Слайд 1*
Формирование здоровьесберегающей среды
на уроках химии.
Бастрыкина Ольга Николаевна
учитель химии МОУ СОШ
№ 30
г. Комсомольска –на-Амуре
Слайд 2*
Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою
ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество.
В.И. Андреев,
главный корреспондент
Российской Академии образования,
доктор педагогических наук, профессор
Слайд 3*
«Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие».
Определение Всемирной
организации Здравоохранения
«Здоровье человека - его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации»
И. И. Брехман
Слайд 4*
Факторы, определяющие индивидуальное здоровье.
Слайд 5*
«…Государственная политика в области образования основывается на следующих
принципах:
… гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…»
Закон РФ «Об образовании»
Слайд 6*
«…провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в
образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
….г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
….. обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов …»
Концепция модернизации российского образования
Слайд 7*
В качестве приоритетных направлений работы
МОУ СОШ № 30 определены:
-
совершенствование системы работы, направленной на сохранение здоровья учащихся, и привитие им навыков здорового образа жизни;
- создание безопасного пространства жизнедеятельности детей и подростков,
формирование здоровьесберегающей среды;
- валеологизация методик обучения и воспитания, апробация и внедрение личностно-ориентированных и дифференцированных технологий обучения и воспитания;
создание системы социально-психологического сопровождения образовательного процесса.
Программа «Здоровье» МОУ СОШ № 30
(2011-2012 г.)
Слайд 8*
В стандарте общего и среднего (полного) образования по химии определены цели:
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
-предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
-воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Слайд 9*
Цель работы:
- создать здоровьесберегающие условия при организации
урока;
- формировать у учащихся устойчивые навыки здорового образа жизни;
- воспитывать и развивать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
- изучить проблемы формирования здоровьесберегающей среды на уроках в теории и на практике;
- проанализировать учебный материал химии 8-11 классов для определения возможности формирования знаний и навыков здорового образа жизни;
- разработать систему работы по формированию здоровьесберегающей среды на уроке.
Слайд 10*
Факторы, влияющие на здоровье школьников.
Факторы
Эндогенные
Экзогенные
Возрастные
Половые
Наследственные
Катамнез:
пороки развития,
заболевания
Внешкольные
Внутришкольные
Экологические
Экономические
Социальные
Физиолого-
гигиенические
Социопсихоло-
гические
Педагогические
Слайд 11*
Категории факторов
Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные
факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые факторы.
неизбежные
корректируемые
устранимые
Слайд 12*
Социопсихологические факторы:
Мотивация учащихся
Взаимоотношения ученик- учитель
Взаимоотношения ученик – класс
Взаимоотношения учитель – родители
Физиолого-гигиенические
факторы:
Режим дня
Качество оборудования
Организация двигательной активности
Оздоровительные мероприятия
Педагогические факторы:
Организация учебного процесса.
Учебная нагрузка
Средства и методы обучения и воспитания
Качество дидактических материалов
Образовательные технологии
Задачи
Учителя:
Просвещение учащихся.
Мотивация учащихся.
Создание эффективного психологического климата в классе.
Выбор адекватных средств и методов.
Индивидуальный
подход.
6. Взаимодействие с семьёй.
7. Влияние на микросоциум.
8. Фиксация проблем.
Учащихся:
Формирование собственной мотивации к здоровью
Формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы.
Изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом.
Нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Слайд 14*
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья
детей,
диагностика соматического,
физического, психического
состояния и функциональных возможностей
организма ребёнка.
Слайд 15*
Комплексная база данных по учащимся
Обучаемость
Обученность
Воспитанность
Здоровье
Слайд 16*
Учащиеся 8-11 классов , состоящие
на диспансерном учёте (в % в
сравнении за два года)
Слайд 17*
Мониторинг здоровья учащихся 8-11 классов
( индекс здоровья в % )
(в
сравнении 1 полугодие 2010/2011 и
2011/2012 учебного года)
Слайд 18*
Мониторинг здоровья учащихся 8-11 классов
(индекс здоровья в %)
по четвертям
(в % в сравнении за два года)
Слайд 19*
Количество учащихся 8-11 классов по группам здоровья 2011/2012 учебный год
Слайд 20*
Психологическая характеристика учащихся
9-х классов 2011/2012 учебный год
Слайд 21*
Темперамент учащихся 9- х классов
2011/20012учебный год
Слайд 22*
Мотивация учащихся
9-х классов 2011/2012учебный год
Слайд 23*
Химия.
Ранговая шкала трудности предмета (в баллах)
Слайд 24*
На уроках необходимо обеспечивать равновесие между адаптивными возможностями организма
и постоянно меняющейся средой, формировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.
Адаптационные
возможности
организма
Постоянно
меняющаяся среда
Ребёнок
Семья
Учитель
Компоненты
здоровья
Целостность
Физическое
Социальное
Креативность
Психическое
Здоровье
Равновесие
Слайд 25*
Личностно-ориентированное образование — образование, в котором личность ученика в
центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, является ведущей в тандеме ученик – учитель.
Ситуация успеха – результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника.
Обучение в сотрудничестве
Слайд 26*
Здоровьесберегающие образовательные технологии
качественная характеристика любой образовательной технологии,
совокупность тех принципов,
приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Слайд 27*
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Игровая технология
Информационно
– коммуникационные технологии
Проектная технология
Слайд 28*
Формы уроков:
- игровые итоговые уроки с состязательной основой;
- уроки, которые ведут
сами ученики (целый или его часть);
- дискуссии, диалоги;
- уроки –конференции;
- уроки –семинары;
- уроки –путешествия и другие.
Слайд 29*
Приёмы, обеспечивающие тренировочную деятельность учащихся:
опросы и решения задач по алгоритму,
индивидуальные
карточки,
тренинговые задания,
само – и взаимоконтроль с помощью тестов,
опорные схемы-конспекты.
Слайд 30*
Алгоритм составления ОВР методом электронного баланса:
Слайд 31*
Алгоритм устного ответа по теме: «Химическое производство» ( урок – семинар)
в 11классе:
1. Научные принципы организации химического производства.
2. Сырьё для производства и требования к его выбору. Месторождения сырья (используются знания по экологии)
3. Химические реакции, лежащие в основе производства вещества на примере производства аммиака и метанола. Технология процесса. Перспективы развития данного химического производства.
4. Энергетические проблемы химических производств. Каким видам энергии по –вашему мнению нужно отдать предпочтение?
5. Защита окружающей среды. Влияние химического производства на здоровье людей и экологию в целом.
Слайд 32*
Алгоритм решения задач «Вычисление по химическим уравнениям массы (количества, объема) одного
вещества по массе (количеству, объему) другого вещества:
1) Внимательно прочитайте текст задачи.
2) Составьте краткое условие задачи с помощью общепринятых
обозначений.
3) Составьте уравнение реакции.
4) Подчеркните в уравнении реакции формулы веществ, о которых идет речь в условии задачи.
5) Подпишите под формулами веществ их количества, соответствующие коэффициентам в уравнении реакции.
6) Рассчитайте количество вещества, указанного в разделе задачи
«Дано». Для этого воспользуйтесь формулами: n= m / M ; n = V / Vm
Помните, что молярная масса М (вещества) (г / моль) равна сумме
относительных атомных атомных масс всех элементов, входящих в
формульную единицу вещества, а Vm = 22.4 л / моль для всех газов
при нормальных условиях.
7) Надпишите над формулой этого вещества в уравнении реакции
найденное его количество.
8) По пропорции рассчитайте количество вещества, указанного в разделе
задачи «Найти».
9) Определите массу или объем искомого вещества, используя формулы:
M = n * M ; V = n* Vm
10) Запишите ответ
Слайд 33*
Исторические факты по темам.
Занимательные химические опыты.
Дидактические
игры.
Практические и лабораторные работы.
Творческие задания: напиши сказку, рассказ, сочинение, стихотворение
о химическом элементе,
химическом процессе.
Слайд 34*
Валеологические приёмы:
- цветные таблицы, опорные схемы;
- обеспечение двигательной
активности
учеников на уроке;
- физминутки:
для улучшения мозгового кровообращения,
для снятия утомления с плечевого пояса и рук,
для снятия утомления с туловища,
общего действия,
для мобилизации внимания,
комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Слайд 35*
Фрагменты календарно- тематического планирования по химии в 9 классе
с учётом
вопросов здоровьесбережения.
Слайд 36*
Результаты здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности на уроке:
- снятие учебных
перегрузок,
- создание психологической комфортности процесса обучения,
- повышение качества знаний учащихся.
Слайд 37*
Удовлетворённость учащихся преподаванием химии
(коэффициент удовлетворённости предметом в сравнении за два года)
Средний
уровень удовлетворённости – 0,6 – 1,5.
Высокий уровень удовлетворённости – 1,6 - 2
Слайд 39*
Результаты анкетирования учащихся 8-11 классов
(в %) 2011/2012учебный год
Слайд 40*
Качество знаний учащихся 8-11 классов по химии
(в % в сравнении
за два года)
Слайд 41*
Качество знаний учащихся 8-11 классов по химии
(в % в сравнении
за два года)
Слайд 42*
Ценность здоровья и здорового образа жизни для учащихся 8- 11
классов (в сравнении за два года)