Слайд 1
Организация учебного процесса на основе метода интеллект-карт
Лебедева Анна Николаевна учитель химии
МБОУ Любучанской СОШ
Слайд 2Тони Бьюзен
Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных
способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».
Слайд 3
Актуальность данной работы объясняется тем, что внедрение современных образовательных технологий и
принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося
Слайд 4Интеллект-карты
(которые также называют картами памяти, картами мышления и ассоциативными картами) —
это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем.
Слайд 5Преимущества данного метода:
1.Из 100% информации, предложенной на уроке, ученик услышит 75%,
50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25% - это очень мало. Интеллект –карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации.
2. Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия.
Слайд 6
Свойства интеллект - карт:
Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом.)
Привлекательность.(Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
Запоминаемость.(Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)
Своевременность.(Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
Творчество.(Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
Возможность пересмотра.(Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)
Слайд 7Как преподаватель может использовать интеллект-карты в своей работе?
При объяснении нового материала,
чтобы организовать и наглядно представить материал.
Для проведения мозгового штурма — как при обсуждении нового материала, так и для решения организационных вопросов.
Для повторения изученной темы.
Для обобщения материала.
Слайд 8
Данный метод дает возможность учителю
Повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
Развивать предметные
и коммуникативные компетенции, творческие способности
Активизировать деятельность
Выявлять причины когнитивных затруднений
Корректировать знания учащихся
Слайд 9
Для эффективного применения метода необходимо следовать трем принципам:
Принимай
Применяй
Приспосабливай
Слайд 10Как учащиеся могут использовать
интеллект-карты в обучении?
Для написания черновика письменной работы,
чтобы организовать свои идеи.
При изучении сложной темы, чтобы лучше усвоить материал.
В качестве самостоятельного задания, как альтернатива презентации, постеру или докладу.
Слайд 11
Формировать ЗУНы (предметная область).
Формировать компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную.
Диагностировать
сформированность ЗУНов и компетентностей.
Изучать предметное содержание.
Визуализировать процессы мышления.
Визуализировать способы деятельности.
Организовывать учебно-познавательную деятельность.
Управлять учебно-познавательной деятельностью.
Изучать личности учащихся.
Систематизировать и обобщать предметное содержание.
Проводить подготовку к итоговой аттестации.
Познавать себя и регулировать свою деятельность.
Развивать творческие способности.
Метод интеллект-карт позволяет
Слайд 13Традиционные способы переработки текстов
Конспектирование ‒ процесс мысленной переработки и письменной фиксации
информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Конспект:
краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь (сл.Ожегова);
краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада (БЭС);
краткое изложение существенного содержания чего-нибудь (сл.Ушакова).
Слайд 14Недостатки линейной формы записи
Потеря ключевых слов
многословие;
расположение на разных
страницах.
Плохое запоминание
цветовое однообразие текста;
бесконечный перечень пунктов.
Потеря времени
много лишней информации;
повторное прочтение лишней информации;
поиск ключевых слов.
Плохое видение структуры
Замедление деятельности и снижение её эффективности
Слайд 15Основные правила составления интеллект-карты
В качестве катализаторов мышления Т. Бьюзен предлагает использовать
образы и ассоциации.
Без образного мышления невозможно увидеть ситуацию проблему целиком, с разных сторон. Да и в творчестве образы играют ведущую роль.
Ассоциативное мышление дает доступ к хранящейся в нашей памяти информации из самых разных сфер и областей, позволяет выйти за пределы стандартного смыслового поля и использовать в решении задачи самые неожиданные данные.
Слайд 16
Интеллект-карты, как графический метод, требуют работы не только мозга, но и
руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.
Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.
Слайд 17Этапы составления
интеллект - карты
Для работы нам понадобится чистый лист бумаги
и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.
Слайд 18Этап 1. Центральная идея – образ.
Сформулируйте свою проблему максимально четко и
коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы. Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.
Слайд 19Этап 2.
Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными
аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.
Слайд 20Этап 3.
Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления –
новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д.
Слайд 21Этап 4.
Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы
уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.
Слайд 22Выбирается тема, идея, предмет, объект, образ, т.е. то, о чём будет
интеллект-карта, например:
«Сера»
Пример построения интеллект-карты
по алгоритму № 1
Слайд 232. В середине листа рисуется центральный образ, ассоциирующийся с основной идеей
(лист располагаеся горизонтально). Запускается процесс ассоциирования.
Сера
Слайд 243. К центральному образу добавляются ветви первого уровня, на которых фиксируются
слова, ассоциирующиеся с ним. Это ключевые слова (принцип – одно ключевое слово на ветке).
сера
Слайд 25химия
на основе метода
интеллект-карт
Слайд 39Критерии оценивания интеллект-карт
При анализе интеллект-карт прежде всего отмечается наличие:
яркого, объемного
центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов или ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры.
Далее отмечается:
полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;
богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;
наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.