Слайд 1Химическая технология. Востребованность химических специализаций на производстве.
Выполнил:
учащийся 8а класса
МБОУ «Лицей №21»
г. Курска
Баркатунов Кирилл
Руководитель:
Литвиненко Татьяна Ивановна ,
учитель химии
Слайд 2Ценность химии для человечества состоит в том, что без неё невозможно
представить ни одной современной технологии.
Всё, чем мы пользуемся в быту или в работе, — от стеклянной вазочки до книги, от железного молотка до мыла — создано с помощью знания химии и управляемых химических реакций.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Слайд 3Цель работы
Исследовать химическую технологию и востребованность химических специализаций на производстве.
Задачи работы
изучить
понятие химическая технология
определить особенности химико-технологических процессов
определить классификацию промышленности органических и неорганических веществ
выяснить, что является основными компонентами химического производства
доказать актуальность профессии химик и ее востребованность на производстве
Предмет исследования
Методы исследования
Химическая технология
изучение основных понятий технологии химического производства
анализ полученной информации
Слайд 4 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«Технология или учение о выгодных (т.е. поглощающих наименее
труда людского и энергии природы) приемах переработки природных ресурсов в продукты, потребные (необходимые, или полезные, или удобные) для применения в жизни людей».
Д.И. Менделеев.
«технология»:
«technos»—искусство, ремесло (греч.)
«logos»-учение, наука (греч.)
технология: учение об умении перерабатывать исходные вещества в полезные продукты.
В зависимости от основных приемов переработки исходных веществ и назначения продуктов различают:
технологию металлов (их получение и обработка),
технологию машиностроения (изготовление машин и аппаратов),
пищевую технологию (получение продуктов питания) и т.д.
Слайд 5
Химическая технология - естественная прикладная наука
о способах и процессах производства продуктов (предметов потребления и средств производства), осуществляемых с участием химических превращений, технически, экономически и социально целесообразным путем.
Химико–технологический процесс – это совокупность операций, позволяющих получать целевой продукт из сырья.
Слайд 6Химическая технология возникла с появлением первых химических промыслов.
Вначале: химическая технология –
описательный раздел прикладной химии.
XV-XVI в.в.:
сода (добыча из природного сырья),
серная кислота (в небольших количествах):
2FeSO4×7Н2O= Fe2O3 + Н2SO4 + SO2 + 13Н2O
краски (минеральные),
селитра, порох.
XVIII в.
Сода (по методу Леблана)
Серная кислота (из S и KNO3)
Основные этапы в истории и эволюции технологических процессов
Слайд 71787-1789 г.г., Н. Леблан:
промышленный способ получения соды
Na2SO4 + 2C + CaCO3
= Na2CO3 + 2CO2 + CaS
2NaCl + H2SO4 = Na2SO4 +2HCl
Проблема: утилизация хлороводорода → производство соляной кислоты
Утилизация твердых и газовых отходов при производстве соды:
CaS + CO2 + H2O = CaCO3 + H2S
2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2 и далее до получения H2SO4
Т.е.: Na2SO4 – CaS – H2S – SO2 – H2SO4 – Na2SO4
Слайд 8Установка для получения серной кислоты
сжиганием серы в присутствии селитры, XVIII в.:
1
– печь, разогреваемая углями; 2 – стеклянный сосуд,
где образующиеся газы взаимодействуют с парами воды;
3 – колбы, в которые собирают олеум
Слайд 9Требования к чистоте производимых продуктов
Применение жестких условий при производстве веществ (высоких
или низких давлений, температур, агрессивных сред)
Энергоемкие производства (применяется энергия электричества, а не пара, угля и т.д.)
Автоматизация технологических процессов (связано с непрерывность и вредностью производства)
Внедрение новых эффективных методов синтеза (замена зерна сжиженным газом при производстве этанола)
Особенности проведения химико-технологических процессов
Слайд 10
Химические производства можно разделить на две группы: на производства неорганических и
органических веществ.
Промышленность неорганических веществ включает:
1) производства основных химических веществ (кислоты, щелочи, соли, удобрения и др.);
2) производство тонких неорганических продуктов (реактивы, редкие элементы, полупроводники, фармацевтические препараты и др.);
3) электрохимические производства (хлор, щелочи, кислород, водород и др.);
4) металлургия (черная, цветная, металлургия благородных и редких металлов и др.);
5) производство силикатов (стекло, цемент, керамика и др.);
6) производство минеральных красок и пигментов
Слайд 11Промышленность органических веществ включает:
основной (тяжелый) органический синтез (спирты, кислоты, эфиры, переработка
СН4, СО, Н2, С2Н4 и др.);
2) производство полупродуктов и красителей;
3) тонкий органический синтез (фармацевтические препараты, кино- фотореактивы и др.);
производство высокомолекулярных веществ (пластические массы, искусственные и синтетические волокна, каучук и др.);
5) переработка горючих материалов (нефти, угля, сланцев и др.);
6) производство пищевых продуктов(сахар, жиры и др.).
Слайд 12Современное состояние химической промышленности в России
Ведущие отрасли производства:
пластмасс и синтетических смол
химических
волокон и нитей
каустической соды и продуктов хлорпотребления
лакокрасочной продукции
синтетических красителей
шинной промышленности
синтетического каучука
минеральных удобрений
Слайд 13Основные понятия технологии химического производства
Компоненты химического производства:
Переменные компоненты
постоянно потребляются или
образуются в производстве.
К ним относятся:
•сырье, поступающее на переработку;
•вспомогательные материалы, обеспечивающие технологический процесс;
•продукты (основной и дополнительный) —как результат переработки сырья; продукты производства далее могут использоваться как продукты потребления, после чего они теряют первоначальные свойства и превращаются в отходы, и как подлежащие дальнейшей переработке веполупродукты для их дальнейшей переработки в другие продукты;
•отходы производства — вещества и материалы, удаляемые затем в окружающую среду;
•энергия, обеспечивающая функционирование производства.
Слайд 14Постоянные компоненты закладываются в производство (оборудование, конструкции) или участвуют в нем
(персонал) на весь или почти весь срок его существования.
Они включают:
•аппаратуру (машины, аппараты, емкости, трубопроводы, арматура);
•устройства контроля и управления;
•строительные конструкции (здания, сооружения);
•обслуживающий персонал (рабочие, аппаратчики, инженеры и другие работники производства)
Слайд 15Общие требования к химическому производству:
Получение в производстве необходимого продукта
Экологическая безопасность
Безопасность и
надежность эксплуатации
Максимальное использование сырья и энергии
Максимальная производительность труда
Слайд 16Структура и функциональные элементы химического производства
1 – подготовка сырья; 2- переработка
сырья; 3 – выделение основного продукта; 4 – санитарная очистка и утилизация отходов; 5 – энергетическая система; 6 – подготовка вспомогательных материалов и водоподготовка; 7- система управления
Слайд 17 «Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных
сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности» (А. Фурсенко)
Химик — это название профессии объединяет всех специалистов — учёных, лаборантов, технологов, — работающих с химическими веществами
Слайд 18
На производстве химик может
выступать как инженер, технолог, специалист по контролю качества (аналитик).
Химик-технолог (или инженер-химик) налаживает технологический процесс, определяет стандарты работы. Разрабатывает инструкции и нормативы, следит за соблюдением технологии.
Аналитики контроля качества исследуют качество сырья и готовой продукции предприятия (лекарств, стройматериалов, косметики и пр.).
Если обнаруживается брак, технолог выясняет причины и решает, как их можно устранить.
Слайд 19Высшее образование
В вузах можно получить специальность с академическим
уклоном:
«химия»,
«химическая технология и биотехнология» либо специальность с уклоном с технологию, которая позволяет работать не только в науке, но и на производстве:
«технология и оборудование производства химических волокон и композиционных материалов на их основе»,
«химическая технология неорганических веществ»,
«технология средств химической защиты»
и др.
Слайд 20 Человек, который выбрал своей
специализацией химию, должен в первую очередь стремиться узнать мир «изнутри». Для этого нужно быть усидчивым, терпеливым, внимательным и аккуратным, поскольку придется работать с веществами в очень малых количествах, нередко опасными. Иметь аналитический склад ума и обладать хорошей памятью на символы и знаки, чтобы проанализировать, правильно истолковать и отобразить результаты проведенных опытов.
Не менее важными можно назвать такие качества, как развитое обоняние и способность различать цвета и их оттенки. Кроме того, нужно быть ответственным и осознавать, что от работы химика зависит не только его жизнь и здоровье, но и окружающих.
Слайд 21 Таким образом, профессия химика сейчас
очень востребована, специалисты могут работать не только в лабораториях и на предприятиях, но и в медицинских учреждениях, в сфере парфюмерного или пищевого производства, заниматься нефтяной отраслью. Высшая ступень карьерного роста - это инженер-технолог.
Работу химика найти нетрудно, если человек определился с жизненными позициями, выбрал сферу деятельности и обозначился с направлением, предприятий в стране очень много и каждому необходимы специалисты.
Слайд 22Литература
Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М. высшая школа,
2003
Курушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М., Высшая школа, 1992
Шустов С. Б., Шустова Л.Б. Химические основы экологии, М., Просвещение, 1995
Шульгин Г. Б. Химия для всех. М.; Знание, 1987
Фролов В.Ф. Флисюк О.М., Романков П.Г. Массообменные процессы химической технологии: Учебное пособие, Химиздат, 2011
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/147280/
http://edunews.ru/professii/obzor/Tehnicheskie/himik.html
http://www.kstu.ru/article.jsp?id=0&id_e=11409
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14774