Презентация, доклад на тему Научно-исследовательская деятельность учащихся

Содержание

Цель НИД (в педагогическом смысле)- приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

Слайд 1Научно – исследовательская деятельность учащихся
Патенкова Н.Н.

МБОУ НГО «ООШ №11»
п. Лобва
Новолялинский городской

округ
Научно – исследовательская деятельность учащихсяПатенкова Н.Н.МБОУ НГО «ООШ №11»п. ЛобваНоволялинский городской округ

Слайд 2Цель НИД (в педагогическом смысле)
- приобретение учащимися функционального навыка исследования как

универсального способа освоения действительности
Цель НИД  (в педагогическом смысле)- приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

Слайд 3Задачи НИД
1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности
2. Развитие

познавательной самостоятельности учащихся
3. Освоение учащимися универсальных способов социальной деятельности (ключевых компетенций): информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной
Задачи НИД1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности2. Развитие познавательной самостоятельности учащихся3. Освоение учащимися универсальных

Слайд 4Ключевые компетенции
Информационная :это владение навыками:
- поиска и сбора информации (справочная

литература, Интернет, опросы, интервьюирование, работа с источниками, музейными экспонатами и т.п.);
отделение значимой информации от второстепенной;
определение недостающей информации
- обработки информации ( упорядочение: выстраивание логических связей, хронологическое упорядочение, ранжирование;
составление плана, диаграмм, графиков, таблиц;
анализ, систематизация и обобщение информации, полученной из первоисточников
Ключевые компетенцииИнформационная :это владение навыками: - поиска и сбора информации (справочная литература, Интернет, опросы, интервьюирование, работа с

Слайд 5Ключевые компетенции
Коммуникативная - способность и готовность к общению с учителями, работниками

библиотеки, интервьюерами, сверстниками, умение публично представить результаты своего труда
Ключевые компетенцииКоммуникативная - способность и готовность к общению с учителями, работниками библиотеки, интервьюерами, сверстниками, умение публично представить

Слайд 6Ключевые компетенции
Кооперативная – готовность к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми при

выполнении коллективного проекта
Ключевые компетенцииКооперативная – готовность к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми при выполнении коллективного проекта

Слайд 7Ключевые компетенции
Проблемная – готовность и умение разрешать поставленные проблемы

Ключевые компетенцииПроблемная – готовность и умение разрешать поставленные проблемы

Слайд 8Типы научно-исследовательских работ учащихся
Реферат
Теоретические работы
Теоретические работы с элементами прогноза
Проекты


Типы научно-исследовательских работ учащихсяРефератТеоретические работыТеоретические работы с элементами прогнозаПроекты

Слайд 9Объектная область, объект и предмет исследования



Объектная область

Объект


Предмет исследования


Объектная область, объект и предмет исследованияОбъектная областьОбъект Предмет исследования

Слайд 10Выбор темы исследования
Тема должна быть:
интересна ребёнку (самостоятельный выбор)
реальна в выполнении

(учёт способностей ребёнка)
актуальной ( должна иметь выход в реальную современность)
иметь достаточный круг источников
содержать элемент новизны
из темы должны быть ясно, что является объектом, предметом исследования
Выбор темы исследованияТема должна быть:интересна ребёнку (самостоятельный выбор) реальна в выполнении (учёт способностей ребёнка)актуальной ( должна иметь

Слайд 11Тема исследования
Может быть сформулирована на основании:
проблемного принципа
хронологического принципа

Тема исследования   Может быть сформулирована на основании:проблемного принципахронологического принципа

Слайд 12Правильность формулирования темы
Духовное развитие общества


Образование в современном мире



Нравственные ориентиры личности


Правильность формулирования темыДуховное развитие обществаОбразование в современном миреНравственные ориентиры личности

Слайд 13Правильность формулирования темы
Духовное развитие общества


Образование в современном мире




Нравственные ориентиры личности

Духовные ориентиры

современного российского общества

Приоритеты образовательной политики в РФ, Европе и США

Нравственные ориентиры учащихся основной школы и их родителей: сравнительный анализ
Правильность формулирования темыДуховное развитие обществаОбразование в современном миреНравственные ориентиры личностиДуховные ориентиры современного российского обществаПриоритеты образовательной политики в

Слайд 14Правильность формулирования темы
Изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам

их семейной жизни

Изучение уровня интеллекта учащихся СОШ №…


Правильность формулирования темыИзучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизниИзучение уровня интеллекта учащихся

Слайд 15Правильность формулирования темы
Изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам

их семейной жизни

Изучение уровня интеллекта учащихся СОШ №…

Отношение старших школьников и их родителей к браку и перспективам семейной жизни: сравнительный анализ
Уровень интеллекта и его влияние на…
или
Влияние … на интеллектуальный уровень учащихся СОШ №..

Правильность формулирования темыИзучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизниИзучение уровня интеллекта учащихся

Слайд 16Актуальность темы
Это степень её важности в данный момент и в

данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса)

Обоснование актуальности – начальный этап любого исследователя

Актуальность темы Это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы

Слайд 17Актуальность может быть обоснована следующими обстоятельствами:
Личными (не знаю историю своей семьи,

поэтому хочу её изучить)
Общественными (жители моего города часто болеют онкологическими заболеваниями, и я хочу выяснить причины этого)
Государственными (молодёжь нашей страны не очень активно участвует в выборах, и я хочу внести свои предложения по решению данной проблемы)
Учебными (в школьном учебнике данная тема не раскрыта глубоко, поэтому для меня важно разобраться…)
Научными (данная тема мало изучена, поэтому требуется её исследовать) и др.

Актуальность может быть обоснована следующими обстоятельствами:Личными (не знаю историю своей семьи, поэтому хочу её изучить)Общественными (жители моего

Слайд 18Постановка цели и задач исследования
Цель – планируемый (желаемый) конечный результат

(СТРАТЕГИЯ исследования)
«Ключевые глаголы»для формулирования цели и задач:
- определить
- выявить
- обобщить
- выяснить
Задач – максимум 5, лучше 3-4



Постановка цели и задач исследования Цель – планируемый (желаемый) конечный результат (СТРАТЕГИЯ исследования)«Ключевые глаголы»для формулирования цели и

Слайд 19Постановка цели и задач исследования
Задачи могут быть:
Познавательные и учебные (изучение теории

и практического опята)
Исследовательские и диагностические (поиск и создание методик и технологий исследования)
Практические (использование выводов и применение результатов на практике)
Постановка цели и задач исследованияЗадачи могут быть:Познавательные и учебные (изучение теории и практического опята)Исследовательские и диагностические (поиск

Слайд 20Правила формулирования цели и задач
1. Цель работы должна быть более крупным

структурным элементом, чем задача
2. Поставленные задачи должны помочь в достижении цели
3. При определении цели и задач желательно указание способов деятельности:
Изучить нормативно-правовые акты..
Обобщить литературу по проблеме..
Проанализировать конкретную ситуацию..
Выявить основные тенденции..
Определить основные направления… и др.
Правила формулирования цели и задач1. Цель работы должна быть более крупным структурным элементом, чем задача2. Поставленные задачи

Слайд 21Выводы
Должны соответствовать поставленной цели и задачам. Например,
Изучив норматино-правовые акты…, мы

пришли к выводу, что…
Обобщив литературу по изучаемой проблеме, мы выяснили, что…
Проанализировав отношения…, мы выяснили основные тенденции…
Изучив проблему…, мы предлагаем следующие направления развития…
Выводы Должны соответствовать поставленной цели и задачам. Например,Изучив норматино-правовые акты…, мы пришли к выводу, что…Обобщив литературу по

Слайд 22Методы исследования
Эмпирические (полученные из опыта):
Наблюдение
Сравнение
Измерение
Эксперимент

Теоретические
Абстрагирование
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Формализация
Аналогия
Гипотеза
Моделирование
Логика … и др.

Методы исследованияЭмпирические (полученные из опыта):НаблюдениеСравнение Измерение ЭкспериментТеоретические АбстрагированиеАнализСинтезИндукцияДедукцияФормализацияАналогияГипотезаМоделированиеЛогика … и др.

Слайд 23Источники исследования
Исторические источники:
Первичные (документы, отчёты (оригиналы), музейные экспонаты, письма, фото-и кинодокументы,

нормативно-правовые акты… и т.п)
Вторичные (статьи в газетах, журналах, монографии, книги, воспоминания, Интернет… и т.п.)
Третичные (различные словари, энциклопедии, справочники, каталоги… и т.п.)
Источники исследованияИсторические источники:Первичные (документы, отчёты (оригиналы), музейные экспонаты, письма, фото-и кинодокументы, нормативно-правовые акты… и т.п)Вторичные (статьи в

Слайд 24Структура научно-исследовательской работы
1. Составление плана (простого или сложного)
2. Накопление материала
-

(ведение записей прочитанного – выписки, цитаты, тезисы, конспект;
- творческая переработка полученной информации;
- собственные рассуждения учащегося, словесные доказательства, сравнения, интерпретации фактов;
- анализ позиции автора;
- самостоятельные выводы учащегося)
Структура научно-исследовательской работы1. Составление плана (простого или сложного)2. Накопление материала - (ведение записей прочитанного – выписки, цитаты,

Слайд 25Структура научно-исследовательской работы
3. Работа с понятиями (используя то или иное понятие,

исследователь должен знать его определение, содержание и объём, подбирать синоним, объяснять генезис этого понятия, видеть его связь с другими понятиями, представлять суть трактовки данного понятия по теме исследования
Должен быть составлен «Понятийный словарик» - ПРИЛОЖЕНИЕ
Структура научно-исследовательской работы3. Работа с понятиями (используя то или иное понятие, исследователь должен знать его определение, содержание

Слайд 26Структура научно-исследовательской работы
4. Письменное изложение результатов работы:
- Оглавление (это не содержание,

это название работы)
Содержание (план) – перечень основных разделов и подразделов с указанием страниц, на которых данные разделы находятся
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Структура научно-исследовательской работы4. Письменное изложение результатов работы:- Оглавление (это не содержание, это название работы)Содержание (план) – перечень

Слайд 27Введение (1/10 часть объёма работы)
Должны быть отражены:
Краткая характеристика темы и обоснование

её актуальности
Объяснение личной заинтересованности автора
Практическая значимость работы
Цель и задачи исследования
Объект, прежмет исследования
Краткий обзор важнейших источников
Введение (1/10 часть объёма работы) Должны быть отражены:Краткая характеристика темы и обоснование её актуальностиОбъяснение личной заинтересованности автораПрактическая

Слайд 28Основная часть
Раскрытие всех пунктов составленного плана
Связное изложение накопленного и проанализированного

материала
Изложение сути проблемы, различные точки зрения на неё, собственная позиция автора
NB! Каждый раздел основной части должен начинаться с постановки задачи и заканчиваться краткими выводами !!!
Основная часть Раскрытие всех пунктов составленного планаСвязное изложение накопленного и проанализированного материалаИзложение сути проблемы, различные точки зрения

Слайд 29Заключение (подведение итогов работы)
суммирование выводов, содержащих ответы на поставленные вопросы;
собственные обобщения

автора работы;
результаты и личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения работы над темой;
Предложение о возможном использовании работы.
NB! По объёму заключение не должно
превышать Введение!!!


Заключение  (подведение итогов работы)суммирование выводов, содержащих ответы на поставленные вопросы;собственные обобщения автора работы;результаты и личная значимость

Слайд 30Список использованной литературы и источников
Источники
Справочная литература
Общая литература
Специальная литература

Список использованной литературы и источниковИсточникиСправочная литератураОбщая литератураСпециальная литература

Слайд 31Приложения
- дополнительный материал по теме (в тексте должны быть

ссылки на эти приложения)
Фотографии
Иллюстрации
Таблицы
Словари понятий
Опросники
Принятые сокращения
Хронологические данные
Анкеты
Памятки …. И др.

Приложения - дополнительный материал по теме (в тексте должны быть ссылки на эти приложения)ФотографииИллюстрацииТаблицыСловари понятийОпросникиПринятые сокращенияХронологические данныеАнкетыПамятки

Слайд 32Оформление работы
Объём 20-39 страниц, 1,5 интервал (можно2,0),, шрифт 14
Текст разделён на

абзацы
Заголовки симметричны относительно краёв страницы, без точки в конце
Каждая новая глава – с пропуска и красной строки; введение, заключение, список литературы – на новой странице
Оформление работыОбъём 20-39 страниц, 1,5 интервал (можно2,0),, шрифт 14Текст разделён на абзацыЗаголовки симметричны относительно краёв страницы, без

Слайд 33Оформление работы
Страницы нумеруются начиная со второй (арабскими цифрами 2,3,4..)
Номер страницы вверху

в центре страницы
Текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4
Поля : слева – 2,5-3см, сверху и внизу – 2 см, справа – 1см (допускаются поля везде 2 см)
Листы скрепляются слева
Оформление работыСтраницы нумеруются начиная со второй (арабскими цифрами 2,3,4..)Номер страницы вверху в центре страницыТекст печатается на одной

Слайд 34Оформление титульного листа
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальный орган управления

образованием
Образовательное учреждение
Название работы (без точки в конце названия)
Сведения об исполнителе (ФИО полностью , класс, домашний адрес, телефон)
Сведения о руководителе (ФИО полностью, место работы, рабочий адрес, рабочий телефон, домашний адрес, телефон)
Сведения о внутреннем рецензенте (ФИО полностью, должность, квалификация (учёное звание))
Сведения о внешнем рецензенте (ФИО полностью, место работы, должность, квалификация (учёное звание))
Город, год

Оформление титульного листаМинистерство общего и профессионального образования Свердловской областиМуниципальный орган управления образованиемОбразовательное учреждениеНазвание работы (без точки в

Слайд 35Оформление сносок (ссылок)
Построчный (внизу страницы, нумеруется в пределах одной страницы)
Внутристраничный (в

конце текста в виде № источника по общему библиографическому списку) [3, с.25]
Затекстовый (выносят за текст всей работы или главы)
Оформление сносок (ссылок)Построчный (внизу страницы, нумеруется в пределах одной страницы)Внутристраничный (в конце текста в виде № источника

Слайд 36Оформление использованной литературы
Образец для научного издания
Автор, название, город, издательство, год издания,

количество страниц в книге
Прошин Г.Чёрное воинство: Русский православный монастырь. Легенда и быль).- 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 351с.

Оформление использованной литературыОбразец для научного изданияАвтор, название, город, издательство, год издания, количество страниц в книгеПрошин Г.Чёрное воинство:

Слайд 37Оформление использованной литературы
Образец для статьи из журнала
- автор, название статьи,

название журнала, год издания, номер журнала, страницы, на которых опубликована статья
Фельдман М.А. Промышленный переворот на Урале: попытка переосмысления // Отечественная история. – 2005. - №4. – С.167 – 178.
Оформление использованной литературыОбразец для статьи из журнала - автор, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала,

Слайд 38Оформление использованной литературы
Образец для статьи из газеты
- автор, название статьи,

название газеты, год издания, дата
Зиновьев А.В. Что нам стоит партию построить? // Санкт – Петербургские ведомости. – 2001. – 31 марта.
Оформление использованной литературыОбразец для статьи из газеты - автор, название статьи, название газеты, год издания, дата

Слайд 39Оформление использованной литературы
Образец для статьи из сборника статей
- автор, название

статьи, название сборника, город, издательство, год издания, страницы, на которых опубликована статья
Нолен Д. Избирательные системы // Технологии и организация выборных кампаний за рубежом и отечественный опыт. – М., 1993. – С. 11-23.
Оформление использованной литературыОбразец для статьи из сборника статей - автор, название статьи, название сборника, город, издательство, год

Слайд 40Оформление использованной литературы
Образец для коллективного труда
- Общероссийские избирательные объединения накануне

выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва: Справочник // Под общ. ред. О.К.Застрожной. М., 1999.
Оформление использованной литературыОбразец для коллективного труда - Общероссийские избирательные объединения накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания

Слайд 41Критерии оценивания научно – исследовательской работы
Убедительность автора в обосновании выбора темы
Убедительность

в определении актуальности темы
Правильность постановки цели и задач НИР
Наличие историографической части, определение «узких» (недостаточно изученных) мест проблемы
Критерии оценивания научно – исследовательской работыУбедительность автора в обосновании выбора темыУбедительность в определении актуальности темыПравильность постановки цели

