Слайд 1Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии в
условиях реализации ФГОС
МКОУ Кривоносовская СОШ
Учитель химии IKK Кривоносова И. П.
Слайд 2 Здоровье
- совокупность нескольких составляющих, среди которых:
физическое, психическое, социальное здоровье.
В условиях введения ФГОС перед учителем остро встаёт вопрос о создании условий формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 3Основные подходы к решению проблемы здоровья
профилактический
методический
формирование здоровой личности.
Слайд 4Профилактический подход
передача базовых знаний об индивидуальном здоровье;
отслеживание мониторинга
состояния здоровья воспитуемых;
работа по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний;
информация по технике безопасности на уроках химии.
Слайд 5Методический подход
использование учителем демократических методов организации учебного процесса;
обучение
учащихся способам и приёмам взаимодействия с окружающим обществом и природой;
формирование мотивации к самоорганизации и самообразованию;
формирование среды сотрудничества в ходе учебного процесса.
Слайд 6Формирование здоровой личности
организация системы условий для сохранения и созидания здоровья;
создание системы,
обеспечивающей усвоение школьниками правил безопасности ;
создание условий для осознанного их соблюдения.
Слайд 7В химическом кабинете необходимо иметь следующие документы
Инструкции по правилам безопасности в
кабинете химии;
Инструкции по правилам безопасности при работе с отдельными веществами;
Журнал инструктажа учащихся по ТБ;
Журнал прекурсоров;
Требования безопасности при размещении и хранении реактивов и оборудования.
Слайд 8Перечень инструкций по технике безопасности
Должностная инструкция учителя;
По охране труда для учителя
химии;
По безопасности работы со стеклянной посудой;
По охране труда при использовании ТСО;
По охране труда при проведении демонстрационных опытов;
По правилам безопасности для учащихся в кабинете химии;
Слайд 9Правила безопасности при работе со спиртовкой;
Правила безопасности при работе с кислотами;
Правила
безопасности при работе со щелочами;
Правила безопасности при работе с хлоридами;
Правила безопасности при работе с соединениями бария;
Правила безопасности при работе с соединениями меди и т.д.
Слайд 10Каждая инструкция должна включать 5 пунктов
Общие требования безопасности;
Требования
безопасности перед началом работы;
Требования безопасности во время работы;
Требования безопасности в аварийных ситуациях;
Требования безопасности по окончании работы.
Слайд 11Виды инструктажа
Вводный - на первом уроке химии и с каждым вновь
прибывшим учащимся;
Первичный на рабочем месте - перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником;
Повторный - на первом уроке в каждом полугодии;
Текущий - перед проведением лабораторных и практических работ;
Внеплановый - в случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности
Слайд 13"Правила обращения с кислотами"
При работе с кислотами запрещается!
1.Трогать вещество руками
2.Пробовать на
вкус
3.Подносить сосуд с кислотой близко к лицу
4. Вливать воду в кислоту
5. Если разлил кислоту, необходимо обратиться к учителю.
При работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность!
1.Соблюдать осторожность
2. Работать в перчатках
3. Вливать кислоту в воду
4. Распознавать кислоты с помощью индикатора
5. Для определения запаха, ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу, держа сосуд с кислотой на расстоянии.
Слайд 14Вопросы здоровьесбережения
на уроках химии
Задачи учителя:
помочь ученику сохранить свое
здоровье, помочь приобрести знания об основах здорового образа жизни, вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
Слайд 15Формы работы:
Введение вопросов здоровьесбережения в содержание урока
- уроки здоровья;
- частичное
введение некоторых вопросов в содержание урока, значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами;
- применение физкультминуток на уроках;
- введение материала в содержание расчетных задач.
Слайд 16Физминутка
Я буду называть формулы веществ. Вы определяете класс веществ и соответствующий
вариант поднимается.
1 вариант – оксиды; 2 вариант – основания;
3 вариант – кислоты; 4 вариант – соли.
NaOH, KCl, CO, HCl, SO2, Mg(OH)2, H3PO4, Na2SO4, CuS, P2O5, Al(OH)3, H2CO3
Слайд 17Физминутка
2. Если вы согласны со следующими утверждениями, то кивайте, если нет, то
отрицательно помашите головой.
1) Растворимые в воде основания называются щелочами. (Да)
2) Все кислоты растворимы в воде. (Нет)
3) Оксиды бывают только газообразными. (Нет)
4) Хлорид натрия называют поваренной солью. (Да)
5) Соли угольной кислоты называются нитратами. (Нет)
6) Степень окисления железа всегда +2. (Нет)
7) В воздухе содержится 78% азота по объёму. (Да)
8) Молекула углекислого газа содержит атомы углерода и кислорода. (Да)
9) Лакмус в кислотах красный. (Да)
Слайд 18Материалы для составления задач
Присутствие химических элементов в организме человека, в
каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная норма
О роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины)
Применение неорганических веществ как лекарственных препаратов
О химических явлениях в организме человека
Химия и гигиена
О пище и пищевых продуктах
Знаете ли вы, что…
Слайд 19Задачи можно предложить учащимся
как химическую разминку в начале урока
при закреплении
нового материала
как дополнительное задание во время контрольной работы
как творческое задание по самостоятельному составлению задач
или предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению.