Слайд 1Проектирование современного урока химии в условиях реализации ФГОС СОО.
Педагогические технологии в
реализации
системно - деятельностного подхода
на уроках химии.
Попкова Елена Геннадьевна
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МОУ «ЛИЦЕЙ №3 ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Слайд 2Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на
базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Слайд 3"Химия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса
химии должны отражать:
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Слайд 4"Химия" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса
химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
Слайд 5« Методологической основой Стандарта среднего общего образования является системно-деятельностный подход, который
обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся».
Слайд 6Преподавание химии по новым стандартам ставит перед учителем практические задачи выбора
программы, УМК, технологий и методов обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Использование системно-деятельностного подхода, на основе которого должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты, обусловливает потребность в изменении школьного химического образования.
Слайд 7Изучение предмета в старшей школе отличается от преподавания в среднем звене.
Не все педагогические технологии можно применять. Связано это психологическими особенностями ребят, с теми требованиями к предметным результатам освоения базового и углубленного курса химии, которые предъявляет ФГОС СОО.
Технологии и методы обучения, которые я использую давно и активно при обучении химии в старших классах:
Технология проблемного обучения
ИКТ
Технология проектного обучения
Кейс – технология
Здоровьесберегающие технологии
Тестовые технологии
Контекстные задания
Инварианты
Слайд 8Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося
здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.
Слайд 9Контекстное обучение — форма активного обучения, сущность которого определяется как организация такой
деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация; требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Слайд 109 класс
Тема урока «Сероводород. Сульфиды»
Слайд 11 Тема урока «Получение аммиака и изучение его свойств»
Аммиак – одно
из веществ, которое человек использует в повседневной жизни. Аммиак служит сырьём для получения азотной кислоты, удобрений, солей аммония. Добавив аммиак в воду, можно легко отмыть до блеска оконные стёкла. Без него трудно обойтись в медицине. Он помогает людям длительное время сохранять пищевые продукты.
Какие свойства аммиака обусловливают его применение в медицине и в холодильной технике?
9 класс
Слайд 15Контекстные задачи способствуют формированию у школьников навыков решения реальных практических проблем
и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.
Слайд 16Кейс–технология – это…
- техника обучения (кейс – от английского «случай») использующая
описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее.
- специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы.
- конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения.
Слайд 17Учащимся предлагается (устно или письменно) конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию).
Эта
информация может быть кратко изложена в документальной форме или с помощью вербальных или визуальных средств (показ видео, слайда и др.).
Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений.
Слайд 1811 класс (профильный уровень)
«Решение экспериментальных задач по общей химии»
Космический корабль
совершил аварийную посадку на неизвестную планету. Одному из космонавтов было предложено определить состав атмосферы, но в его распоряжении оказались лишь яблоко (не произошло изменения цвета на разрезе), немного известковой воды (не мутнела в атмосфере планеты) и малахитовая шкатулка, при нагревании кусочка малахита образовался красный порошок.
К какому выводу пришел космонавт?
Слайд 1911 класс (профильный уровень)
«Металлы»
Задание. Вам выданы образцы воды, взятой из
разных источников (они указаны на этикетках). Предположительно в них содержатся ионы: Fe2+, Fe3+, Zn2+, Cu2+, Pb2+. Составьте план их определения. Предложите способы очистки воды от этих ионов. Каковы будут ваши действия, если концентрация указанных ионов в образцах будет слишком высокой (значительно превышать ПДК)?
Слайд 2010 класс
«Сегодня 8 июля, между 15-00 и 15-30 часов в
городе Амурске произошел взрыв в жилом доме по проспекту Строителей, 52. По информации МЧС , жители, почуяв неприятный запах в подъезде, вызвали сотрудников спецслужб. Когда сотрудники зашли в квартиру - прогремел взрыв на седьмом этаже. Взрывной волной разбило стекла соседних квартир, деревянные рамы разнесло по всему двору. После взрыва прибыли сотрудники МЧС и ликвидировали пожар. Пятеро человек серьезно пострадали и были доставлены в городскую больницу. Сотрудники оперативных служб выясняют причины взрыва»
Задания.
Что послужило причиной взрыва в жилом доме по пр. Строителей 52?
Что делать, если в подъезде или в квартире пахнет газом?
Назовите состав природного газа?
Как называется класс органических соединений, который содержится в смеси в самом большом количестве? Дайте определение, назовите общую формулу, физические свойства.
Рассмотрите зависимость изменений физических свойств гомологического ряда предельных углеводородов.
Применение природного газа и входящих в его состав предельных углеводородов?
Предложите жителям многоквартирных домов свои способы предотвращения подобных трагедий?
Слайд 21При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это
позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Слайд 22Инвариант – это система знаний, обусловленная определённой структурой и состоящая из
некоторого числа элементов, связанных между собой неизменными отношениями, не зависящими от условий преобразования, от логики построения методической системы изложения.
Слайд 25На базе инварианта содержания неорганической химии возможны:
Перспективное видение основной системы знаний;
Использование
графического изображения инварианта в качестве модели, с помощью которой можно получить новые данные об объекте;
Использование этой модели в качестве наглядной опоры для системного усвоения главного и его деталей, для организации творческой деятельности по умножению подобных моделей.
Слайд 26Использование ИКТ и тестовых технологий можно объединить для создания или просто
применения на уроках готовых интерактивных тестовых заданий.
Слайд 27Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо
организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника, - это и есть залог успеха.
Слайд 281) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2) Л.Ю.Аликберова, Н.С.Рукк «Полезная химия»,
Москва, Дрофа,2005
3) Кузнецова Н.Е, «Химия» 9 класс, Москва:Вентана – Граф, 2016.- 320 с.
4) Лёвкин А.Н., Кузнецова Н.Е., «Задачник по химии» 11 класс, Москва: Вентана – Граф, 2-13. – 240 с.
5) Вдовина Л.М., «Общий инвариант содержания неорганической химии», СГУ, кафедра общей и неорганической химии.