Слайд 42Критерии оценивания научно – исследовательской работы
Обоснование выбранных методов исследования
Чёткость структуры, сбалансированность

частей
Выраженность творческого начала (свои выводы, умозаключения)
Чёткость и уместность использования понятийного аппарата

Критерии оценивания научно – исследовательской работыОбоснование выбранных методов исследованияЧёткость структуры, сбалансированность частейВыраженность творческого начала (свои выводы, умозаключения)Чёткость

Слайд 43Критерии оценивания научно – исследовательской работы
Чёткие выводы, их соответствие цели и

задачам
Полнота и разнообразие использованной литературы
Существенность приложений, их соответствие содержанию работы
Культура оформления работы
Правильность оформления презентации
Критерии оценивания научно – исследовательской работыЧёткие выводы, их соответствие цели и задачамПолнота и разнообразие использованной литературыСущественность приложений,

Слайд 44Защита научно – исследовательской работы
Академическая защита – публичное представление работы, близкое

по своему содержанию защите курсовой, дипломной, диссертационной работы.
- тема исследования, обоснование её выбора и актуальности
степень изученности темы
новизна работы (выдвижение определённой версии, новые подходы к решению проблемы)
Характеристика использованных источников
Круг использованной литературы
понятийное дело
основные выводы по содержанию работы


Защита научно – исследовательской работыАкадемическая защита – публичное представление работы, близкое по своему содержанию защите курсовой, дипломной,

Слайд 45Защита научно – исследовательской работы
Академическая защита может сопровождаться мультимедиапрезентацией, стендовым докладом

Защита научно – исследовательской работыАкадемическая защита может сопровождаться мультимедиапрезентацией, стендовым докладом

Слайд 46Стендовый доклад
- представление результатов НИР (проекта) на специально подготовленном стенде,

позволяющее экспертам получить достаточно полное представление о проделанной работе и задать докладчику конкретные вопросы.
Стендовый доклад  - представление результатов НИР (проекта) на специально подготовленном стенде, позволяющее экспертам получить достаточно полное

Слайд 47 Требования к стендовому докладу:
Стенд должен быть достаточно информативен
Соотношение между оформлением и

текстом, представленным на стенде, должно быть 1 : 1
Оформление и буквы должны быть крупными (оформление желательно цветное)
Нежелательно использование табличного материала
Возможно использование фотографий для пояснения методики сбора материала, показа исследуемых объектов и для иллюстрации полученных результатов
Текст не должен содержать грамматических ошибок
Требования к стендовому докладу: Стенд должен быть достаточно информативенСоотношение между оформлением и текстом, представленным на стенде,

Слайд 48Защита научно – исследовательской работы
Личностная защита – форма предъявления НИР, личностно

значимой для исследователя
- обоснование выбора темы для автора («История моей семьи…»
«озвучивание» трудностей, проблем, с которыми пришлось столкнуться при изучении выбранной темы
Предъявление способов решения возникших проблем
Оригинальные находки, собственные суждения, интересные факты, идеи
Личная значимость проделанной работы (работа над темой позволила понять…, оценить…; с ней были (будут) ознакомлены члены семьи, одноклассники, сообщество…
Перспективы продолжения исследования (нерешённые проблемы и перспективы дальнейшего исследования
Защита научно – исследовательской работыЛичностная защита – форма предъявления НИР, личностно значимой для исследователя- обоснование выбора темы

Слайд 49Защита научно – исследовательской работы
Творческая защита – представление результатов деятельности в

художественной или публично-информационной форме (стенгазета, стенд с иллюстративным материалами, фотогазета, видеофильм, агитбригада, мини – спектакль, виртуальная экскурсия и др.) с сопроводительными комментариями
Защита научно – исследовательской работыТворческая защита – представление результатов деятельности в художественной или публично-информационной форме (стенгазета, стенд

Слайд 50
Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно

– исследовательской, проектной деятельности учащихся 9социально – гуманитарное направление) / Серия «Сократ»: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив. Технологии» / Под ред. И.С. Огоновской. – Вып.1. – Екатеринбург: Сократ. 2008. – 104с.
Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно – исследовательской, проектной деятельности учащихся 9социально

Слайд 51

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть