Слайд 1Министерство здравоохранения Московской области
(ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»)
Коломенский
филиал
Методика организации на уроке самоконтроля и взаимного контроля знаний по химии
Выполнила:
Преподаватель химии
Конопкина Ксения
Слайд 3Цель курсовой работы: выявление условий и способов для успешной организации взаимоконтроля
и самоконтроля.
Объект исследования: учебно- познавательная деятельность школьника.
Предмет исследования- контроль и самоконтроль знаний и умений.
Слайд 4Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2) определить содержание
базовых понятий работы (контроль, самоконтроль, оценка, проверка, формы контроля) в доступных педагогических трудах;
3) разработать урок по химии, в ходе которого выработать умение самостоятельно оценивать и контролировать свою деятельность у школьников;
Слайд 5Гипотеза исследования:
если учитель систематически проводит работу по формированию навыков самоконтроля
на всех этапах урока, то количество ошибок, допущенных в работе, значительно уменьшается.
Слайд 6Актуальность :
учащиеся не умеют на практике использовать навыки самоконтроля, поэтому не
всегда умеют предупреждать и находить уже допущенные ошибки в своей работе;
в учебной литературе недостаточно заданий на самоконтроль;
Слайд 7Глава 1. Сущность контроля знаний в учебном процессе
Контроль в обучении
химии- это состояние объёма и качества химических знаний, умений и навыков каждого ученика и всего класса в соответствии с целями обучения химии и требованиями ФГОС.
Цель контроля состоит в :обнаружение достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений , с перспективой на дальнейшую творческую деятельность учащихся.
Слайд 8Функции контроля:
контролирующую;
обучающую;
диагностическую;
прогностическую;
развивающую;
ориентирующую;
воспитывающую.
Слайд 9Контроль должен быть :
целенаправленным,
объективным,
всесторонним
регулярным
индивидуальным.
Слайд 10Типы контроля
внешний
взаимоконтроль
самоконтроль
Слайд 11Внешний контроль
Выделяют следующие уровни усвоения материала:
узнавания;
воспроизведения (репродуктивный ) ;
применения (продуктивный)
;
трансформации.
Слайд 12Оценка и отметка знаний учащихся
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания,
которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Слайд 13Самоконтроль и взаимоконтроль
Взаимоконтроль - это метод контроля результатов обучения.
Самоконтроль -
это умение предвидеть результат своих действий и сопоставлять с ним реально полученные результаты. Навыкам самоконтроля необходимо постепенно терпеливо обучать учащихся, постепенно расширяя спектр использования этих навыков.
Слайд 14Виды контроля:
предварительный;
текущий;
рубежный;
периодический;
итоговый.
Слайд 15Предварительный контроль
Предварительный контроль – контроль, осуществляемый с целью установления исходного
уровня химических знаний и умений учащихся, необходимого для восприятия нового учебного материала( нового курса, раздела, темы; в начале учебного года).
Слайд 16Предварительный контрольная
( письменная контрольная работа)
1. Дайте характеристику элемента № 38
на основании положения его в ПСХЭ.
2. Напишите электронные формулы: а) сероводорода; б) хлорида магния. Укажите тип химической связи в каждом случае.
3. Какие из перечисленных веществ будут взаимодействовать с соляной кислотой: гидроксил железа (III), оксид серы (IV), оксид кальция, серная кислота, медь, магний? Напишите уравнения возможных реакций.
4. Какой объем хлороводорода (при н.у.) выделится при взаимодействии хлорида калия массой 7,45 г с избытком концентрированной серной кислоты?
Слайд 17Текущий контроль
Текущий контроль – контроль, осуществляемый в ходе повседневной работы,
в процессе каждого урочного, внеурочного и факультативного занятия.
Под пристальным текущим контролем должны находиться практические (экспериментальные, расчетно-вычислительные, графические, конструкционно-моделирующие и др.) умения, а не только знания
Слайд 20Периодический контроль
Периодический контроль – контроль, осуществляемый вслед за логически законченной
частью учебного материала (темы, раздела, курса) в конце четверти, полугодия, семестра, триместра, года.
Формы разнообразны: контрольно-учетные уроки, общественные смотры знаний, кратковременные письменные работы,
Слайд 22Итоговый контроль
Итоговый контроль – контроль, осуществляемый в конце учебного года,
в конце изучения курса.
Подведение итогов для учащихся, не выбравших ЕГЭ по химии, с учетом всех видов контроля и комплекса заданий (по неорганической, органической и общей химии.
Слайд 23Методы контроля
методы устного контроля,
методы письменного контроля,
методы практического контроля,
дидактические тесты,
химические диктанты,
Слайд 25Глава 2. Методика организации взаимоконтроля и самоконтроля
Слайд 28Взаимоконтроль
Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно
оценивает работу одноклассника, целой группы учеников.
Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.
Слайд 29Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?
Прежде, чем вводить взаимопроверку в
план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки.
Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.
Слайд 30Приемы взаимоконтроля
Работа в парах
Работа в группах
Работа по карточкам
Тестирование
Слайд 31Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?
Необъективность. Оценка вообще
вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных" друзей, то об объективности судить еще труднее.
Слайд 32Как этого избежать?
1. Чаще меняйте состав пар.
2. Донесите до учащихся, что каждую оценку
они должны быть готовы отстаивать.
3. Занимает много времени. Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов подготовки учеников к самостоятельной работе.
4. Учащиеся не могут обосновать исправления. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.
Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.
Слайд 33
Глава 3. Урок систематизации знаний с элементами взаимоконтроля.
План-конспект урока по теме:
«Неметаллы»
Слайд 34Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах и применении неметаллов
с использованием методов социальных технологий.
Слайд 35Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в ПСХЭ,
о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.
2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение исполь
зовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи.
3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.
Слайд 36Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
-
наглядный (наблюдение при проведении опытов);
- практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение опытов).
Слайд 37Этапы урока
Вот эти этапы:
Разминка;
Удивительные вещества и элементы;
Расчетная задача;
Распознавание;
Химический кроссворд.
Слайд 40Задание: Распознайте с помощью реактивов растворы следующих веществ:
Задание команде №1: Na2CO3
, Na2SiO3 , NaNO3.
Задание команде №2: NaCl, Na2SO4, NaNO3.
Задание команде №3: Na2CO3, Na2SO4 , NaNO3.
Задание команде №4: AlCl3, Na2SO4, NaNO3.
Проверяем задание каждой команды. ( Команды описывают ход эксперимента и делают выводы.)
Слайд 42Заключение
В ходе выполнения курсовой работы мной была:
1) изучена психолого-педагогическая и методическую
литература по данной проблеме;
2)Раскрыт смысл базовых понятий работы (контроль, самоконтроль, оценка, проверка, формы контроля) в доступных педагогических трудах;
3) разработан урок систематизации знаний по теме : « Неметаллы»
Слайд 43Таким образом:
1) Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носит систематический
характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь собственно контролирующей.
2) Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически на всех этапах обучения ;
3) Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся.