Слайд 1Тема: Обобщающий урок по теме «Химические реакции».
Слайд 2ЦЕЛЬ:
Обобщить представление о химической реакции как о процессе превращения одного
или нескольких исходных веществ-реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества-продукты реакции. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификации химических реакций по различным признакам.
Слайд 3ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер, интерактивная доска, медная проволока, спиртовка, пробирки, медный купорос, железный
гвоздь, оксид меди, серная кислота; сырые – мясо, картофель, морковка; вареные - мясо, картофель, морковка; перекись водорода; листья – зеленые, желтые, красные.
Слайд 4Эпиграфом нашего урока будет следующие слова:
Слайд 5Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – самый благородный,
Путь подражания –
самый легкий,
И путь опыта – это самый горький.
Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями.
Слайд 6 Без химии ты глух и
нем
И шагу не шагнешь порою
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешить любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.
Слайд 7Вопрос: О чем говорится в этом стихотворении?
Слайд 8Что такое химическая реакция?
Слайд 9По каким признакам классифицируют химические реакции?
Слайд 10Какие реакции бывают по первому признаку?
Слайд 11Какая реакция называется реакцией соединения?
Слайд 12Какая реакция называется реакцией разложения?
Слайд 13Какая реакция называется реакцией замещения?
Слайд 14Какая реакция называется реакцией обмена?
Слайд 15Какая реакция называется реакцией изомеризацией? Что такое аллотропия?
Слайд 16Какие реакции бывают по второму признаку?
Слайд 19Что такое восстановитель? – окислитель?
Слайд 20Какие реакции бывают по третьему признаку?
Слайд 21Какая реакция называется экзотермической?
Слайд 22Какая реакция называется эндотермической реакцией ?
Слайд 23Какие реакции бывают по четвертому признаку?
Слайд 24Какая реакция гомогенная? гетерогенная?
Слайд 25Какие реакции бывают по пятому признаку?
Слайд 26Какая реакция каталитическая? некаталитическая?
Слайд 27Какие реакции называются обратимыми?
Слайд 28Какие реакции называются необратимыми?
Слайд 29Каковы признаки необратимой реакции?
Слайд 30Определить скорость гомогенной реакций.
Слайд 31Определить скорость гетерогенной реакций.
Слайд 32От каких факторов зависит скорость химической реакций?
Слайд 34 Как изменится скорость химической реакции по условию задачи, уменьшиться или
увеличится?
T01=200
T02=500
Слайд 35 Дать характеристику следующим реакциям по признакам классификации химичeских реакции.
N2(2)+O2(2) 2NO2-Q K2S(ж) + 2HCl(ж) 2KCl(ж) + H2S
Слайд 36 Написать математические выражения для скорости протекающих по уравнениям:
4NH3(2)
+ 5O2(2) = 4NO(2) + 6H2
SO2(2) + 2H2S(2) = 3S + H2O
Слайд 37Вычислите тепловые эффекты реакций, протекающих в организме:
C6H12O6(т) = 2C2H5OH(ж) + 2СO2(г)
C6H12O6(г)
+ 6O2(г) = 6CO2(г) + 6H2O(ж)
Если Q обр. (H2O(ж)) = 285,8 кДж/моль
Q обр. (CO2(г)) = 393,5 кДж/моль
Q обр. (C2H5OH(ж)) = 277,6 кДж/моль
Q обр. (C6H12O6(т)) = 1273 кДж/моль
Слайд 38 В системе CO + Cl2 = COCl2 концентрацию CO
увеличили от 0,03 до 0,12 моль/л, а концентрацию Cl2 – 0,02 до 0,06 моль/л. Во сколько раз возросла скорость прямой реакции?
Слайд 39Определить окислитель, восстановитель и проставить коэффициенты:
PH3 + HMnO4 = MnO2 +
H3PO4 +
Слайд 40«Золотая осень». Осенью очень много интересных явлений происходит в природе.
С.Есенин Закружилась
листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…
Слайд 41О каком явлении в жизни растений говорится в стихах Есенина?
Слайд 42К физическим или химическим явлениям относится листопад?
Слайд 43Какие физические явления описываются в стихотворении.
Слайд 44С чем связано изменение цвета листьев деревьев осенью, какие явления физические
или химические происходят при этом?
Слайд 45Какой пигмент обуславливает зеленую окраску листьев растений?
Слайд 46Какой процесс происходит в зеленых листьях под действием солнечного света?
Слайд 48Взаимодействие карбоната натрия с раствором хлорида кальция относят к реакциям:
разложения
обмена
замещения
соединения
Слайд 49С наибольшей скоростью соляная кислота взаимодействует с
ЦИНКОМ
ГИДРОКСИДОМ НАТРИЯ
ЖЕЛЕЗОМ
КАРБОНАТОМ ЖЕЛЕЗА (II)
Слайд 50В какой системе при повышении давления химическое равновесие сместится в сторону
исходных веществ?
H2(г) + 3H2(г) = 2NH3(г) + q
N2O4 = 2NO2(г) – Q
CO2(г) + H2(г) = CO(г) + H2O(г) – Q
4HCl(г) + O2 = 2H2O(г) + 2Cl2(г) – Q
Слайд 51В качестве анионов только гидроксид-ионы образуются при диссоциации:
Ba(OH)2
CH3 – OH
(CuOH)2CO3
HCOOH
Слайд 52Образование осадка происходит при взаимодействии:
гидроксида железа (III) и бромоводородной кислоты
карбоната натрия
и азотной кислоты
хлорида меди (II) и нитрата серебра
гидроксида бария и гидроксида цинка
Слайд 53Оксид серы является восстановителем в реакции:
SO2 + CaO = CaSO3
2SO2 +
O2 = 2SO3
SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O
SO2 + NaOH = NaHSO3
Слайд 54Кислую среду имеет раствор:
хлорида олова (II)
иодида калия
сульфида рубидия
нитрата стронция
Слайд 55В реакции присоединения алкены вступают с каждым их трех веществ:
HBr, H2O,H2
Cl2, KMnO4, H2O
H2, H2O, CO2
HCl, Ag2O, NaOH
Слайд 56Альдегид получается при гидратации
этина
пропина
бутина-1
пентина-1
Слайд 57Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?
А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.
Б. Соли свинца очень ядовиты
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждении
4. оба суждения неверны
Слайд 58Уравнения химической реакции
С20H42=C10H22+C10H20 соответствует процессу
перегонки
риформинга
дегидрирования
крекинга
Слайд 59В соответствии с термохимическим уравнением
С2Н4(Г)+3O2(Г)=2СО2(Г)+2Н2О(Г)+1400 кДж
При сгорании 44,8
литр этена (н.у) выделяется теплота количеством
700 кДж
2800 кДж
2100 кДж
10500 кДж
Слайд 61У В. Маяковского есть такая философская мысль: если звезды зажигаются в
небе, значит это кому-нибудь нужно. Если химики изучают классификацию химических реакций, то следовательно, это кому-то нужно. И здесь у меня возникает желание предложить вам небольшой реферат, в котором на примерах нужно показать значение всех типов реакции в реальной жизни, в ее богатстве и разнообразии.
Слайд 62Задание на дом. Повторить §§ 15,16. Упр. 3,4, стр. 182