его получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, желатином). Состав порошка и количество клея придают различную степень мягкости пастели. Работают в этой технике на бумаге, картоне и холсте. Краски наносятся штрихами или втираются пальцами, и растушевкой, что позволяет художнику добиваться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов тонов, матовой, бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать целые красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта. Но эта же особенность делает ее чрезвычайно восприимчивой к внешним воздействиям, поэтому произведения, выполненные пастелью, обычно закрепляются специальным раствором, который приглушает световую переливающуюся поверхность и нередко вызывает потемнение. Пастель иногда применяют в комбинации с темперой или гуашью, реже с масляными красками.
Пастелью называют цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Название «пастель» происходит от итальянского слова «паста»

Слайд 35
2 команда 1 конкурс Ответы: 1. Железа. 2. Хрома. 3. В результате прокаливания

свинцовых белил образуется свинцовый сурик РЬз04. 2 Конкурс 1. Ионы, в большом количестве присутствующие в морской воде 2. В период расцвета энкаустической живописи бронза была дорогим, но вполне доступным материалом. Сделанные из нее каутерии быстро нагреваются и достаточно долго сохраняют тепло (кусочек твердой восковой краски должен расплавиться в ложечке-каугерии и оставаться жидким до нанесения его на поверхность основы). 3. Бруски воска на длительный период опускали в морскую воду. Насыщение ионами металлов приводило к повышению температуры плавления воска.





Ответы:
1. Произойдет разложение малахита, образуется оксид меди (II), порошок почернеет
2. Индиго, марена, шафран, кошениль и др.
3. Согласно средневековым представлениям, сера — отец всех металлов, ртуть — мать. Сочетание двух этих элементов в одном соединении должно было обеспечить ему чудодейственную силу.
Конкурс
1. Воск — природная смесь, химическую формулу назвать нельзя.
2. Свободные карбоновые кислоты — пальмитиновая, церотиновая и др., а также сложные эфиры высших жирных карбоновых кислот и высших одноатомных спиртов.
3. Электронагреватели, угюги и т. п. С их помощью можно получать более или менее определенную температуру. Кроме того, прогревание в данном случае не связано с образованием дыма

1 команда

2 команда

Слайд 361 команда 3 конкурс 1. Роспись выполняют водорастворимыми красками по сырой штукатурке. 2.

Процесс карбонизации, соответствующий уравнению реакции:Са(ОН)2 + СО2 = СаСОз+ Н2О. В результате такого взаимодействия на поверхности росписи возникает тончайшая прочная пленка из нерастворимого в воде карбоната кальция. 3. В классической фреске роспись выполняют непременно по сырой штукатурке, это вынуждает подмастерьев подготавливать на каждый день работы мастера свежий слой грунта. 4 конкурс 1. Яичную, казеиновую, казеиново-масляную, поливинилацетатную и др. 2. Уксус является эмульгатором и консервантом. 3. Бактерицидные свойства фенола делают его прекрасным консервантом красок. Наличие фенола легко определить по запаху краски.

2 команда 3 конкурс 1 . .Известь частично карбонизуется — превращается в карбонат кальция. 2. Пигменты должны быть устойчивы к действию щелочей (в состав грунта входит гидроксид кальция! ) . Берлинская лазурь, фиолетовый кобальт, краплак, желтый крон никогда не применяют во фресковой живописи по причине их неустойчивости в щелочной среде. (Демонстрируется опыт разрушения берлинской лазури в присутствии едкого натра. ) 3. В состав масел входят карбоновые кислоты, способные взаимодействовать (омыляться) с гидроксидом кальция. Это является причиной быстрого разрушения красочного слоя. 4 конкурс l. Доски, первоначально использовавшиеся в обшивке кораблей, и от пивных бочек на протяжении долгих лет находились в контакте с водой. После хорошей просушки такое дерево становится весьма устойчивым к изменению влажности окружающей среды. Основа картин, выполненная из таких материалов, никогда не коробилась. 2. Казеиновой (по названию молочного белка казеин). 3. См. ответ на 1-й вопрос. Темпера называется казеиново-масляной.

1 команда 3 конкурс 1. Роспись выполняют водорастворимыми красками по сырой штукатурке.  2. Процесс карбонизации, соответствующий

Слайд 371 команда 5 конкурс 1. Процессы полимеризации и окисления высших карбоновых кислот при

образовании поверхностной пленки протекают достаточно медленно: для полного высыхания красочного слоя требуется до полутора лет. 2 и 3. При высыхании водорастворимых красок вода испаряется, соответственно уменьшается масса красочного слоя. При окислении компонентов масляных красок присоединяются атомы кислорода, а следовательно, увеличивается масса красочного слоя.

2 команда 5 конкурс 1. Вещества, ускоряющие процесс высыхания масел. Катализаторами процессов окисления являются соли кобальта, марганца, свинца. Лучшим считается кобальтовый сиккатив, не оказывающий влияния на цвет красок. 2. Уплотнение приводит к частичному окислению непредельных карбоновых кислот. Это способствует более быстрому высыханию готовых красок. 3. Многие краски содержат серу, с которой взаимодействует свинец. Образующийся сульфид свинца черного цвета крайне неблагоприятно сказывается на качестве красок.

1 команда 5 конкурс 1. Процессы полимеризации и окисления высших карбоновых кислот при образовании поверхностной пленки протекают

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть