Презентация, доклад на тему Формирование информационно-коммуникационных компетенций при обучении химии

Содержание

«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать».Сеймур Пайперт

Слайд 1М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ
Формирование
информационно –
коммуникационных компетенций
при

обучении химии


Автор
учитель химии Киселева Татьяна Евгеньевна
2014г

М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШФормирование информационно – коммуникационных компетенций при обучении химииАвторучитель химии Киселева Татьяна Евгеньевна2014г

Слайд 2«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные

идеи, но и знание, когда это следует делать».
Сеймур Пайперт
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это

Слайд 3Проблема
Низкий уровень информационно-коммуникационных компетенций, востребованных в современных социально-экономических условиях
у обучающихся старших

классов
ПроблемаНизкий уровень информационно-коммуникационных компетенций, востребованных в современных социально-экономических условияху обучающихся старших классов

Слайд 4Традиционные формы
и методы обучения
Большой объем
информации
Наличие разных источников
информации и способов


работы с ней

Большое количество
времени на обучение

Стремление к
творчеству

Самостоятельное приобретение
знаний и оценка их значимости

Отсутствие навыков анализа и
систематизации информации

Незнание источников информации
и способов работы с ней

Ухудшение состояния здоровья

Классно-урочная система

Задания ГИА и ЕГЭ







противоречия

Традиционные формы и методы обученияБольшой объеминформацииНаличие разных источников информации и способов работы с нейБольшое количествовремени на обучение

Слайд 5Проблемы
Низкая востребованность
химии для
профессионального
самоопределения
Низкая мотивация
к обучению
Отсутствие системы
методов формирования
информационной
компетенции
Низкий уровень
информационной
грамотности

ПроблемыНизкая востребованность химии дляпрофессиональногосамоопределения Низкая мотивацияк обучениюОтсутствие системыметодов формированияинформационнойкомпетенцииНизкий уровеньинформационнойграмотности

Слайд 6Противоречия
1. Между существующим подходом в обучении,
приводящим к низкой

информационно-коммуникационной компетенции и социальным заказом общества по формированию личности, способной жить и работать в современных условиях.

2. Между способами усвоения учебного материала,
предложенного традиционной системой и овладением новыми, в том числе информационными технологиями, методами и приемами учебной деятельности.

3. Между тенденцией снижения мотивации к учению
и возрастающими требованиями к ученику.
Противоречия1. Между существующим подходом в обучении,   приводящим к низкой информационно-коммуникационной компетенции и социальным заказом общества

Слайд 7Актуальность проекта
Изменение образовательной политики: от знаниевого компонента к формированию познавательной,

рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности.

Информатизация системы образования.
Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как:
высокий уровень информационно-коммуникационной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей.

Современные педагогические технологии призваны направить внимание обучающихся на формирование собственной аргументированной позиции, способствовать формированию ключевых компетенций.
Актуальность проекта Изменение образовательной политики: от знаниевого компонента к формированию познавательной, рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности. Информатизация системы

Слайд 8Объект исследования:
процесс формирования информационной компетенции обучающихся.

Предмет исследования:
влияние

проектной деятельности на формирование информационной компетенции обучающихся 6-9 классов.



Объект исследования:  процесс формирования информационной компетенции обучающихся.Предмет исследования:  влияние проектной деятельности на формирование информационной компетенции

Слайд 9Цель проекта
Моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование информационно-коммуникационной компетенции

у обучающихся на уроках химии с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Цель проекта  Моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование информационно-коммуникационной компетенции у обучающихся на уроках химии с

Слайд 10Задачи
1
2
3
4
Определить наиболее эффективные методы

и технологии развития у учащихся
информационно-коммуникационной компетенции

Развивать познавательную самостоятельность,
обучая исследовательской и проектной деятельности

Повысить качество и результативность
обучения по химии

Индивидуализация обучения,
направленная на интересы и потребности учащихся

Задачи1234       Определить наиболее эффективные методы

Слайд 11Планируемые результаты
Вовлечение обучающихся в
активный познавательный
процесс
Повышение уровня
учебной мотивации
Положительная динамика
качества обучения

химии

Повышение уровня сформированности
информационной компетенции
обучающихся

Повышение уровня творческой
активности детей

Создание благоприятного
психологического климата
в школьном коллективе

Планируемые результатыВовлечение обучающихся вактивный познавательныйпроцессПовышение уровня учебной мотивацииПоложительная динамика качества обучения химииПовышение уровня сформированностиинформационной компетенции обучающихсяПовышение уровня

Слайд 12Дидактическое обеспечение проекта
ЦОР
Задания на развитие
информационной
компетенции
Тестовые задания

Презентации
к урокам
Ресурсы сети
Internet
Электронные
учебники


Интерактивные
модели

Интерактивные
схемы

Тесты

Дидактическое обеспечение проектаЦОРЗадания на развитие информационной компетенцииТестовые заданияПрезентации к урокамРесурсы сетиInternetЭлектронныеучебники Интерактивныемодели Интерактивные схемыТесты

Слайд 13Творческие достижения
Учащихся
Учителя
Конкурсы
Конференции
Творческие работы
Конкурсы
Конференции
Публикации

Творческие достиженияУчащихся Учителя КонкурсыКонференцииТворческие работыКонкурсы Конференции Публикации

Слайд 14 Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Слайд 15Информационно-аналитический этап (2012г.):
изучение и анализ нормативных документов, литературы, ресурсов сети Internet;
изучение

педагогического опыта;
определение критериев диагностики уровня сформированности информационной компетенции;
выявление заданий, предполагающих сформированность информационной компетенции обучающихся в структуре КИМ ГИА и ЕГЭ;
выдвижение рабочей гипотезы проекта, формулирование его цели и задач, планирование результатов.

Информационно-аналитический этап  (2012г.):изучение и анализ нормативных документов, литературы, ресурсов сети Internet;изучение педагогического опыта;определение критериев диагностики уровня

Слайд 16 Уровни сформированности информационной компетенции (по М.Г. Загребиной)

Низкий
(обязательный)


Средний
(уровень
возможностей)


Продвинутый
(творческий)



общая ориентировка
ученика в способах
предполагаемой
деятельности;
знание того, где
основная информация
может находиться;
репродуктивное
воспроизведение
обобщённых учебных
умений по известным
алгоритмам;
«узнавание» новой
проблемы, возникшей
в знакомой ситуации;
наличие и принятие
любой помощи извне.

умение искать
недостающую информацию
для решения поставленной
проблемы в различных
источниках и работать с нею;
умение решать некоторые
практические задания в
знакомых ситуациях;
попытка переноса
имеющихся знаний, умений,
способов деятельности в
новую ситуацию;
готовность оказать
посильную помощь другим
участникам совместной
деятельности;
- минимальная помощь извне.

умение прогнозировать
возможные затруднения и
проблемы на пути поиска
решения;
умение проектировать
сложные процессы;
умелый перенос имеющихся
знаний, умений, способов
деятельности в новую
незнакомую ситуацию;
- отсутствие помощи извне;
оказание помощи другим
участникам совместной
деятельности;
умение отрефлексировать
свои действия.

Уровни сформированности  информационной компетенции  (по М.Г. Загребиной)  Низкий(обязательный) Средний(уровень возможностей) Продвинутый (творческий) общая

Слайд 17Критерии диагностики
уровня сформированности
информационной компетенции
(по М.Г. Загребиной)
Объект деятельности
(количество

и сложность
источников информации)

Способы деятельности
по извлечению
и первичной систематизации
искомой информации

Способы деятельности
по обработке
искомой информации

Критерии диагностики уровня сформированности информационной компетенции (по М.Г. Загребиной) Объект деятельности(количество и сложностьисточников информации)Способы деятельности по извлечению

Слайд 18Организационный этап
1. Анализ результативности и мотивации учебной деятельности.
2. Анкетирование обучающихся с

целью определения значимости применения компьютера на уроках химии
3. Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме.

Организационный этап1. Анализ результативности и мотивации учебной деятельности.2. Анкетирование обучающихся с целью определения значимости применения компьютера на

Слайд 19 Диаграмма мотивации учебной деятельности обучающихся
Сентябрь 2012 года

Диаграмма  мотивации учебной деятельности обучающихся  Сентябрь 2012 года

Слайд 20 Анкетирование обучающихся ( % выбора)
Интересен предмет химии

70
Были ли сложности с пониманием материала 30
Информация по химии полезна 56
Домашние задания по химии скучные 36
С удовольствием хожу на уроки химии 65
Имеется дома компьютер 80
Владеют навыками работы с компьютером 76
Участвовали в проектной деятельности 5
Анкетирование обучающихся ( % выбора) Интересен предмет химии

Слайд 21Анкетирование обучающихся ( % выбора)
Используемые программы
Word - 65%
Internet - 70%
Power

Point - 48%
Сканирование - 27%
Блокнот - 18%
Игры - 65%
 
Анкетирование обучающихся ( % выбора)Используемые программыWord -  65%Internet  - 70%Power Point  - 48%Сканирование -

Слайд 22 Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме

Изучение и анализ научно-методической  и психолого-педагогической  литературы по проблеме

Слайд 23II. Практический
1. Анализ и корректировка рабочих программ и тематического

планирования с целью внедрения современных образовательных технологий в процесс обучения химии.
2.Проектирование и проведение уроков, внеклассных мероприятий с использованием различных средств ИКТ.
3. Использование возможностей метода проектов для формирования информационно – коммуникационных компетенций обучающихся.
II. Практический  1. Анализ и корректировка рабочих программ и тематического планирования с целью внедрения современных образовательных

Слайд 24химия 9 класс

химия 9 класс

Слайд 25 Использование ИКТ в преподавании химии

Использование ИКТ  в преподавании химии

Слайд 26 Электронная база данных ресурсов Интернета
Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Биология» http://school-collection.edu.ru/collection


Вся биология: научно-образовательный портал http://www.sbio.info
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net
Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам http://zelenyshluz.narod.ru
Зооклуб: мегаэнциклопедия о животных http://www.zooclub.ru
Концепции современного естествознания: Биологическая картина мира: электронный учебник http://nrc.edu.ru/est
Мир животных: электронные версии книг http://animal.geoman.ru
Популярная энциклопедия «Флора и фауна»http://www.biodat.ru/db/fen/anim.htm
Проект Forest.ru: все о российских лесах http://www.forest.ru
Птицы Средней Сибири http://birds.krasu.ru
Растения: электронные версии книг http://plant.geoman.ru
Сохраняем и изучаем водоемы: экологический проект http://edu.greensail.ru
Центр охраны дикой природы: публикации по экологии http://www.biodiversity.ru
Экологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru
Олимпиады и конкурсы. Биомедицинская олимпиада школьников http://www.svb-ffm.narod.ru
Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников http://www.rosolymp.ru/
Электронная база данных  ресурсов Интернета Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Биология» http://school-collection.edu.ru/collection Вся биология: научно-образовательный

Слайд 27Электронные учебники

Электронные учебники

Слайд 28Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование

Слайд 29Проекты и презентации учителя





Проекты и презентации учителя

Слайд 30

Проекты и презентации учеников

Проекты и презентации учеников

Слайд 31Внеклассная работа
постоянно действующие внеклассные занятия
( кружки, дополнительное образование)

Внеклассная работапостоянно действующие внеклассные занятия ( кружки, дополнительное образование)

Слайд 32 эпизодические (викторины, конкурсы, конференции, олимпиады, КВНы)

эпизодические  (викторины, конкурсы, конференции, олимпиады, КВНы)

Слайд 33Неделя биологии

Неделя биологии

Слайд 34III. Аналитический
1. Анализ результативности проекта
2. Обобщение опыта работы на школьном и

муниципальном уровне.

III. Аналитический1. Анализ результативности проекта2. Обобщение опыта работы на школьном и муниципальном уровне.

Слайд 35Сравнительная диаграмма мотивации учебной деятельности обучающихся

Сравнительная диаграмма мотивации учебной деятельности обучающихся

Слайд 36Результативность проекта

Результативность проекта

Слайд 37Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

Слайд 38Участие в олимпиадах

Участие в олимпиадах

Слайд 39Результаты участия в олимпиадах

Результаты участия в олимпиадах

Слайд 40Участие в творческих конкурсах
Муниципальный уровень
- Фестиваль школьных агитбригад «Я выбираю

спорт, как альтернатива пагубным привычкам» - 1 место;
- Фестиваль школьных агитбригад
«Здоровая еда - здоровое поколение» -
2 место;
- Конкурс исследовательских работ
обучающихся, посвященный Всемирному
дню борьбы с туберкулез –1, 2 места;

Участие в творческих конкурсахМуниципальный уровень - Фестиваль школьных агитбригад «Я выбираю спорт, как альтернатива пагубным привычкам» -

Слайд 41Участие в творческих конкурсах
Региональный уровень
- «Юннат 2011» - призер;

- Конкурс «Юные тимирязевцы» - участники;
- Конкурс «ВИЧ. СПИД» - победитель, призер;
- Проект по созданию школьных питомников «Больше кислорода»- участники;
- Конкурс «Зеленая планета» - участники.

Участие в творческих конкурсахРегиональный уровень - «Юннат 2011» - призер; - Конкурс «Юные тимирязевцы» - участники; -

Слайд 42 Анализ уровня мотивации учебной деятельности обучающихся

Анализ уровня мотивации учебной деятельности обучающихся

Слайд 43Обобщение опыта работы
Выступления:
- на педсоветах образовательного учреждения
- на РМО учителей химии

Участие в муниципальном творческом конкурсе: «Интеграция информационно-коммуникационных технологий с современными педагогическими технологиями».


На сайте ProШколу
размещены материалы:
проекты и
презентации, доклады,
материалы
по методической работе

На сайте «Открытый класс»
размещен проект
«СПИД – глобальная
проблема человечества»

На сайте Тамбов –ВИКИ
размещен материал
о здоровом образе жизни

Обобщение опыта работыВыступления:- на педсоветах образовательного учреждения- на РМО учителей химии  Участие в муниципальном творческом конкурсе:

Слайд 44Выводы

Выводы

Слайд 45Ресурсы
 1.    Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных  технологий   на   уроках   биологии . Международный конгресс «Информационные

 технологии  в образовании».– г. Москва.-2003.
2.    Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные  технологии  в сфере образования //Школьные  технологии .- 2001.- №3.
3.    Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных  технологий   на   уроках   биологии  //Биология в школе.- 2008.- №16.
4.    Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения //Школьные  технологии .-2004.-№3.
5.    Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья  или враги? //Биология в школе.-2007.-№ 13.
6. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,2003.
7. Бурмакина В.Ф. ИКТ-компетентность учащихся.(http//www.sitos.rnesi.ru)
8. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое/ Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005;
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.:Издательский центр «Академия», 2007.
10. Ресурсы Интернет.



Ресурсы 1.    Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных  технологий   на   уроках   биологии . Международный конгресс «Информационные  технологии  в образовании».– г. Москва.-2003.2.    Андреев

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть