Слайд 1Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии
Мандракова Т.В. Учитель химии
Слайд 2Метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний и технологий их
практического применения для решения конкретных жизненных задач в совместной деятельности школьников.
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность проблемных методов:
Исследовательский;
Поисковый;
Творческий.
Зачем применять метод проектов?
Слайд 3По характеру доминирующей в проекте деятельности учащихся:
Исследовательский проект;
Поисковый проект;
Творческий проект;
Роле-игровой проект;
Информационный
проект
Практико-ориентированный проект.
Типология проектов (Е.С. Полат)
Слайд 4Исследовательские проекты имеют структуру приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием:
определение
актуальности темы для всех участников;
формулирование проблемы;
постановка конкретных целей и задач;
выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы;
выбор и обоснование методов;
планирование исследования и проведение его;
сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
выдвижение новых проблем исследования
Слайд 5Творческие проекты
Направлены на разработку новых оригинальных идей, представляемых в творческой форме.
Как правило не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Она только намечается, далее развивается, подчиняясь конкретному результату проекта.
Планируемый результат и форма его представления оговариваются заранее.
Слайд 6Информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты
Поиск и нахождение информации в различных источниках.
Результатом проекта становится
отобранная, систематизированная и проанализированная информация, представленная в определенной форме.
Требуется хорошо продуманная структура и алгоритмы поиска информации.
Слайд 7Практико-ориентированные проекты
Проект направлен на решение определенной практической проблемы.
Получение социально-значимого результата.
Требуется хорошо
продуманная структура.
Эффективная организация и координация деятельности участников.
Практически всегда межпредметный характер.
Взаимодействие с другими организациями.и социальными институтами
Слайд 8Чаще всего, проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов
(например, исследовательский + практико-ориентированный)
Проект, в основном, рассматривается как дидактический эквивалент научного исследования и определяется как деятельность школьников, объединенных общей идеей изучения и поиска решения конкретных проблем при непосредственном их взаимодействии с социальным окружением.
Слайд 9Какова концептуальная идея
организации проекта?
Слайд 10Изучение проблем, связанных с жизненными потребностями учащихся.
Синтез теоретических знаний и
практических
умений по проблеме.
Слайд 11Критерии значимости учебных проблем для учащихся:
УП – допускает выбор способов решения,
активизируя тем самым механизмы принятия решений;
УП – интересен для всех членов группы и оправдывает их усилия;
УП - отвечает возрастным особенностям;
УП - выходит за рамки одного предмета;
Слайд 12Требования к организации деятельности учащихся для успешного выполнения проекта:
Наличие для учащихся
личностно значимой и социально одобряемой проблемы, требующей применения интегрированных знаний;
Практическая, теоретическая и познавательная значимость предложенных результатов, стимулирующая мотивацию;
Структурирование содержательных частей проекта, программа действий для каждой группы;
Доступность + высокий уровень трудности;
Технологические аспекты с учетом возрастных особенностей.
Слайд 13Преимущества проектной деятельности:
При достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» ученики могут
находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;
Участие в коллективной творческой деятельности;
Организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;
Деятельностный уровень освоения реальности;
Самообразование;
Целостная картина окружающего мира в динамике.
Слайд 14Ведущие педагогические детерминанты метода проектов:
ПРАВИЛО ВСЕОБЩЕЙ ТАЛАНТЛИВОСТИ нет бесталанных, а есть
занятые не своим делом!
ПРАВИЛО ВЗАИМОПРЕВОСХОДСТВА – если у кого-то что-то получается хуже чем у других, значит что-то должно получатся и лучше!
ПРАВИЛО НЕИЗБЕЖНОСТИ ПЕРЕМЕН – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным!
Слайд 15Диагностика критериев, определяющих уровень сформированности исследовательских умений:
По характеру суждений и выводов
(умения проводить аналогичные исследования, аргументировать, проектировать новые опыты для проверки гипотез, находить рациональные пути решения проблем).
По степени самостоятельности учащихся (исследования, проведенные под непосредственным руководством учителя, под частичным контролем, самостоятельно).
По степени сложности и количеству используемых понятий (единичные понятия или система, формулирование выводов)
Слайд 16Уровни сформированности исследовательских умений:
Начальный – учащиеся могут выполнять единичные операции, использовать
знания конкретной темы курса, проводить аналогичные исследования, получая инструкцию от учителя;
Средний – логически связывают отдельные элементы исследовательской деятельности, совместно и под руководством учителя исследуют свойства веществ, не всегда делают полный вывод на основании эксперимента;
Высокий – комплексно используют исследовательские умения, могут планировать аналогичное исследование, комбинировать знания из различных тем.
Слайд 17Рекомендуемые ресурсы:
Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособ. –
5-е изд. Испр. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2006.
http://www.iteach.ru
://www.iteach.ru