Слайд 1Тема урока:
Кристаллические решетки
Слайд 2Эпиграф.
«Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри»
(Н.Бердяев)
Слайд 3Мотивация:
«Почему воздух всегда – зимой и летом – газообразный?»
«Почему в чайнике
вода закипает и превращается в пар, а железо при тех же условиях остается твердым?»
«Почему газы в пространстве летают, а жидкости текут и льются?»
Слайд 4Цель:
Знать, от чего зависит агрегатное состояние веществ;
Уметь различать два вида твердых
веществ: аморфное и кристаллическое;
Познакомиться с типами кристаллических решеток;
Уметь проводить лабораторные опыты.
Слайд 5Ответьте на вопросы:
1. Какое вещество на Земле находится сразу в трех
агрегатных состояниях?
2. Вспомните физику и обсудите, от чего зависит агрегатное состояние воды?
Слайд 6Вывод
Агрегатное состояние воды
( и других веществ) зависит
от температуры, при которой находится вещество. Агрегатное состояние вещества зависит также от характера его частиц (атомов, молекул или ионов), их взаимного расположения.
Слайд 7Задание:
1. Дайте характеристику аморфным веществам.
Приведите примеры аморфных веществ.
2. Дайте характеристику кристаллическим
веществам. Приведите примеры кристаллических веществ.
Слайд 8Вывод:
Твердые вещества делятся на аморфные ( не имеющие упорядоченной структуры -
стекло, резина, шоколад и др.) и кристаллические (имеющие упорядоченное расположение структурных частиц лед, кварц, железо и др.)
Слайд 9Лабораторный опыт
Рассмотрите под лупой различные вещества: кварц SiO2, серу S, флюорит
CaF2 . Опишите, что вы видите?
Пользуясь учебником и словарем С.И.Ожегова, ответьте на вопрос: «Что такое кристалл?»
Почему кристаллы различных веществ разнообразны по форме?
Слайд 11Вывод
Кристалл – твердое вещество, имеющее определенное упорядоченное строение.
Разные по форме кристаллы
имеют различные кристаллические решетки. Кристаллическая решетка –это упорядоченное расположение частиц в кристалле.
Слайд 12Лабораторный опыт
Исследуйте макет кристаллической решетки выданного вам вещества. Прочитайте текст из
учебника. Заполните таблицу «Кристаллические вещества».
Слайд 13Вывод
В кристаллических веществах атомы, молекулы или ионы располагаются в определенном порядке.
В зависимости от природы частиц в узлах решетки различают ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решетки. Физические свойства твердых веществ определяются их строением в кристаллическом состоянии.
Слайд 14Возгонка, сублимация -
явление перехода твердого
вещества в газообразное состояние, минуя жидкую фазу.
Характерно для веществ с молекулярной кристаллической решеткой
Слайд 15Закон постоянства состава веществ:
«Молекулярные химические соединения независимо от
способа их получения имеют постоянный состав и свойства».
На основании этого закона можно утверждать, что каждому веществу соответствует только одна химическая формула.
Слайд 16Диктант.
1.Нафталин – легкоплавкое, кристаллическое вещество, потому что имеет молекулярную кристаллическую решетку.
2.Слово
«кристалл» пишется с одной буквой «л».
3. Вещества с атомной кристаллической решеткой – твердые, тугоплавкие, нелетучие.
4. Для веществ с металлической кристаллической решеткой характерным свойством является хрупкость.
5. Кристаллическая решетка графита состоит из атомов углерода.
Слайд 18Шкала оценок:
5 верных ответов – «5»
4 верных ответов – «4»
3 верных
ответов – «3»
2-0 верных ответов – «2».
Слайд 19ЕГЭ – 2007 год
А1. Вещества с атомной кристаллической решеткой 1)очень твердые
и тугоплавкие
2)хрупкие и легкоплавкие
3)проводят электрический ток в растворах
4)проводят электрический ток в расплавах
А2. Молекулярное строение имеет
1) алмаз
2) азот
3) кремний
4) поваренная соль
Слайд 20ЕГЭ – 2007 год
А3. У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая
решетка
1) атомная
2) ионная
3) молекулярная
4) металлическая
А4. Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении:
1) NaCI
2) SiO2
3) H2O
4) Ba(NO)2
Слайд 21Рефлексия (подведение итогов )
Прочитайте цель занятия;
Как вы оцениваете полученные сегодня знания?
Достигли
вы цели занятия?
Что бы вы могли улучшить в своей работе?
Что вызвало наибольшую трудность?
Слайд 22Всех благодарю за работу.
Задание на дом: стр. 79-82 прочесть,
ответить на вопросы 1-6 на стр. 66.,
Смоделировать кристаллическую решетку любого вещества.
Успехов вам в дальнейшем изучении химии!