Слайд 1Научно – исследовательская деятельность учащихся
Патенкова Н.Н.
МБОУ НГО «ООШ №11»
п. Лобва
Новолялинский городской
округ
Слайд 2Цель НИД
(в педагогическом смысле)
- приобретение учащимися функционального навыка исследования как
универсального способа освоения действительности
Слайд 3Задачи НИД
1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности
2. Развитие
познавательной самостоятельности учащихся
3. Освоение учащимися универсальных способов социальной деятельности (ключевых компетенций): информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной
Слайд 4Ключевые компетенции
Информационная :это владение навыками:
- поиска и сбора информации (справочная
литература, Интернет, опросы, интервьюирование, работа с источниками, музейными экспонатами и т.п.);
отделение значимой информации от второстепенной;
определение недостающей информации
- обработки информации ( упорядочение: выстраивание логических связей, хронологическое упорядочение, ранжирование;
составление плана, диаграмм, графиков, таблиц;
анализ, систематизация и обобщение информации, полученной из первоисточников
Слайд 5Ключевые компетенции
Коммуникативная - способность и готовность к общению с учителями, работниками
библиотеки, интервьюерами, сверстниками, умение публично представить результаты своего труда
Слайд 6Ключевые компетенции
Кооперативная – готовность к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми при
выполнении коллективного проекта
Слайд 7Ключевые компетенции
Проблемная – готовность и умение разрешать поставленные проблемы
Слайд 8Типы научно-исследовательских работ учащихся
Реферат
Теоретические работы
Теоретические работы с элементами прогноза
Проекты
Слайд 9Объектная область, объект и предмет исследования
Объектная область
Объект
Предмет исследования
Слайд 10Выбор темы исследования
Тема должна быть:
интересна ребёнку (самостоятельный выбор)
реальна в выполнении
(учёт способностей ребёнка)
актуальной ( должна иметь выход в реальную современность)
иметь достаточный круг источников
содержать элемент новизны
из темы должны быть ясно, что является объектом, предметом исследования
Слайд 11Тема исследования
Может быть сформулирована на основании:
проблемного принципа
хронологического принципа
Слайд 12Правильность формулирования темы
Духовное развитие общества
Образование в современном мире
Нравственные ориентиры личности
Слайд 13Правильность формулирования темы
Духовное развитие общества
Образование в современном мире
Нравственные ориентиры личности
Духовные ориентиры
современного российского общества
Приоритеты образовательной политики в РФ, Европе и США
Нравственные ориентиры учащихся основной школы и их родителей: сравнительный анализ
Слайд 14Правильность формулирования темы
Изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам
их семейной жизни
Изучение уровня интеллекта учащихся СОШ №…
Слайд 15Правильность формулирования темы
Изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам
их семейной жизни
Изучение уровня интеллекта учащихся СОШ №…
Отношение старших школьников и их родителей к браку и перспективам семейной жизни: сравнительный анализ
Уровень интеллекта и его влияние на…
или
Влияние … на интеллектуальный уровень учащихся СОШ №..
Слайд 16Актуальность темы
Это степень её важности в данный момент и в
данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса)
Обоснование актуальности – начальный этап любого исследователя
Слайд 17Актуальность может быть обоснована следующими обстоятельствами:
Личными (не знаю историю своей семьи,
поэтому хочу её изучить)
Общественными (жители моего города часто болеют онкологическими заболеваниями, и я хочу выяснить причины этого)
Государственными (молодёжь нашей страны не очень активно участвует в выборах, и я хочу внести свои предложения по решению данной проблемы)
Учебными (в школьном учебнике данная тема не раскрыта глубоко, поэтому для меня важно разобраться…)
Научными (данная тема мало изучена, поэтому требуется её исследовать) и др.
Слайд 18Постановка цели и задач исследования
Цель – планируемый (желаемый) конечный результат
(СТРАТЕГИЯ исследования)
«Ключевые глаголы»для формулирования цели и задач:
- определить
- выявить
- обобщить
- выяснить
Задач – максимум 5, лучше 3-4
Слайд 19Постановка цели и задач исследования
Задачи могут быть:
Познавательные и учебные (изучение теории
и практического опята)
Исследовательские и диагностические (поиск и создание методик и технологий исследования)
Практические (использование выводов и применение результатов на практике)
Слайд 20Правила формулирования цели и задач
1. Цель работы должна быть более крупным
структурным элементом, чем задача
2. Поставленные задачи должны помочь в достижении цели
3. При определении цели и задач желательно указание способов деятельности:
Изучить нормативно-правовые акты..
Обобщить литературу по проблеме..
Проанализировать конкретную ситуацию..
Выявить основные тенденции..
Определить основные направления… и др.
Слайд 21Выводы
Должны соответствовать поставленной цели и задачам. Например,
Изучив норматино-правовые акты…, мы
пришли к выводу, что…
Обобщив литературу по изучаемой проблеме, мы выяснили, что…
Проанализировав отношения…, мы выяснили основные тенденции…
Изучив проблему…, мы предлагаем следующие направления развития…
Слайд 22Методы исследования
Эмпирические (полученные из опыта):
Наблюдение
Сравнение
Измерение
Эксперимент
Теоретические
Абстрагирование
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Формализация
Аналогия
Гипотеза
Моделирование
Логика … и др.
Слайд 23Источники исследования
Исторические источники:
Первичные (документы, отчёты (оригиналы), музейные экспонаты, письма, фото-и кинодокументы,
нормативно-правовые акты… и т.п)
Вторичные (статьи в газетах, журналах, монографии, книги, воспоминания, Интернет… и т.п.)
Третичные (различные словари, энциклопедии, справочники, каталоги… и т.п.)
Слайд 24Структура научно-исследовательской работы
1. Составление плана (простого или сложного)
2. Накопление материала
-
(ведение записей прочитанного – выписки, цитаты, тезисы, конспект;
- творческая переработка полученной информации;
- собственные рассуждения учащегося, словесные доказательства, сравнения, интерпретации фактов;
- анализ позиции автора;
- самостоятельные выводы учащегося)
Слайд 25Структура научно-исследовательской работы
3. Работа с понятиями (используя то или иное понятие,
исследователь должен знать его определение, содержание и объём, подбирать синоним, объяснять генезис этого понятия, видеть его связь с другими понятиями, представлять суть трактовки данного понятия по теме исследования
Должен быть составлен «Понятийный словарик» - ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд 26Структура научно-исследовательской работы
4. Письменное изложение результатов работы:
- Оглавление (это не содержание,
это название работы)
Содержание (план) – перечень основных разделов и подразделов с указанием страниц, на которых данные разделы находятся
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Слайд 27Введение
(1/10 часть объёма работы)
Должны быть отражены:
Краткая характеристика темы и обоснование
её актуальности
Объяснение личной заинтересованности автора
Практическая значимость работы
Цель и задачи исследования
Объект, прежмет исследования
Краткий обзор важнейших источников
Слайд 28Основная часть
Раскрытие всех пунктов составленного плана
Связное изложение накопленного и проанализированного
материала
Изложение сути проблемы, различные точки зрения на неё, собственная позиция автора
NB! Каждый раздел основной части должен начинаться с постановки задачи и заканчиваться краткими выводами !!!
Слайд 29Заключение
(подведение итогов работы)
суммирование выводов, содержащих ответы на поставленные вопросы;
собственные обобщения
автора работы;
результаты и личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения работы над темой;
Предложение о возможном использовании работы.
NB! По объёму заключение не должно
превышать Введение!!!
Слайд 30Список использованной литературы и источников
Источники
Справочная литература
Общая литература
Специальная литература
Слайд 31Приложения
- дополнительный материал по теме (в тексте должны быть
ссылки на эти приложения)
Фотографии
Иллюстрации
Таблицы
Словари понятий
Опросники
Принятые сокращения
Хронологические данные
Анкеты
Памятки …. И др.
Слайд 32Оформление работы
Объём 20-39 страниц, 1,5 интервал (можно2,0),, шрифт 14
Текст разделён на
абзацы
Заголовки симметричны относительно краёв страницы, без точки в конце
Каждая новая глава – с пропуска и красной строки; введение, заключение, список литературы – на новой странице
Слайд 33Оформление работы
Страницы нумеруются начиная со второй (арабскими цифрами 2,3,4..)
Номер страницы вверху
в центре страницы
Текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4
Поля : слева – 2,5-3см, сверху и внизу – 2 см, справа – 1см (допускаются поля везде 2 см)
Листы скрепляются слева
Слайд 34Оформление титульного листа
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальный орган управления
образованием
Образовательное учреждение
Название работы (без точки в конце названия)
Сведения об исполнителе (ФИО полностью , класс, домашний адрес, телефон)
Сведения о руководителе (ФИО полностью, место работы, рабочий адрес, рабочий телефон, домашний адрес, телефон)
Сведения о внутреннем рецензенте (ФИО полностью, должность, квалификация (учёное звание))
Сведения о внешнем рецензенте (ФИО полностью, место работы, должность, квалификация (учёное звание))
Город, год
Слайд 35Оформление сносок (ссылок)
Построчный (внизу страницы, нумеруется в пределах одной страницы)
Внутристраничный (в
конце текста в виде № источника по общему библиографическому списку) [3, с.25]
Затекстовый (выносят за текст всей работы или главы)
Слайд 36Оформление использованной литературы
Образец для научного издания
Автор, название, город, издательство, год издания,
количество страниц в книге
Прошин Г.Чёрное воинство: Русский православный монастырь. Легенда и быль).- 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 351с.
Слайд 37Оформление использованной литературы
Образец для статьи из журнала
- автор, название статьи,
название журнала, год издания, номер журнала, страницы, на которых опубликована статья
Фельдман М.А. Промышленный переворот на Урале: попытка переосмысления // Отечественная история. – 2005. - №4. – С.167 – 178.
Слайд 38Оформление использованной литературы
Образец для статьи из газеты
- автор, название статьи,
название газеты, год издания, дата
Зиновьев А.В. Что нам стоит партию построить? // Санкт – Петербургские ведомости. – 2001. – 31 марта.
Слайд 39Оформление использованной литературы
Образец для статьи из сборника статей
- автор, название
статьи, название сборника, город, издательство, год издания, страницы, на которых опубликована статья
Нолен Д. Избирательные системы // Технологии и организация выборных кампаний за рубежом и отечественный опыт. – М., 1993. – С. 11-23.
Слайд 40Оформление использованной литературы
Образец для коллективного труда
- Общероссийские избирательные объединения накануне
выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва: Справочник // Под общ. ред. О.К.Застрожной. М., 1999.
Слайд 41Критерии оценивания научно – исследовательской работы
Убедительность автора в обосновании выбора темы
Убедительность
в определении актуальности темы
Правильность постановки цели и задач НИР
Наличие историографической части, определение «узких» (недостаточно изученных) мест проблемы
Слайд 42Критерии оценивания научно – исследовательской работы
Обоснование выбранных методов исследования
Чёткость структуры, сбалансированность
частей
Выраженность творческого начала (свои выводы, умозаключения)
Чёткость и уместность использования понятийного аппарата
Слайд 43Критерии оценивания научно – исследовательской работы
Чёткие выводы, их соответствие цели и
задачам
Полнота и разнообразие использованной литературы
Существенность приложений, их соответствие содержанию работы
Культура оформления работы
Правильность оформления презентации
Слайд 44Защита научно – исследовательской работы
Академическая защита – публичное представление работы, близкое
по своему содержанию защите курсовой, дипломной, диссертационной работы.
- тема исследования, обоснование её выбора и актуальности
степень изученности темы
новизна работы (выдвижение определённой версии, новые подходы к решению проблемы)
Характеристика использованных источников
Круг использованной литературы
понятийное дело
основные выводы по содержанию работы
Слайд 45Защита научно – исследовательской работы
Академическая защита может сопровождаться мультимедиапрезентацией, стендовым докладом
Слайд 46Стендовый доклад
- представление результатов НИР (проекта) на специально подготовленном стенде,
позволяющее экспертам получить достаточно полное представление о проделанной работе и задать докладчику конкретные вопросы.
Слайд 47
Требования к стендовому докладу:
Стенд должен быть достаточно информативен
Соотношение между оформлением и
текстом, представленным на стенде, должно быть 1 : 1
Оформление и буквы должны быть крупными (оформление желательно цветное)
Нежелательно использование табличного материала
Возможно использование фотографий для пояснения методики сбора материала, показа исследуемых объектов и для иллюстрации полученных результатов
Текст не должен содержать грамматических ошибок
Слайд 48Защита научно – исследовательской работы
Личностная защита – форма предъявления НИР, личностно
значимой для исследователя
- обоснование выбора темы для автора («История моей семьи…»
«озвучивание» трудностей, проблем, с которыми пришлось столкнуться при изучении выбранной темы
Предъявление способов решения возникших проблем
Оригинальные находки, собственные суждения, интересные факты, идеи
Личная значимость проделанной работы (работа над темой позволила понять…, оценить…; с ней были (будут) ознакомлены члены семьи, одноклассники, сообщество…
Перспективы продолжения исследования (нерешённые проблемы и перспективы дальнейшего исследования
Слайд 49Защита научно – исследовательской работы
Творческая защита – представление результатов деятельности в
художественной или публично-информационной форме (стенгазета, стенд с иллюстративным материалами, фотогазета, видеофильм, агитбригада, мини – спектакль, виртуальная экскурсия и др.) с сопроводительными комментариями
Слайд 50
Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно
– исследовательской, проектной деятельности учащихся 9социально – гуманитарное направление) / Серия «Сократ»: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив. Технологии» / Под ред. И.С. Огоновской. – Вып.1. – Екатеринбург: Сократ. 2008. – 104с.