Слайд 1АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ как эффективное средство реализации ФГОС
-
МБОУ ВМР «Семенковская
основная школа
имени С.В.Солодягина»
Учитель химии
Худякова Елена Игоревна
Слайд 2 Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Слайд 3 Учителям нужно постоянно учиться,
ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет.
Слайд 4….Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной
и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев…
Одна из функций ФГОС:
Слайд 5Универсальные навыки –
требования, предъявляемые жизнью
способность принимать решения и умение решать
проблемы,
коммуникативные умения и качества,
умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,
умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,
лидерские умения и качества,
умение работать в команде и др.
успех в профессиональной
деятельности
успех
в общественной деятельности
гармония
в личной жизни
Слайд 6Низкая учебная мотивация
Нежелание учиться
Проблема современной школы
Низкое качество обучения
Слайд 7Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к
тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому
(Руссо Жан-Жак)
Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит
(Цицерон Марк Туллий)
Слайд 8Изменение роли ученика
Ученик – активный участник образовательного процесса
Ученик – послушный исполнитель
АМО
(активные методы обучения)
Слайд 9Что такое АМО?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на:
использовании знаний и опыта обучающихся,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
диалоге и полилоге,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии,
движении.
Слайд 10Эффекты АМО
Человек запоминает:
только 10% того, что
он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)
Слайд 11Развитие высокой мотивированности,
интерес и желание заниматься
АМО для ученика
игровая форма
разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
соревнование команд,
азарт,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
Слайд 12Изменение роли учителя
Модератор, консультант, наставник, старший партнер
«контролирующий орган»
Технология модерации
Слайд 13Каждому этапу урока – свои АМ
АМ начала образовательного мероприятия
АМ выяснение
целей, ожиданий и опасений
АМ презентации учебного материала
АМ организации самостоятельной работы над темой
АМ релаксации
АМ подведения итогов урока
http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет"
Слайд 14Методы обучения
Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию более доступной и
увлекательной, привлечь интерес учащихся
Слайд 15Нетрадиционные формы уроков:
урок-конференция;
урок-соревнование;
урок-исследование;
урок-викторина;
урок-диспут;
урок-конкурс;
урок-аукцион знаний;
урок творчества;
урок-турнир;
урок-спектакль;
смотр знаний;
урок-зачет;
урок-путешествие;
урок-диалог;
урок-интервью;
урок-тренажер;
урок-экскурсия;
мозговая атака;
урок-лекция;
урок-консультация;
уроки взаимообучения;
урок-аукцион;
урок-творческий отчет;
уроки-фантазии;
уроки-суды;
уроки-концерты
интегральные уроки;
урок-мастерская.
Слайд 16Мини исследовательские работы
Темы курса химии 9 класса:
- «Теория электролитической диссоциации»
«Подгруппа
азота»
- «Закономерности протекания химических реакций»
Темы курса химии 8 класса:
«Понятие о газах. Воздух. Кислород . Горение»
- «Основные классы неорганических соединений»
Слайд 17Дискуссия на уроке
8 класс
Задание:
1.Заполни таблицу польза химии, вред химии.
2. Сделай вывод
о значении химии в жизни человека.
Слайд 18Мозговой штурм
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) —
оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.
Затем из общего числа
высказанных идей отбирают
наиболее удачные,
которые могут быть
использованы на практике.
Слайд 19Деловые игры
Цель: активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, подготовить к
профессиональной, практической деятельности.
Пресс-конференции «О воде и ее свойствах» (8 класс)
«За здоровый образ жизни» (9 класс)
Ролевая игра «Решение расчетных задач» «Справочное бюро» (8 класс)
Слайд 20Командные химические соревнования
Викторина-игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы.
Химическая
игра «Что?Где? Когда?»
(8 класс)
Турниры, игра, в которой команда составляет творческое задание для команды соперников по вопросам темы
«Металлы-друзья и надежные помощники человека»
(9 класс)
Слайд 21Химический кружок «Занимательная химия»
Слайд 22Системно-деятельностный подход в методике преподавания
Автор: Дерябина Н.Е.
Слайд 23Уроки с использованием мультимедийных презентаций
Слайд 24Методические пособия с электронным приложением
Слайд 25Подводя итоги…
Широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является
стратегической задачей сегодняшнего дня.
Слайд 26Источники информации
http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет» «Активные методы обучения»
http://mou29-klgd.narod.ru/ob.htm
http://www.yartoys.ru/shop/show_cat.php?start=30&catid=101&option=bypriced
http://www.proshkolu.ru/user/Politova65/file/317858/
http://www.your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/dlya-zaversheniya-treninga/
Слайд 27Литература
1. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных
форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.
2. Педагогическое творчество в школе./под ред. В.Ф. Кривошеева. — М. 1992
3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. — «Вита-Пресс». М. — 1999.
5. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24.
6. Штемплер Г.И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993