Презентация, доклад на тему Лекция: Программно-методическое обеспечение базового и профильного химического образования. Стандарты содержания базового и профильного образования

Содержание

Государственный стандарт общего образования нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Слайд 1Программно-методическое обеспечение базового и профильного химического образования. Стандарты содержания базового и

профильного образования


Программно-методическое обеспечение базового и профильного химического образования. Стандарты содержания базового и профильного образования

Слайд 2Государственный стандарт общего образования
нормы и требования, определяющие обязательный минимум

содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса
Государственный стандарт общего образования  нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования,

Слайд 3
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
1.федеральный компонент,


2.региональный (национально-региональный) компонент
3.компонент образовательного учреждения
Государственный стандарт общего образования включает три компонента: 1.федеральный компонент, 2.региональный (национально-региональный) компонент 3.компонент образовательного учреждения

Слайд 4
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования,

обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и

Слайд 5Федеральный компонент структурирован по ступеням
начальное общее,
основное общее,
среднее (полное) общее

образование);
внутри ступеней – по учебным предметам
Федеральный компонент структурирован по ступенямначальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование);  внутри ступеней – по

Слайд 6
Федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый

концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование
Федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное

Слайд 7Федеральный компонент ФБУП
является инвариантной частью содержания общего среднего образования.

Он обеспечивает единство школьного образования в стране. В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность общеобразовательным учреждениям перераспреде­лять нагрузку в течение учебного года, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности
Федеральный компонент ФБУП  является инвариантной частью содержания общего среднего образования. Он обеспечивает единство школьного образования в

Слайд 8Национально-региональный компонент ФБУП
является вариативной частью содержания школьного образования и

включает образовательные области, учебные курсы или разделы, которые отражают региональные потребности и национальное своеобразие культуры в области образования.
Национально-региональный компонент ФБУП  является вариативной частью содержания школьного образования и включает образовательные области, учебные курсы или

Слайд 9Школьный компонент ФБУП,
входящий в состав его вариативной части, предоставляет

каждой школе возможность проявить свою индивидуальность.
Школьный компонент ФБУП,  входящий в состав его вариативной части, предоставляет каждой школе возможность проявить свою индивидуальность.

Слайд 10
Базовые общеобразовательные курсы — курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной

подготовки школьников. Химия не относится к числу базовых общеобразовательных предметов, так как в качестве такового представлен интегрированный курс «Естествознание».
Профильные общеобразовательные курсы — курсы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию конкретного профиля обучения. Например, химия является профильным курсом в химико-биологическом профиле.
Элективные учебные курсы – обязательные учебные курсы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Базовые общеобразовательные курсы — курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Химия не относится к

Слайд 11Элективные предметы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько

функций:

дополнять содержание профильного курса;
развивать содержание одного из базовых курсов;
удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля

Элективные предметы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций:дополнять содержание профильного курса; развивать содержание

Слайд 12В соответствии с ФБУП
на изучение химии в основной школе

отводится 140 часов (8 класс - 70 ч., 9 класс – 70 ч.) В средней (полной) школе вводятся два уровня изучения химии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение химии выделяется 70 часов (по 1 ч. в неделю в 10 и 11 классах); на профильном уровне - 210 часов (по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах)
В соответствии с ФБУП  на изучение химии в основной школе отводится 140 часов (8 класс -

Слайд 13Изучение химии на базовом уровне предполагается в:
классах физико-математического, информационно-технологического,

индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей, а также при обучении в непрофильных классах
Изучение химии на базовом уровне предполагается в:  классах физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического

Слайд 14Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в:
классах физико-химического, химико-биологического,
биолого-географического,


агро-технологического профилей.
Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в:классах физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, агро-технологического профилей.

Слайд 15Химия включается в состав курса «Естествознание», изучаемого по 3 ч. в

неделю в 10 и 11 классах в классах:

социально-экономического,
социально-гуманитарного,
филологического,
художественно-эстетического,
психолого-педагогического профилей

Химия включается в состав курса «Естествознание», изучаемого по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах

Слайд 16Федеральный компонент содержит три стандарта по химии:
для основного общего образования;
для

среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
для среднего (полного) общего образования на профильном уровне
Федеральный компонент содержит три стандарта по химии:для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом

Слайд 17Каждый из стандартов включает:

цели;
обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
требования к уровню

подготовки выпускников
Каждый из стандартов включает:цели;обязательный минимум содержания основных образовательных программ;требования к уровню подготовки выпускников

Слайд 18Цели изучения химии
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,

необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Цели изучения химииосвоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;овладение

Слайд 19Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
представляет собой перечень

предметных тем (дидактических единиц), которые в обязательном порядке включаются в учебные программы. Обязательный минимум в обобщенном виде отражает то содержание, которое школа обязана предоставить обучающимся
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ  представляет собой перечень предметных тем (дидактических единиц), которые в обязательном

Слайд 20Теоретическую основу курса неорганической химии
составляют ведущие идеи периодического закона

и периодической системы Д. И. Менделеева, в свете которых в курсе рассматриваются: первоначальные химические понятия, трактуемые вначале на уровне атомно-молекулярных, затем на уровне электронно-ионных представлений; основные сведения о веществах и химических явлениях; сведения о типичных химических элементах и их соединениях на основе положения элементов в периодической системе и строения их атомов
Теоретическую основу курса неорганической химии  составляют ведущие идеи периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева,

Слайд 21Органическая химия, изучаемая в школе, строится на
идеях развития веществ

от сравнительно простых (углеводородов) до наиболее сложных (белков) и зависимости свойств веществ от их строения. Основу курса составляет классическая структурная теория А. М. Бутлерова, дополненная учением об электронной природе химических связей
Органическая химия, изучаемая в школе, строится на  идеях развития веществ от сравнительно простых (углеводородов) до наиболее

Слайд 22Обязательный минимум основного общего образования по химии включает следующие содержательные блоки:
методы

познания веществ и химических явлений;
вещество;
химическая реакция;
элементарные основы неорганической химии;
первоначальные представления об органических веществах;
экспериментальные основы химии;
химия и жизнь
Обязательный минимум основного общего образования по химии включает следующие содержательные блоки:методы познания веществ и химических явлений; вещество;

Слайд 23Обязательный минимум общего среднего (полного) образования по химии включает следующие содержательные

блоки:

методы познания в химии;
теоретические основы химии — современные представления о строении атома,
химическая связь,
вещество,
химическая реакция;
неорганическая химия;
органическая химия;
экспериментальные основы химии;
химия и жизнь

Обязательный минимум общего среднего (полного) образования по химии включает следующие содержательные блоки:методы познания в химии;теоретические основы химии

Слайд 24Требования к уровню подготовки выпускников по химии
установленные стандартом результаты

освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии  установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента

Слайд 25
В стандарте базового уровня система знаний призвана обеспечить выпускнику

возможность ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией.
В стандарте профильного уровня система химических знаний расширяется, чем обеспечивает подготовку выпускников к продолжению образования в учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии
В стандарте базового уровня система знаний призвана обеспечить выпускнику возможность ориентироваться в общественно и личностно

Слайд 26строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических

соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и

Слайд 27Разгрузка содержания образования по химии

В ходе реализации предложенного подхода

к разработке стандарта по химии была проведена разгрузка обязательного минимума содержания основного общего образования. Был исключен следующий материал:атомные орбитали и электронные конфигурации, аллотропия, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, геометрия молекул, изомерия и ряд других.
Разгрузка содержания образования по химии  В ходе реализации предложенного подхода к разработке стандарта по химии была

Слайд 28Материал, подлежащий изучению, но не включаемый в требования к уровню подготовки

выпускников.

скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов (основное общее образование);
особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов, водородный показатель (рН среды), азотистые гетероциклические основания и нуклеиновые кислоты (базовое среднее образование);
понятие о переходном комплексе, циклические формы моносахаридов, принципы комплиментарности в построении двойной спирали дезоксирибонуклеиновой кислоты (профильное среднее образование).

Материал, подлежащий изучению, но не включаемый в требования к уровню подготовки выпускников. скорость химической реакции и ее

Слайд 29Преемственность между ступенями образования обеспечивается тем, что
основу обоих стандартов

– основного общего и среднего базового образования – составляет система фундаментальных знаний о периодическом законе химических элементов Д.И. Менделеева и структурной теории строения органических соединений, а также теорий строения атомов, химической связи и электролитической диссоциации.
Преемственность между ступенями образования обеспечивается тем, что  основу обоих стандартов – основного общего и среднего базового

Слайд 30Под программно-нормативным обеспечением химического образования понимают:
Образовательный стандарт по предмету.
Нормативные правовые акты,

регламентирующие правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарные нормы, нормативы оснащения учебных кабинетов, лабораторий и др.
Инструктивно-методические материалы (письма к началу года; перечень учебников и учебных пособий, рекомендуемых к использованию в учебном процессе – издаются ежегодно).
Типовые (рабочие) учебные планы.
Типовые учебные программы.
Календарно-тематические (тематические) планы.
Графики проведения обязательных контрольных работ.
Под программно-нормативным обеспечением химического образования понимают:Образовательный стандарт по предмету.Нормативные правовые акты, регламентирующие правила охраны труда, пожарной безопасности,

Слайд 31Аббревиатуру УМК расшифровывают по-разному, подразумевая под буквой К то комплекс, то

комплект

Смысл термина, как известно, отражает существенную сторону любого понятия.
Что же будет существенным для УМК: соmplexus (лат.) — «связь», «сочетание» или complectus (лат.) — «полный»?

Аббревиатуру УМК расшифровывают по-разному, подразумевая под буквой К то комплекс, то комплект  Смысл термина, как известно,

Слайд 32
“Мы вводим термин учебный (учебно-методический) комплекс,– для обозначения открытой системы дидактических

средств в отличие от термина комплект, который означает полный набор: комплект учебников такого-то класса, т.е. закрытую систему” (Д.Д. Зуев, Школьный учебник. М.: Педагогика, 1993. С. 215)
“Мы вводим термин учебный (учебно-методический) комплекс,– для обозначения открытой системы дидактических средств в отличие от термина комплект,

Слайд 33Учебно-методический комплекс
– это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению и

реализации учащимися учебного материала дисциплины, входящего в основную образовательную программу
Учебно-методический комплекс – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению и реализации учащимися учебного материала дисциплины, входящего

Слайд 34Перечень элементов УМК:
Программа.
Учебник.
Методические рекомендации для учителя.
Практикум.
Хрестоматия.
Рабочая

тетрадь.
Дидактические материалы и пособия для ученика: сборники задач, упражнений, словари и справочники, CD-ROM, компакт-диски, аудио- и видеопособия и др.
Материалы развивающего характера (например, «За страницами учебника химии»).
Методические рекомендации для учителя.
Книга для учителя.
Решебник для учителя.
Перечень элементов УМК:Программа. Учебник. Методические рекомендации для учителя. Практикум. Хрестоматия. Рабочая тетрадь. Дидактические материалы и пособия для

Слайд 35ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УМК:

программа;
учебник;
методические рекомендации для учителя;
пособия для учащихся.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УМК:программа; учебник; методические рекомендации для учителя; пособия для учащихся.

Слайд 36Программа включает:
пояснительную записку, в которой излагаются цели, задачи курса, дается представление

о дидактических и методических принципах его построения;
распределение учебного материала по темам, ступеням образования и классам;
аннотации к темам;
указание на количество учебных часов, необходимых для освоения темы;
терминологический аппарат предмета;
требования к выпускникам.

Программа включает:пояснительную записку, в которой излагаются цели, задачи курса, дается представление о дидактических и методических принципах его

Слайд 37Учебник — ядро комплекса.
Для учебников каждого авторского коллектива существует

свой УМК. Разные исследователи называют разные функции учебника, объединяя одни или расчленяя другие его роли. Наиболее часто отмечают информационную, трансформационную, систематизирующую, интегри­рующую, координирующую, развивающую, воспитывающую, контролирующую
Учебник — ядро комплекса.  Для учебников каждого авторского коллектива существует свой УМК. Разные исследователи называют разные

Слайд 38Методические рекомендации для учителя могут быть четырех типов
Книги, раскрывающие общие вопросы

методики обучения химии, актуальные в связи с новыми условиями общественной жизни;
Книги по отдельным проблемам методики обучения, требующим решения и внедрения в практику;
Поклассные методические пособия, раскрывающие методику изу­чения курса химии на каждом этапе обучения;
Поурочные рекомендации, примерное тематическое планирование уроков.
Методические рекомендации для учителя могут быть четырех типовКниги, раскрывающие общие вопросы методики обучения химии, актуальные в связи

Слайд 39Учебное пособие
— учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально

утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие— учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Слайд 40К учебным пособиям относятся:
учебно-наглядное пособие — учебное издание, содержащее материалы

в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.);
рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета;
самоучитель — учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя;
хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины;
практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму относится задачник
К учебным пособиям относятся:  учебно-наглядное пособие — учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или

Слайд 41Дидактические требования к УМК
Требование научности – предполагает формирование у учащихся

научного мировоззрения на основе правильных представлений об общих и специальных методах научного познания;
Требование доступности – предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям;
Требование проблемности – предполагает возрастание мыслительной активности в процессе учебной проблемной ситуации;
Требование наглядности – предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся;
Требование обеспечения сознательности обучения – предполагает обеспечение самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;
Дидактические требования к УМК Требование научности – предполагает формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных представлений

Слайд 42Дидактические требования к УМК
Требование систематичности и последовательности обучения – означает

обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области;
Требование прочности усвоения знаний – предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание;
Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных технологий.
Главным критерием качества печатного УМК является достижение учащимися целей, ради которых он написан. При этом текст должен оцениваться следующими параметрами:
Удобочитаемость (технические характеристики текста);
Сложность или трудность текста (отношение вида выбранного стиля текста и языковой компетентности автора);
Функциональность (в комплексе должны достигаться все возложенные на него цели).
Дидактические требования к УМК Требование систематичности и последовательности обучения – означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы

Слайд 43Приоритетные функции компонентов УМК

Приоритетные функции компонентов УМК

Слайд 44Приоритетные функции компонентов УМК

Приоритетные функции компонентов УМК

Слайд 45Учебник — это книга, не предназначенная для чтения. Б. Шоу

Современный учебник – не одна единственная книга, а главное звено, своеобразный «навигатор» во всем учебно-методическом комплексе, окружающем и сопровождающем этот учебник
Учебник — это книга, не предназначенная для чтения. Б. Шоу   Современный учебник – не одна

Слайд 46Определение понятия «учебник»
учебник — это книга, содержащая в себе научное, последовательное,

доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948);
учебник — форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976);
учебник — массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей (Зуев, 1987);
учебник — комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы — цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, — и позволяющая воспроизвести их на практике (Беспалько, 1988).
учебник — средство усвоения содержания образования (Лернер, 1992) и т.д.

Определение понятия «учебник»учебник — это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного

Слайд 47Структура учебника:
Тексты
Основной текст;
Дополнительные тексты. Включает обращения;

документально-хрестоматийные материалы; материалы для необязательного изучения.
Пояснительные тексты —примечания, разъяснения, словари.
Учебные задания
задачи — если задание предъявляется как система определенных условий и требований, вынуждающих ученика отыскивать способ решения в целях достижения правильного ответа на поставленный в задаче вопрос;
упражнения — если задание предполагает выполнение действия по образцу на основе известного правила с целью закрепления определенного навыка.
Аппарат организации усвоения
Иллюстративный материал
Аппарат ориентировки
Структура учебника:   Тексты Основной текст; Дополнительные тексты. Включает обращения; документально-хрестоматийные материалы; материалы для необязательного изучения.

Слайд 48Основные функции школьного учебника
Информативная функция.
Развивающая функция.
Коммуникативная функция.
Воспитательная

функция.
Функция дифференциации обучения.
Основные функции школьного учебника Информативная функция. Развивающая функция. Коммуникативная функция. Воспитательная функция. Функция дифференциации обучения.

Слайд 49Способы дифференцирования учебного текста (Г. М. Донской)
Внутритекстовое - дифференцирование учебного материала

реализуется с помощью разных шрифтов, а в ряде случаев — сигналов-символов, рамок, цвета.
Межтекстовое - дифференцирование осуществляется путем разделения функций между текстами различного назначения. Функция выделения главного возложена при этом на тексты специального назначения: введения к учебнику в целом и его разделам, заключений к главам и т. д.
Внетекстовое - дифференцирование осуществляется средствами графической ориентации.
Способы дифференцирования учебного текста (Г. М. Донской)Внутритекстовое - дифференцирование учебного материала реализуется с помощью разных шрифтов, а

Слайд 50Система изложения «в трех уровнях» В. И. Дайнеко
Первый уровень —

наиболее важные определения и самое главное в каждой теме, без чего понимание остального материала невозможно;
Второй уровень — основной по объему материал, обязательный (в совокупности с первым уровнем) для всех учащихся;
Третий уровень — дополнительный материал, на данном этапе обучения для всех не обязательный, но помогающий лучше понять основные закономерности или расширяющий кругозор учащегося
Система изложения «в трех уровнях»  В. И. Дайнеко Первый уровень — наиболее важные определения и самое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть