Презентация, доклад на тему Исследование качества меда в школьной лаборатории

Содержание

Актуальность темы Сфера использования меда как ценного экологически чистого продукта питания и эффективного оздоровляющего средства расширяется по мере познания человеком его свойств и возможностей в борьбе с отрицательными последствиями современных условий жизни. С глубокой древности известна

Слайд 1Исследование качества меда в школьной лаборатории
Автор:Мистрикова Екатерина
Семеновна, учитель химии,
 
МБОУ Лесоперевалочная СОШ

№ 1 

с.Бельтирское, 2014
Исследование качества меда в школьной лаборатории Автор:Мистрикова ЕкатеринаСеменовна, учитель химии, МБОУ Лесоперевалочная СОШ № 1 с.Бельтирское, 2014

Слайд 2Актуальность темы
Сфера использования меда как ценного экологически чистого продукта питания

и эффективного оздоровляющего средства расширяется по мере познания человеком его свойств и возможностей в борьбе с отрицательными последствиями современных условий жизни. С глубокой древности известна его способность сохранять людям молодость, здоровье, существенно продлевать им жизнь. Знаменитый математик Пифагор утверждал, что он дожил до глубокой старости лишь потому, что постоянно употреблял мед.
Мед – главный продукт жизнедеятельности пчел, которые существуют на Земле примерно 55 млн. лет. Пчелы – существа реликтовые, т.е. сохранившиеся с древних эпох. Науке известно, что реликтовые животные и растения выжили потому, что в их организмах вырабатываются вещества, которые надежно защищают их от множества вредителей и болезней. Именно этими веществами богат мед. И поскольку он служит пчелам основным продуктом питания, то предохраняет их от многих напастей. Данная тема актуальна т. к. люди тоже употребляют мед в немалых количествах как ценный продукт питания и природное лекарство, поэтому наиболее важные сведения о меде полезны каждому человеку.
Актуальность темы Сфера использования меда как ценного экологически чистого продукта питания и эффективного оздоровляющего средства расширяется по

Слайд 3Цель работы и задачи
Цель работы
Исследование меда как

ценного экологически чистого продукта питания на занятиях химического кружка.
Задачи
Изучить литературу по данной теме.
Изучить получение, элементарный состав и химические соединения меда.
Исследовать качество меда визуальным и физико-химическим методом.
Сделать выводы и рекомендации.

Цель работы и задачиЦель работы    Исследование меда как ценного экологически чистого продукта питания на

Слайд 4Время, место, методы исследования
1.Время и место исследования
-Ноябрь, 2014 МБОУ Лесоперевалочная

СОШ-1
2.Методы исследования:
-Теоретические.
- Практические: эксперимент. 
 3. Предмет исследования: мед
4. Объект исследования: химический состав меда
 5. Гипотеза: если в меде присутствуют примеси, то это отразится на его качестве
6.Практическая значимость: Мед -  ценный продукт питания и природное лекарство, поэтому наиболее важные сведения о меде полезны каждому человеку.
  

Время, место, методы исследования1.Время и место исследования-Ноябрь, 2014 МБОУ Лесоперевалочная  СОШ-12.Методы исследования:-Теоретические.- Практические: эксперимент.  3. Предмет исследования:

Слайд 51 Как получается мед?
Мед получается в результате биохимической переработки нектара. Нектар

сладкая – жидкость, выделяемая особыми железками растений для привлечения насекомых – опылителей. Содержание сахара в нектаре разных растений колеблется от 8 до 75%. Количество нектара тоже разное. Чтобы получить 100 г меда, пчела должна собрать нектар в среднем с 1 млн. цветков. Поэтому пчела трудится от зари до зари и ее не зря считают образцом трудолюбия.
Прилетев в улей, пчела-труженица передает нектар пчеле-приемщице, та заглатывает нектар, а затем выпускает его микрокапельками на свой хоботок, чтобы испарить лишнюю влагу. Кроме того, через стенки желудка из нектара всасывается лишняя влага, он обогащается ферментами, гормонами, кислотами, обеззараживающими и прочими полезными веществами.
1 Как получается мед?Мед получается в результате биохимической переработки нектара. Нектар сладкая – жидкость, выделяемая особыми железками

Слайд 6Элементарный состав меда
Мед- это смесь главным образом органических соединений, которые

состоят в основном из углерода, кислорода и водорода. С помощью современных технологий в нем обнаружили около 40 химических элементов, причем в виде соединений, проявляющих большую биологическую активность. В меде найдены почти все щелочные и щелочно-земельные металлы, многие элементы главных подгрупп III-VII групп Периодической системы, более двух десятков элементов побочных подгрупп. Большинство этих элементов относятся к микроэлементам, т.е. содержатся в живых организмах в микроколичествах. Для нас мед служит источником микроэлементов
Элементарный состав меда Мед- это смесь главным образом органических соединений, которые состоят в основном из углерода, кислорода

Слайд 7Химические соединения меда
Основные соединения, входящие в состав нормального меда, -

это углеводы ( т.е. сахара). Их содержание достигает 80% от массы меда.
Преобладают моносахариды: глюкоза и фруктоза. Они усваиваются легко.
Второй (по массе) компонент любого меда - вода. В зрелом меде ее массовая доля составляет от 15 до 21%, отчего плотность меда колеблется в пределах 1,4-1,5 кг в литрах. Влажность меда – один из главных показателей его качества.
Следующий важный компонент меда – азотистые вещества. Их содержание достигает 1% от массы меда. Они попадают в мед с цветочной пыльцой и секретом из пчелиных желез.
Присутствуют в меде и кислоты ( около 0,3% ), из-за чего большинство медов имеют слабокислотную среду.
В меде найдено около 200 ароматических веществ. Это спирты, альдегиды, кислоты, эфиры и т.д. Обнаружено в меде более десятка витаминов. Присутствуют в меде также красящие вещества ( хлорофиллы, каротин, таннины ), более 40 видов грибов и дрожжей, цветочная пыльца и т.д.
Химические соединения меда  Основные соединения, входящие в состав нормального меда, - это углеводы ( т.е. сахара).

Слайд 8Применение меда человеком
Мед – прежде всего ценный продукт питания, особенно

для людей с нарушениями функций пищеварительной системы. Основную массу меда составляют глюкоза и фруктоза, которые усваиваются нашим организмом напрямую, безо всякой предварительной ферментативной обработки. Эти моносахариды служат биотопливом для клеток, особенно нервных. Не зря йоги рекомендуют съедать ежедневно столовую ложку меда. Но гораздо важнее давно подмеченная способность меда нормализовать функции человеческого организма. Мед можно принимать почти всем людям с двухлетнего возраста до глубокой старости. Использование меда как лекарственного средства основано на его бактерицидном, противовоспалительном и противоаллергенном действии.
Применение меда человеком  Мед – прежде всего ценный продукт питания, особенно для людей с нарушениями функций

Слайд 9Практическая часть   Определение качества меда
При определении качества меда, прежде всего, оцениваю его

цвет, аромат, вкус и консистенцию.
Эксперимент 1. Определение цвета медов.
 
Цель: визуальное определение цвета медов.
Оборудование: в 4-х 0,25 л. банках мед разных цветов.
По внешнему виду определяю в банке № 1 бесцветный мед (малиновый, белоклеверный), в банке № 2 светло-желтый мед (цветочно-степной), в банке № 3 желтый (светло-коричневый) мед (подсолнечный, цветочно-луговой), в банке № 4 темный мед (падевый или мед, подвергавшийся нагреванию и длительному хранению).
Вывод: цвет у разных медов разный, следовательно, уже цвет меда дает некоторую полезную информацию.

Практическая часть   Определение качества меда При определении качества меда, прежде всего, оцениваю его цвет, аромат, вкус

Слайд 10Определение цвета меда

Определение цвета меда

Слайд 11Цвет меда

Цвет меда

Слайд 12Эксперимент 2. Определение аромата медов

Цель: определение аромата медов.
Оборудование: в 4-х о,25

л. банках мед, 4 ложечки, 4 чашки Петрия.
С банки № 1 ложечкой беру мед и помещаю в чашку Петрия, подношу к носу, запах еле заметный, неинтенсивный, что говорит о малоценности меда. С банки № 2 ложечкой беру мед и помещаю во вторую чашку Петрия, подношу к носу, запах слабый, что говорит о малоценности меда.. С банки № 3 ложечкой беру пробу меда и помещаю в третью чашку Петрия, аромат очень приятный и довольно интенсивный, что говорит о качестве меда. С банки № 4 беру ложечкой мед и помещаю чашку Петрия, запаха, почти, не ощущаю, что говорит о длительном неправильном хранении меда или это падевый мед.
Вывод: взятые образцы меда имеют аромат, от слабого неинтенсивного до очень приятного интенсивного.
 
Эксперимент 2. Определение аромата медовЦель: определение аромата медов.Оборудование: в 4-х о,25 л. банках мед, 4 ложечки, 4

Слайд 13Определение аромата меда

Определение аромата меда

Слайд 14Эксперимент № 3. Определение вкуса медов.

Цель: определение вкуса медов.
Оборудование : в

4-х 0,25 л банках мед, 4 ложечки, 4 чашки Петри.
С банки № 1 ложечкой беру мед и помещаю в чашку Петри, пробую на вкус, на вкус сладкий. Выждав некоторое время, с банки № 2 ложечкой беру мед и помещаю в чашку Петри. Вкус сладкий. Затем с банки № 3 ложечкой беру мед и помещаю в чашку Петрия, пробую на вкус, данный образец меда менее вкусен. С банки № 4 ложечкой беру мед и помещаю в чашку Петрия, пробую на вкус, данный образец меда имеет хорошо ощущаемую горечь.
Вывод: выяснила, что взятые образцы меда имеют разный вкус.

Эксперимент № 3. Определение вкуса медов. Цель: определение вкуса медов.Оборудование : в 4-х 0,25 л банках мед,

Слайд 15Эксперимент № 4. Определение консистенции медов

Цель: определение содержания влаги (консистенции).
Оборудование: в

4-х 0,25 л. банках мед, 4 черпака (лопатки), 4 чашки Петрия.
Мед беру из глубины банки № 1 черпаком, поднимаю его над чашкой Петрия и смотрю, как он стекает. Мед стекает мелкими частыми каплями. Мед жидкий. Чаще всего такой мед недозрелый, с повышенным содержанием влаги. Мед беру из глубины банки № 2 черпаком, поднимаю его над чашкой Петрия и смотрю, как он стекает. Мед стекает редкими вытянутыми каплями, его консистенция нормальная. Мед беру из глубины банки № 3 черпаком, поднимаю его над чашкой Петрия и наблюдаю, как он стекает. Мед стекает редкими каплями, его консистенция тоже нормальная. Беру мед из глубины банки № 4 черпаком, поднимаю его над чашкой Петрия и наблюдаю, как он стекает. Мед при стекании образует длинные тяжи. Мед очень вязкий.
Вывод: определила, что данные образцы меда имеют разные консистенции.
Знать перечисленные признаки полезно, но это не исключает ошибки при покупке меда. Для полной гарантии нужны физико-химические исследования меда. Оборудование школьного химического кабинета позволяет провести проверку наиболее важных качеств меда.
Эксперимент № 4. Определение консистенции медовЦель: определение содержания влаги (консистенции).Оборудование: в 4-х 0,25 л. банках мед, 4

Слайд 16Эксперимент № 5. Определение примеси падевого меда.

Цель: определение примеси падевого меда

в нормальном меде.
Оборудование: 2 пробирки, 2 образца меда, вода, стакан с кипяченой водой, 25-% -ного водного раствора ацетата свинца(II).
В пробирке № 1- 1 мл чистого цветочного меда, в пробирке № 2- 1 мл цветочного меда с примесью падевого. Добавляю к ним по 3 мл воды и по 6 капель 25-% -ного водного раствора ацетата свинца(II). Перемешиваю до растворения меда и ставлю на 3 мин в стаканчик с заранее нагретой до кипения водой. В пробирке № 1-едва заметное помутнение раствора. В пробирке № 2-помутнение с образованием осадка.
Вывод: данный опыт доказывает наличие пади во втором образце.
Эксперимент № 5. Определение примеси падевого меда. Цель: определение примеси падевого меда в нормальном меде.Оборудование: 2 пробирки,

Слайд 17Эксперимент № 6. Определение в меде примеси углеводов.
Эксперимент № 6. Определение

в меде примеси углеводов.
Цель: определение в меде примесей углеводов.
Оборудование: 2 пробирки с образцами меда, вода, спиртовка, аптечная йодная настойка.
В пробирке № 1-нормальный мед, в пробирке № 2-мед с примесью муки. В пробирки добавляю по 3 мл воды, быстро нагреваю до кипения(на двух спиртовках) для усиления гидролиза муки, охлаждаю в стакане с холодной водой и добавляю по 2-3 капли аптечной йодной настойки. В пробирке № 2 появляется характерная темно-синяя окраска. Нормальный мед в пробирке № 1 такой окраски не дает.
Вывод: с помощью данного эксперимента доказала наличие углеводов в меде.
Эксперимент № 6. Определение в меде примеси углеводов. Эксперимент № 6. Определение в меде примеси углеводов.Цель: определение

Слайд 18Результаты эксперимента: доказательство наличия углеводов в меде

Результаты эксперимента: доказательство наличия углеводов в меде

Слайд 19Эксперимент № 7. Определение в меде примеси сахарозы

Цель: визуальное обнаружение сахарозы

в меде.
Оборудование: 2 образца меда, лупа с 5-7 кратным увеличением, стеклянные пластинки.
Беру маленькую пробу меда из кристаллизующейся нижней части 1-го образца, тонким слоем наношу на стеклянную пластинку и рассматриваю форму кристаллов через лупу. Наблюдаю игольчатые кристаллы глюкозы. То же самое проделываю со 2-ым образцом меда. Наблюдаю, кристаллы сахарозы, которые имеют форму слегка перекошенных спичечных коробков.
Вывод: визуально определила наличие сахарозы во 2-ом образце меда.

Эксперимент № 7. Определение в меде примеси сахарозыЦель: визуальное обнаружение сахарозы в меде.Оборудование: 2 образца меда, лупа

Слайд 20Выводы

Таким образом, используя минимум оборудования, мы определили

визуальным и физико-химическим методом качество меда. Узнали, что мед получается в результате биохимической обработке нектара пчелами. Изучив литературу по данной проблеме, выяснили элементарный состав и химические соединения меда. Узнали о полезных свойствах меда и его применении человеком. Познакомились с наиболее важной информацией о ценнейшем даре природы - пчелином меде.

Выводы    Таким образом, используя минимум оборудования, мы определили визуальным и физико-химическим методом качество меда.

Слайд 21Рекомендации
- Изучать литературу по данной теме т.к. мед - целая кладовая

разнообразных веществ.
- Иметь представление об визуальных и аналитических приемах исследования медов.
- При покупке уже цвет меда дает некоторую полезную информацию, также полезно «обнюхать» мед и попробовать на вкус.
 

Рекомендации- Изучать литературу по данной теме т.к. мед - целая кладовая разнообразных веществ.- Иметь представление об визуальных

Слайд 22Использованная литература

1. Алексашина И.Ю. Универсальный справочник школьника. 5-11 класс. Учебное пособие

нового типа. Книга 2.- С-П.: ИД «Весы», 2004.
Донцов В.В., Донцов И.В. Лекарственные растения и продукты пчеловодства. Нижний Новгород: Флокс, 1992.
3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М. «Просвещение», 1981.
4. Серегин И.Г., Уша Б.В. Лабораторные методы в ветеринарно- сани тарной экспертизе пищевого сырья и готовых продуктов. СПб,: Изда тельство «РАПП», 2008.
5. Суворов А.В. Пчелы и пасека. Красноярское книжное издательство, 1990.
6. Ж. «Химия в школе». №-8.2010. Мартыненко Б.В., Михалева М.В., Самойлова К.Н. «Ода меду», ст. 69-75.
 

Использованная литература1. Алексашина И.Ю. Универсальный справочник школьника. 5-11 класс. Учебное пособие нового типа. Книга 2.- С-П.: ИД

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть