Презентация, доклад по геометрии на тему Параллелепипед в прикладных задачах (10 класс)

Содержание

Цивилизация геометрии. Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Сегодня уже в начале 21-го столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания

Слайд 1 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Методическое пособие для учащихся 10 классов

«Параллелепипед в прикладных задачах».

Составил
учитель математики
высшей категории
Гавинская Елена Вячеславовна.



г.Калининград
2016-2017 учебный год

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение       средняя общеобразовательная школа № 45

Слайд 2

Цивилизация геометрии.

Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!».

Сегодня уже в начале 21-го столетия мы можем повторить это восклицание с еще большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и даже рекламные ролики. Воистину, современная цивилизация - это Цивилизация Геометрии.
Цивилизация геометрии. Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Сегодня уже в начале 21-го столетия

Слайд 3Параллелепипед - поверхность, составленная из двух равных параллелограммов ABCD и A1B1C1D1

и четырех параллелограммов.

Прямоугольный параллелепипед – это параллелепипед у которого основания прямоугольники, а рёбра перпендикулярны основанию.


Словарик.

Параллелепипед - поверхность, составленная из двух равных параллелограммов ABCD и A1B1C1D1 и четырех параллелограммов.Прямоугольный параллелепипед – это

Слайд 4Словарик.
Пирамида – это многогранник, у которого одна грань ( основание

пирамиды ) – это произвольный многоугольник (ABCDE), а остальные грани ( боковые грани ) – треугольники с общей вершиной S, называемой вершиной пирамиды. Перпендикуляр SO, опущенный из вершины пирамиды на её основание, называется высотой пирамиды.

B

C

D

A

F

E

S

O

Словарик. Пирамида – это многогранник, у которого одна грань ( основание пирамиды ) – это произвольный многоугольник (ABCDE),

Слайд 5Проблема.
У моих знакомых появился хомячок. Но обычные клетки, которые мы

можем видеть в большом количестве на рынке, их не устраивают. Они бы хотели какую-нибудь оригинальную клетку. Поэтому я решила помочь им: построить двухэтажную клетку с домиком в виде четырёхугольной пирамиды, какой точно ни у кого не будет.


Что же делать???

Проблема. У моих знакомых появился хомячок. Но обычные клетки, которые мы можем видеть в большом количестве на

Слайд 6Цель.
Выяснить, сколько потребуется материалов, чтобы построить такую клетку, используя знания

из курса геометрии.
Цель. Выяснить, сколько потребуется материалов, чтобы построить такую клетку, используя знания из курса геометрии.

Слайд 7


Геометрическая задача.
Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1 с сечением KLMN, параллельным основанию,

вырезом в сечении EFQT и вписанной в параллелепипед пирамидой LSPBC.

A

B

C

D

A1

B1

C1

D1

K

L

M

N

P

S

E

F

T

Q

Геометрическая задача. Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1 с сечением KLMN, параллельным основанию, вырезом в сечении EFQT и вписанной

Слайд 8Практическая задача.
Нам необходимо:
выяснить, сколько проволоки понадобится, если на 1 м2

приходится 101 м проволоки;*
найти количество пластмассы, необходимое для изготовления домика для хомячка;
найти Sполной поверхности параллелепипеда.


1см


100 см


100 см

* Расстояние между прутиками примем за 1 см, тогда на 1 м2 потребуется 101 прутик, т.е. 10100 см проволоки.

Практическая задача. Нам необходимо:выяснить, сколько проволоки понадобится, если на 1 м2 приходится 101 м проволоки;*найти количество пластмассы,

Слайд 9

Построение сечения.
А
В
С
D
A1
B1
D1
C1
K
M
L
N
Пусть точки K, L, M, лежат на параллельных ребрах

параллелепипеда, причем А1К=КА, В1L=LB, С1M=MC.
Чтобы построить плоскость KLM, необходимо:
соединить отрезками точки, принадлежащие одной грани, т.е. соединим точку K с точкой L, а точку L с точкой M.
затем провести параллельные отрезки на противоположных гранях, т.е. проведём MN II KL и KN II LM.
получим прямоугольное сечение KLMN.

При построении сечения параллелепипеда на рисунке следует учитывать тот факт, что если секущая плоскость пересекает две противоположные грани по каким-то отрезкам, то эти отрезки параллельны.







Построение сечения. АВСDA1B1D1C1KMLNПусть точки K, L, M, лежат на параллельных ребрах параллелепипеда, причем А1К=КА, В1L=LB, С1M=MC. Чтобы

Слайд 10



Решение задачи.
Дано: АВCDA1B1C1D1-прямоугольный параллелепипед, KLMN-сечение, (КLM) ll (ABC), EFQT-параллелограмм, LSPBC-вписанная

пирамида; Окр.(О;r); r=5 см; А1К=КА, В1L=LB, С1M=MC, D1N=ND; AB=40 см; BC=20 см; BB1=50 см; AP=BP; DS=SC; EF=8 см, ET=5 cм; α=300
Найти: Sполн.параллелепипеда ; Sполн. LSPBC
SKLMN - SEFQT

A

B

C

D

A1

B1

C1

D1

K

L

M

N

E

F

Q

T

P

S


α


Решение задачи. Дано: АВCDA1B1C1D1-прямоугольный параллелепипед, KLMN-сечение, (КLM) ll (ABC), EFQT-параллелограмм, LSPBC-вписанная пирамида; Окр.(О;r); r=5 см; А1К=КА, В1L=LB,

Слайд 11



Решение задачи.

A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
K
L
M
N
E
F
Q
T
P
S

α

Решение:
S ABCDA1B1C1D1= 2SABCD + Sбок
Но Sбок. = Pосн. ×

ВВ1 (т.к. АВCDA1B1C1D1 –
прямоугольный параллелепипед, по
условию, т.е. ВВ1- высота
параллелепипеда), и Pосн. = (AB+BC) ×2 =>
Pосн. = (40+20) × 2= 120 (см), значит,
Sбок. = 120 × 50= 6000 (см2).
Но SABCD= AB × BC (т.к. ABCD - прямоугольник);
SABCD=40 × 20=800 (см2)
Значит, Sполн.=2 × 800 + 6000 = =7600(см2)
Решение задачи. ABCDA1B1C1D1KLMNEFQTPSαРешение:S ABCDA1B1C1D1= 2SABCD + SбокНо Sбок. = Pосн. × ВВ1 (т.к. АВCDA1B1C1D1 – прямоугольный параллелепипед,

Слайд 12



Решение задачи.

A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
K
L
M
N
E
F
Q
T
P
S

α


2) AP=PB (по условию) =>PB=1/2 × AB=
=20 (см).
DS=SC (по

условию) =>
SC=1/2 × DC= 20 (см).
PB=SC=20 (см).
Но AB II DC (т.к. ABCD-параллелограмм),
т.е. SC II PB.
Получили:
PB II SC PBCS – параллелограмм.
PB = SC


=>

=>


=>

Решение задачи. ABCDA1B1C1D1KLMNEFQTPSα2) AP=PB (по условию) =>PB=1/2 × AB==20 (см).DS=SC (по условию) =>SC=1/2 × DC= 20 (см).

Слайд 13



Решение задачи.
3) PBCS – параллелограмм (доказали)
Но AB BC (по

условию) и PS=PB=SC=BC=20 (см)
PBCS-квадрат
Значит, Sполн. LSCBP.= Sбок. + Sосн. =
= SLBP + SLBC +SLCS + SLSP + SPBCS.
а)SLBP=1/2 × LB ×PB, но LB= 1/2 × BB1=25 cм, PB= 1/2 × AB=20 cм, т.е. SLBP=1/2 × 25 × 20 = 250 (см2)
б) SLBC= 1/2 × LB × BC, т.е. SLBC= 1/2 × 25 × 20 = 250 (см2)

A

B

C

D

A1

B1

C1

D1

K

L

M

N

E

F

Q

T

P

S


α



Решение задачи. 3) PBCS – параллелограмм (доказали)Но AB  BC (по условию) и PS=PB=SC=BC=20 (см)

Слайд 14



Решение задачи.
4) В квадрате PBCS проведем диагональ BS.
LB (ABC)

(т.к. ABCDA1B1C1D1 –
прямоугольный параллелепипед)
BS (ABC)
LB BS (по определению)
в прямоугольном LBS по теореме Пифагора LS2 = LB2 + BS2, но в прямоугольном PBS (где SPB=
=900 т.к. PBCS-квадрат, из доказанного) по теореме Пифагора
BS2=SP2+PB2, т.е. BS2=202+202=
=800 (cм2), значит, LS2=252+800=1425, т.е. LS 37,75(см)

A

B

C

D

A1

B1

C1

D1

K

L

M

N

E

F

Q

T

P

S


α





Решение задачи. 4) В квадрате PBCS проведем диагональ BS.LB  (ABC) (т.к. ABCDA1B1C1D1 – прямоугольный параллелепипед)BS

Слайд 15


6)а)В прямоугольном LBC
(где LBС=900,т.к. LB (ABC) из

доказанного ) по теореме Пифагора LC2 = LB2+BC2, т.е. LC2= 252+202=
=1025 LC 32,02 (см)
б)В прямоугольном LBP (где LBP=900, т.к. LB (ABC) из доказанного),
по теореме Пифагора
LP2= LB2+BP2, т.е. LP2=252+202=1025
LP 32,02 (см)

LC=LP

Решение задачи.

A

B

C

D

A1

B1

C1

D1

K

L

M

N

E

F

Q

T

P

S


α





6)а)В прямоугольном  LBC(где  LBС=900,т.к. LB   (ABC) из доказанного ) по теореме Пифагора LC2

Слайд 16



Решение задачи.
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
K
L
M
N
E
F
Q
T
P
S

α




7) В LSP и LSC :
LS

– общая
SP=SC (т.к. PBCS-квадрат из доказанного)
LP=LC (из доказанного)
LSP = LSC (по трем сторонам), значит SLSP=SLSC
8) SLSP =

где p-полупериметр,p = ,
p= 44,89 см, значит, SLSP=
=
315 см2, значит SLSP=SLSC 315(cм2)



Решение задачи. ABCDA1B1C1D1KLMNEFQTPSα7) В  LSP и  LSC : LS – общаяSP=SC (т.к. PBCS-квадрат из доказанного)LP=LC

Слайд 17



Решение задачи.
A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
K
L
M
N
E
F
Q
T
P
S

α

9)
Sполн. LSCBP.= Sбок. + Sосн. =
= SLBP +

SLBC +SLCS + SLSP + SPBCS.

Т.к. SPBCS = PB2, т.к. PBCS – квадрат (из доказанного), т.е. SPBCS = 400 (cм2)
Т.к. Sбок. =250+250+315+315=1130 (см2)
Sполн. LSCBP= 400+1130 = 1530 (см2)
10) Найдём площадь круга, ограниченного окружностью (О;r):
Sкр. = r2, т.е. S = 3,14 × 52 = 78,5 (см2)

11)Найдём площадь полной
поверхности пирамиды без отверстия
в ней :
S = SLSCBP – Sкр = 1530 – 78,5 =
= 1451,5 (см2)



Решение задачи. ABCDA1B1C1D1KLMNEFQTPSα9) Sполн. LSCBP.= Sбок. + Sосн. == SLBP + SLBC +SLCS + SLSP + SPBCS.Т.к.

Слайд 18



Решение задачи.

A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
K
L
M
N
E
F
Q
T
P
S

α

12) SKLMN = KL × LM
(т.к. KLMN – прямоугольник).
Но

KL = AB и LM = BC как расстояния между параллельными прямыми
AA1II BB1 и BB1IICC1 соответственно, т.е. KL = 40 см, LM = 20 см.
Значит, SKLMN = 40 × 20 = 800 (см2)
13) Найдём площадь выреза EFQT в сечении :
SEFQT = EF × ET × sin α, т.е.
SEFQT = 8 × 5 × sin300 = 40 × ½ = =20(см2)
Решение задачи. ABCDA1B1C1D1KLMNEFQTPSα12) SKLMN = KL × LM(т.к. KLMN – прямоугольник).Но KL = AB и LM =

Слайд 19



Решение задачи.

A
B
C
D
A1
B1
C1
D1
K
L
M
N
E
F
Q
T
P
S

α

14) Найдём площадь сечения без выреза :
S = SKLMN

– SEFQT = 800 – 20 = 780 (см2)
Решение задачи. ABCDA1B1C1D1KLMNEFQTPSα14) Найдём площадь сечения без выреза :S = SKLMN – SEFQT = 800 – 20

Слайд 20сколько понадобится проволоки и пластмассы, чтобы сделать такую клетку.
1) 7600+780+26=8406 (см2)

- на такую площадь необходимо рассчитать количество проволоки.
2) Т.к. на 1 м2 или на 10000 см2 необходимо 101 м или 10100 см проволоки, то на всю клетку, т.е. 8406 см2 потребуется:

10000см2 – 10100 см

8406 см2 - x см.
Значит, x = = 8490,06 (см) или x 85 м.
3)Т.к. SLPBCS = 1451,5 (см2), то на домик потребуется 1452 см2 пластмассы.

Выясним:

сколько понадобится проволоки и пластмассы, чтобы сделать такую клетку.1) 7600+780+26=8406 (см2) - на такую площадь необходимо рассчитать

Слайд 21
Т.к. прутики будут располагаться по поверхности параллелепипеда, площади сечения без выреза

и по периметру выреза, то нам нужно рассчитать, сколько проволоки потребуется на такую площадь:
7600+780+26=8406 (см2), где
7600 см2 – площадь полной поверхности параллелепипеда;
780 см2 – площадь сечения без выреза;
26 см2 – периметр выреза в сечении.




A

B

C

D

A1

B1

C1

D1

K

L

M

N

E

F

Q

T

S

P

Т.к. прутики будут располагаться по поверхности параллелепипеда, площади сечения без выреза и по периметру выреза, то нам

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть