Презентация, доклад на тему Организация учебного процесса на основе метода интеллект-карт

Содержание

Тони БьюзенСоздавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».

Слайд 1
Организация учебного процесса на основе метода интеллект-карт
Лебедева Анна Николаевна учитель химии

МБОУ Любучанской СОШ
Организация учебного процесса на основе метода интеллект-картЛебедева Анна Николаевна учитель химии МБОУ Любучанской СОШ

Слайд 2Тони Бьюзен
Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных

способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».
Тони БьюзенСоздавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть

Слайд 3
Актуальность данной работы объясняется тем, что внедрение современных образовательных технологий и

принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося

Актуальность данной работы объясняется тем, что внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым

Слайд 4Интеллект-карты
 (которые также называют картами памяти, картами мышления и  ассоциативными картами)  —

это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем.
Интеллект-карты (которые также называют картами памяти, картами мышления и  ассоциативными картами)  — это способ представить идеи наглядно, и

Слайд 5Преимущества данного метода:
1.Из 100% информации, предложенной на уроке, ученик услышит 75%,

50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25% - это очень мало. Интеллект –карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации.
2. Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия.


Преимущества данного метода:1.Из 100% информации, предложенной на уроке, ученик услышит 75%, 50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25%

Слайд 6 Свойства интеллект - карт:
Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно

окинуть одним взглядом.)
 Привлекательность.(Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
 Запоминаемость.(Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)
  Своевременность.(Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
 Творчество.(Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
  Возможность пересмотра.(Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Свойства интеллект - карт: Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.) Привлекательность.(Хорошая интеллект-карта имеет

Слайд 7Как преподаватель может использовать интеллект-карты в своей работе?
При объяснении нового материала, 

чтобы организовать и наглядно представить  материал.
Для проведения мозгового штурма —  как при обсуждении  нового материала,  так и для  решения организационных вопросов.
Для повторения изученной темы.
Для обобщения материала.
Как преподаватель может использовать интеллект-карты в своей работе?При объяснении нового материала,  чтобы организовать и наглядно представить  материал.Для

Слайд 8 Данный метод дает возможность учителю
Повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
Развивать предметные

и коммуникативные компетенции, творческие способности
Активизировать деятельность
Выявлять причины когнитивных затруднений
 Корректировать знания учащихся




Данный метод дает возможность учителюПовышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихсяРазвивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способностиАктивизировать

Слайд 9 Для эффективного применения метода необходимо следовать трем принципам:
Принимай
Применяй
Приспосабливай

Для эффективного применения метода необходимо следовать трем принципам:ПринимайПрименяйПриспосабливай

Слайд 10Как учащиеся могут использовать интеллект-карты в обучении?
Для написания черновика письменной работы,

чтобы организовать свои идеи.
При изучении сложной темы, чтобы лучше усвоить материал.
В качестве самостоятельного задания, как альтернатива  презентации, постеру  или докладу.

Как учащиеся могут использовать  интеллект-карты в обучении?Для написания черновика письменной работы, чтобы организовать свои идеи.При изучении

Слайд 11
Формировать ЗУНы (предметная область).
Формировать компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную.
Диагностировать

сформированность ЗУНов и компетентностей.
Изучать предметное содержание.
Визуализировать процессы мышления.
Визуализировать способы деятельности.
Организовывать учебно-познавательную деятельность.
Управлять учебно-познавательной деятельностью.
Изучать личности учащихся.
Систематизировать и обобщать предметное содержание.
Проводить подготовку к итоговой аттестации.
Познавать себя и регулировать свою деятельность.
Развивать творческие способности.

Метод интеллект-карт позволяет


Формировать ЗУНы (предметная область).Формировать компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную.Диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей.Изучать предметное содержание.Визуализировать

Слайд 13Традиционные способы переработки текстов
Конспектирование ‒ процесс мысленной переработки и письменной фиксации

информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Конспект:
краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь  (сл.Ожегова);
краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада (БЭС);
краткое изложение существенного содержания чего-нибудь (сл.Ушакова).
Традиционные способы переработки текстовКонспектирование ‒ процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного

Слайд 14Недостатки линейной формы записи
Потеря ключевых слов
многословие;
расположение на разных

страницах.
Плохое запоминание
цветовое однообразие текста;
бесконечный перечень пунктов.
Потеря времени
много лишней информации;
повторное прочтение лишней информации;
поиск ключевых слов.
Плохое видение структуры
Замедление деятельности и снижение её эффективности
















Недостатки линейной формы записи Потеря ключевых слов многословие; расположение на разных страницах. Плохое запоминаниецветовое однообразие текста;бесконечный	 перечень

Слайд 15Основные правила составления интеллект-карты
В качестве катализаторов мышления Т. Бьюзен предлагает использовать

образы и ассоциации.
Без образного мышления невозможно увидеть ситуацию проблему целиком, с разных сторон. Да и в творчестве образы играют ведущую роль.
Ассоциативное мышление дает доступ к хранящейся в нашей памяти информации из самых разных сфер и областей, позволяет выйти за пределы стандартного смыслового поля и использовать в решении задачи самые неожиданные данные.

Основные правила составления интеллект-картыВ качестве катализаторов мышления Т. Бьюзен предлагает использовать образы и ассоциации.Без образного мышления невозможно

Слайд 16
Интеллект-карты, как графический метод, требуют работы не только мозга, но и

руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.
Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.

Интеллект-карты, как графический метод, требуют работы не только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему

Слайд 17Этапы составления интеллект - карты
Для работы нам понадобится чистый лист бумаги

и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.
Этапы составления  интеллект - картыДля работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры),

Слайд 18Этап 1. Центральная идея – образ.
Сформулируйте свою проблему максимально четко и

коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы.  Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.
Этап 1. Центральная идея – образ.Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа

Слайд 19Этап 2.
Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными

аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.
Этап 2.Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути

Слайд 20Этап 3. 
Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления –

новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д.
Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие

Слайд 21Этап 4.
 Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы

уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.
Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему,

Слайд 22Выбирается тема, идея, предмет, объект, образ, т.е. то, о чём будет

интеллект-карта, например:




«Сера»


Пример построения интеллект-карты по алгоритму № 1

Выбирается тема, идея, предмет, объект, образ, т.е. то, о чём будет интеллект-карта, например: «Сера»Пример построения интеллект-карты

Слайд 232. В середине листа рисуется центральный образ, ассоциирующийся с основной идеей

(лист располагаеся горизонтально). Запускается процесс ассоциирования.


Сера

2. В середине листа рисуется центральный образ, ассоциирующийся с основной идеей (лист располагаеся горизонтально). Запускается процесс ассоциирования.Сера

Слайд 243. К центральному образу добавляются ветви первого уровня, на которых фиксируются

слова, ассоциирующиеся с ним. Это ключевые слова (принцип – одно ключевое слово на ветке).


сера

3. К центральному образу добавляются ветви первого уровня, на которых фиксируются слова, ассоциирующиеся с ним. Это ключевые

Слайд 25химия
на основе метода
интеллект-карт

химияна основе метода интеллект-карт

Слайд 39Критерии оценивания интеллект-карт
При анализе интеллект-карт прежде всего отмечается наличие:
яркого, объемного

центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов или ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры.
Далее отмечается:
полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;
богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;
наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Критерии оценивания интеллект-картПри анализе интеллект-карт прежде всего отмечается наличие: яркого, объемного центрального образа; чёткой разветвлённой структуры, построенной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть