Презентация, доклад на тему Химический эксперимент в системе ФГОС

Содержание

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Перед школой остро встала

Слайд 1
Химический эксперимент – как один из методов формирования универсальных учебных действий (УУД).







Табуева

Наталья Александровна
Учитель химии и биологии
2016г

Химический  эксперимент – как один  из методов формирования универсальных учебных действий (УУД).Табуева Наталья АлександровнаУчитель химии

Слайд 2Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Школа должна

ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).


Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить

Слайд 3Химический эксперимент – как один из методов формирования

УУД

«Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

Химический эксперимент – как один  из методов формирования

Слайд 4 Химический эксперимент – как один

из методов формирования УУД



В соответствии с ФГОС УУД подразделяются на регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В структуре познавательных универсальных учебных действий различают следующие их подтипы: общеучебные, логические, знаково-символические и проблемно-поисковые.
Ведущей является подгруппа проблемно-поисковых познавательных действий. Именно они подобно «локомотиву» объединяют и обеспечивают взаимосогласованное формирование всех остальных подтипов познавательных действий, а также всех универсальных действий в целом.

Химический  эксперимент – как один  из методов формирования

Слайд 5 Развитие таких универсальных учебных действий, как самостоятельное определение целей, самостоятельное планирование

деятельности, умение создавать обобщения, делать умозаключения и другие, возможно в рамках технологии, реализуемой на практических работах. Xимический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения.




Развитие таких универсальных учебных действий, как самостоятельное определение целей,

Слайд 6Опыт – единственно верный путь спрашивать

природу и слышать ответ в её лаборатории Д.И.Менделеев


Опыт – единственно верный путь спрашивать

Слайд 7Химический эксперимент проводится в несколько этапов:
первый –

обоснование постановки опыта, второй – планирование и проведение, третий – оценка полученных результатов. Выполнять эксперимент возможно лишь с опорой на полученные ранее знания. Теоретическое обоснование опыта способствует его восприятию, которое становится более целенаправленным и активным, и осмыслению его сущности. Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением гипотезы. Привлечение к этой работе учащихся развивает их мышление, заставляет применять имеющиеся знания для формулировки гипотезы, а в результате ее проверки ребята получают новые знания.
Химический эксперимент проводится в несколько этапов:     первый – обоснование постановки опыта,  второй

Слайд 8
Химический эксперимент открывает большие возможности как для создания и разрешения проблемных

ситуаций, так и для проверки правильности выдвинутой гипотезы. Следовательно, эксперимент положительно влияет на умственное развитие учащихся, а преподаватель имеет возможность управлять процессами мышления, обучения и усвоения знаний.
Химический эксперимент открывает большие возможности как для создания и разрешения проблемных ситуаций, так и для проверки правильности

Слайд 9
Химический эксперимент может выполнять различные дидактические функции, использоваться в различных формах

и сочетаться с разными методами и средствами обучения.
(демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия и экспериментальные задачи )
Химический эксперимент может выполнять различные дидактические функции, использоваться в различных формах и сочетаться с разными методами и

Слайд 10
Химический эксперимент выполняет и некоторые частные функции:
информативную,
эвристическую,
критериальную,
корректирующую,
исследовательскую,

обобщающую
мировоззренческую.
Химический эксперимент выполняет и некоторые частные функции: информативную,эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую, обобщающую мировоззренческую.

Слайд 11
Информативная функция проявляется в тех случаях, когда химический эксперимент служит

первоначальным источником познания предметов и явлений. С помощью эксперимента обучаемые узнают о свойствах и превращениях веществ. В этих случаях явления рассматриваются такими, какие они есть в реальной обстановке. Будучи включенным в активную познавательную деятельность, обучаемый в состоянии проникнуть в суть химического явления, освоить его на эмпирическом уровне и использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания.
Эвристическая функция обеспечивает не только установление фактов, но и служит активным средством формирования многих эмпирических понятий, выводов, зависимостей и закономерностей в химии.
Критериальная функция проявляется в том случае, когда результаты опытов подтверждают предположения (гипотезы) обучаемых
Корректирующая функция позволяет преодолевать трудности в освоении теоретических знаний: уточнять имеющиеся знания в процессе приобретения экспериментальных умений и навыков, исправлять ошибки обучаемых, осуществлять контроль за приобретенными знаниями.
Исследовательская функция связана с развитием практических умений и навыков по анализу и синтезу веществ, поиску знаний о свойствах веществ и исследованию их простейших признаков, конструированию приборов и установок, т.е. освоению простейших методов научно-исследовательской работы.
Обобщающая функция учебного химического эксперимента создает условия для выработки предпосылок при построении различных типов эмпирических обобщений. С помощью серии учебных экспериментов можно сделать обобщенный вывод.
Мировоззренческая функция определяется дидактической ролью учебного химического эксперимента в научном химическом познании. Эксперимент является составной частью в цепи диалектического процесса познания учащимися объективной действительности.









Информативная функция проявляется в тех случаях, когда химический эксперимент служит первоначальным источником познания предметов и явлений.

Слайд 12
«Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает бороться с формализмом

в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планировать свою работу и осуществлять самоконтроль»
В.Я.ВИВЮРСКИЙ
«Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты

Слайд 13
Эксперимент должен стать необходимой частью урока.
Различают следующие типы школьного химического

эксперимента:
• демонстрационный эксперимент;
• лабораторные опыты;
• лабораторные работы;
• практические работы;
• экспериментальный (лабораторный) практикум;
• домашний эксперимент.
Эксперимент должен стать необходимой частью урока. Различают следующие типы школьного химического эксперимента:• демонстрационный эксперимент;• лабораторные опыты;• лабораторные

Слайд 14
Демонстрационный эксперимент – это химический эксперимент, проводимый преподавателем (в редких случаях

подготовленным учеником).
Основные задачи демонстрационного эксперимента: раскрытие сущности химических явлений; показ учащимся лабораторного оборудования (приборов, установок, аппаратов, химической посуды, реактивов, материалов, приспособлений); раскрытие приемов экспериментальной работы и правил безопасности труда в химических лабораториях.
Лабораторные опыты – это эксперимент, который выполняют учащиеся под непосредственным руководством учителя. Лабораторные опыты являются, как правило, единичными и помогают изучить отдельные стороны химического объекта.
Лабораторные работы представляют собой совокупность лабораторных опытов и позволяют изучить многие стороны химических объектов и процессов. Лабораторные работы заключаются в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и прочего оборудования. По времени они могут занимать от 5–10 до 40–45 мин (лабораторный урок). На лабораторном уроке учащиеся работают в основном не по заданиям и не по книге, а на основании живого слова преподавателя.
Практические работы являются одним из видов экспериментальной учебной деятельности школьников. Практические занятия отличаются более высокой степенью самостоятельности учащихся и способствуют совершенствованию их знаний и умений.
Экспериментальный практикум – вид самостоятельной работы учащихся, проводимой в основном в старших классах. Экспериментальный практикум обычно организуется при завершении крупных разделов курса и имеет преимущественно повторительно-обобщающий характер. Такой практикум способствует формированию обобщенных знаний и умений.
Домашний эксперимент – это опыты, выполняемые учащимися в домашних условиях и способствующие удовлетворению познавательных интересов и потребностей учащихся, а также развитию опыта их творческой деятельности
Демонстрационный эксперимент – это химический эксперимент, проводимый преподавателем (в редких случаях подготовленным учеником).Основные задачи демонстрационного эксперимента: раскрытие

Слайд 15Планирование учебного материала
Эффективность обучения химии тесно связана с общим планированием учебного

материала. Основные задачи, которые решаются в процессе планирования, – это оптимизация учебного процесса, определение объема учебного материала, подбор заданий на урок и на дом, выделение времени на проведение лабораторных опытов и практических занятий, решение экспериментальных и расчетных задач, контроль знаний, умений и навыков учащихся, закрепление и повторение материала.
Преподаватель химии должен уметь планировать эксперимент и по всей теме, и для конкретного урока, методически правильно его применять, отбирать наиболее подходящие для каждого конкретного случая варианты опытов, руководить познавательной деятельностью учащихся, анализировать, оценивать свою деятельность при проведении демонстраций, а также деятельность учащихся при выполнении ими самостоятельно экспериментальной работы.

Планирование учебного материалаЭффективность обучения химии тесно связана с общим планированием учебного материала. Основные задачи, которые решаются в

Слайд 16
Однако за последние годы интерес к школьному химическому эксперименту в значительной

степени снизился. Это объясняется тем, что снижено количество часов химии, исчезли реактивы, при подготовке к аттестации нет практических работ, поэтому многие учителя, выполняя установки программ, практически перестали творчески подходить к химическому эксперименту. Широкое использование педагогами технических средств обучения также уменьшило их интерес к школьному химическому эксперименту.
        В условиях развивающего обучения в настоящее время возникла необходимость поиска новых путей совершенствования школьного химического эксперимента, в особенности ученического. Рационализация современного преподавания химии с широким использованием ученического эксперимента осуществляется посредством продуманной деятельности учащихся по плану, в котором сливаются воедино их умственная и практическая деятельность
Однако за последние годы интерес к школьному химическому эксперименту в значительной степени снизился. Это объясняется тем, что

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть