Слайд 1Интеллектуальная игра по химии
Брейн-ринг
«ЗНАТОКИ ХИМИИ»
8 – 11 классы
МБОУ Чистопольская СОШ,
2017 год
Слайд 2ЭПИГРАФ 1
"Игра -это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве,
себя во Вселенной"
(Я. Корчак)
Слайд 3ЭПИГРАФ 2
"Просто знать – ещё не всё, знания нужно использовать".
(И. В. Гёте)
Слайд 4ЭПИГРАФ 3
"Широко распростирает химия руки в дела свои человеческие: куда ни
посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи
её прилежания".
(М. В. Ломоносов)
Слайд 5ПРАВИЛА ИГРЫ
В начале игре командам будет выданы экспериментальные задания, команда которая
справиться с заданием первая и задание будет правильным имеет права выбрать себе команду-соперника. Выигравшая команда выбирает себе соперника из команд с которыми она не состязалась ранее. Один вопрос- оценивается в 1 балл, если обе команды не ответили на вопрос, следующий вопрос оценивается в 2 балла, и соответственно третий в 3 балла при отсутствии ответов с обоих сторон на предыдущие вопросы. Всего в каждой игре 3 вопроса. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.
Слайд 6ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
В трех пронумерованных пробирках, содержаться растворы: соляной кислоты, хлорида натрия,
гидроксида лития. С помощью индикаторов, определите в какой пробирке содержится каждое вещество.
Слайд 7ВОПРОС 1
Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, сталеваром?
Слайд 8ВОПРОС 2
"Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой
собаки еще никто из нас смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспламененном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза были Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Узнали? Артур Конан-Дойль "Собака Баскервилей”
(!?) Какой элемент замешан в этой скверной истории?
Слайд 9ВОПРОС 3
Английский химик Бойль однажды вылил кислоту в сосуд, где до
этого хранил настой лишайника, с удивлением учёный обнаружил, что кислота стала красной. затем он добавил несколько капель настоя к раствору гидроксида натрия и увидел, что раствор стал синим. Что случайно открыл Бойль?
Слайд 10ВОПРОС 4
Эта смесь состоит из 200 вредных веществ , среди которых
угарный газ , сажа , бензпирен , муравьиная кислота , метанол , бензол , фенол , мышьяк , аммиак , сероводород , цианистый водород , ацетилен , формальдегид , радиоактивные элементы и другие вещества. Назовите эту смесь.
Слайд 11ВОПРОС 5
Нильс Бор за создание своей теории строения атома в 1922
году был награжден Нобелевской золотой медалью. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Данию, он её уничтожил, чтобы она не досталась врагу. Каким радикальным химическим способом он это сделал?
Слайд 12ВОПРОС 6
Какие два элемента составляют 3/4земной коры?
Слайд 13ВОПРОС 7
У французского химика Бернарда Куртуа был любимый кот. Однажды кот,
чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском.
Какой элемент был открыт?
Слайд 14ВОПРОС 8
Что получится если смешать 2 л водорода с1 л кислорода?
Слайд 15ВОПРОС 9
Великий русский химик , который очень хорошо переплетал книги ,
клеил рамки для портретов , изготавливал отличные чемоданы. Однажды он услышал: "Таких людей знать надо. Это чемоданных дел мастер". Назовите этого ученого.
Слайд 16ВОПРОС 10
В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным
серебром» и называли «серебришком». Однажды запасы этого металла для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане. Внимание вопрос, назовите этот металл.
Слайд 17ВОПРОС 11
В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный
столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Внимание вопрос, из какого металла сделан столб?
Слайд 18ВОПРОС 12
В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника
“Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане. Оно вызывает массовые самоубийства китов, входит в состав вулканических газов, образуется при неполном сгорании углерода. При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы.
Слайд 19ВОПРОС 13
"Тайна Черного моря” Ю.
Кузнецов.
Трясся Крым двадцать восьмого года,
И ставало море на дыбы,
Испуская к ужасу народов,
Огненные серные столбы.
Все прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор все выше, все плотней
Сумрачная серная геенна
Подступает к днищам кораблей”.
О КАКОМ ВЕЩЕСТВЕ ШЛА РЕЧЬ С ТИХЕ?
Слайд 20ВОПРОС 14
Какой учёный в 1887 году один в аэростате поднялся в
воздух, чтобы наблюдать затмение Солнца, и приземлился в другой губернии?
Слайд 21ВОПРОС 15
Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей
приборы из очень дорогого серебристо белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?
Слайд 22ВОПРОС 16
Известно, что падение Рима вызвано многими социальными, политическими и экономическими
причинами. Но американские учёные – токсикологи считают, что в падении Рима повинен металл. Он входил в состав посуды, косметических красок, а также из него были сделаны трубы водопроводов. Люди вымирали. Империя чахла. Подтверждения учёных подтвердились: обнаруженные останки древних римлян содержат большое количество этого метала.
Какой металл, по мнению учёных США, повинен в гибели Рима?
Слайд 23ВОПРОС 17
В конце XIX века из Голландии в Россию был отправлен
железнодорожный состав, гружённый брусками олова. Когда в Москве вагоны открыли, в них обнаружили серый ни на что не пригодный порошок – русская зима сыграла с получателями олова злую шутку. Какое название носит это с давних пор известное явление?
Слайд 24ВОПРОС 18
В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись
в Индию. На берегах реки Инд в войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного военачальника.
Лечебные свойства какого химического элемента были открыты?
Слайд 25О ВЕЛИКОМ ХИМИКЕ
Химия – развивающаяся наука. Кто посвятит себя служению
этой науке , тот внесёт свой вклад в её развитие , в разгадку тайн природы , в создание новых материалов и веществ. Ведь Д. И. Менделеев завещал детям: «Первое и главное в жизни – это труд для других!». Он трудился и стал гением.
Слайд 26Знаем мы, что встреча ваша – лишь игра,
И расставаться нам пришла
пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни вас ведёт,
Знатокам всегда, везде везёт!
И НАПОСЛЕДОК