Слайд 2Метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность
приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Слайд 4Видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с «фонарем,
освещающим дорогу путнику, идущему в темноте».
Слайд 5МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
Всеобщие методы:
Диалектический;
метафизический.
Общенаучные
методы
Частнонаучные методы
Слайд 6*
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего
мира. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности. Наблюдение опирается, в основном, на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.
Слайд 7*
Особенности наблюдения
Целенаправленность;
планомерность;
отсутствие деятельности, направленной на преобразование, изменение объектов познания;
сопровождается описанием объекта
познания;
Слайд 8Классификация наблюдений по способу проведения
непосред-ственные
опосредо-ванные
Косвен-ные
Слайд 9Эксперимент — предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на
изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.
Слайд 10Особенности эксперимента
Возможность преобразовывать исследуемый объект;
возможность создания искусственных условия его изучения;
возможность вмешиваться
в естественное течение процессов;
возможность воспроизведения.
Слайд 11*
Классификация экспериментов
По характеру решаемых проблем:
исследовательские;
проверочные;
качественные;
количественные.
Слайд 12*
Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или
иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Слайд 13Д. И. Менделеев
подчеркивал,
что «наука начинается
с тех пор, как
начинают измерять».
Слайд 14Английский физик
В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что «каждая вещь
известна лишь в той степени, в какой ее можно измерить».
Слайд 15ИЗМЕРЕНИЯ
статические;
динамические;
-прямые;
-косвенные
Слайд 16 Общенаучные методы
теоретического познания
Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от
каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта .
Слайд 17Идеализация.
Мысленный эксперимент.
Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый
объект в соответствии с целями исследований.
Слайд 18Индукция (от лат. Inductio — наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся
на умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.
Слайд 19Дедукция (от лат. deductio — выведение) есть получение частных выводов на
основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Слайд 20Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания
Анализ - разделение
объекта (мысленно или реально) на составные частицы с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения
Слайд 21Синтез - соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.
п.) изучаемого объекта, разделенных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.
Слайд 22Аналогия - подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных
в целом объектов.
Моделирование - изучение моделируемого объекта (оригинала), включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект.
Слайд 23Моделирование:
Мысленное (идеальное) моделирование;
Физическое моделирование;
Символическое (знаковое) моделирование;
Численное моделирование.