Слайд 1(учебник Геометрия, 7-9,
авторы: Л.С. Атанасян и др.)
Автор: Травкина Т.Д., учитель
математики,
МБОУ СОШ с. Красногорск, Томаринского района, Сахалинской области
Геометрия – 7
Опорные конспекты к главе
«Начальные геометрические сведения»
Слайд 2Начальные геометрические сведения
§ 1. Прямая и отрезок
§ 2. Луч и угол
§
3. Сравнение отрезков и углов
§ 4. Измерение отрезков
§ 5. Измерение углов
§ 6. Перпендикулярные прямые
Упражнения §1
Упражнения §2
Упражнения§3
Упражнения §4
Упражнения §5
Упражнения §6
Учителю
Слайд 3Точка (punctum) – результат мгновенного касания.
F
Прямая линия (line) – льняная нить.
Для
изображения прямой используем линейку.
§ 1. Прямая и отрезок
a
Fa – точка F не лежит
на прямой a
А
Аa – точка А лежит
на прямой a
Прямая a
Р
Прямая АР или
Отрезок РА или
РА
АР
Слайд 5Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 1. Прямая и отрезок
Назовите прямую.
Назовите все отрезки.
3.
Назовите точки, лежащие на прямой.
4. Назовите точки, не лежащие на прямой.
Слайд 6Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 1. Прямая и отрезок
Назовите все отрезки:
а) на
которых лежит точка С;
б) на которых лежит точка В.
Слайд 7Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 1. Прямая и отрезок
Опишите взаимное расположение точек
A, B, P, Q, R и прямой a, используя символы и .
Слайд 8§ 2. Луч и угол
a
O
Точка О разделяет прямую а на две
части – лучи, исходящие из точки О.
В
Обозначение: луч а, луч ОВ,
О – начало луча ОВ и луча а.
О
В
А
Угол – геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей исходящих из этой точки.
Обозначение: AOB, О,kh
лучи ОА и ОВ - стороны О
лучи k и h - стороны kh
O – вершина AOB
F – вершина kh
Слайд 9Луч и угол
Угол называется развернутым, если обе его стороны лежат на
одной прямой.
Развернутые углы:
AOB, hp
Внешняя
область угла
с
Луч с делит угол kh на два угла:
kc, ch
Внутренняя
область угла
Слайд 11Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 2. Луч и угол
Какие из точек лежат
внутри угла hk ?
Какие из точек лежат вне угла hk ?
Слайд 12Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 2. Луч и угол
Назовите все углы, образованные
данными лучами.
Слайд 13Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 2. Луч и угол
Какие из лучей делят
угол АОВ на два угла?
Слайд 14Две фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.
Середина отрезка –
это
точка отрезка, делящая его пополам.
§ 3. Сравнение отрезков и углов
АС = СВ
Точка С – середина отрезка АВ.
определяемое понятие
характеризующее свойство
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла.
m – биссектриса угла hk
Слайд 15Сравнение отрезков и углов
Знать:
Слайд 16Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 3. Сравнение отрезков и углов
Найди ошибку:
АВ
– биссектриса угла А.
Слайд 17Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 3. Сравнение отрезков и углов
Отрезки AB, BC,
CD и DE равны.
Укажите: а) середины отрезков АС, АЕ и СЕ;
б) отрезок, серединой которого является точка D;
в) отрезки, серединой которого является точка С.
Слайд 18Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 3. Сравнение отрезков и углов
На рисунке углы,
обозначенные цифрами, равны. Укажите:
а) биссектрису каждого из углов AOC, BOF, AOE;
б) все углы, биссектрисой которых является луч ОС.
О
Слайд 19Измерить отрезок – выразить его длину некоторым положительным числом, выбрав единицу
измерения.
§ 4. Измерение отрезков
MN = 6 см
Свойство длин отрезков:
1) равные отрезки имеют равные длины;
2) меньший отрезок имеет меньшую длину;
3) когда точка делит отрезок на два отрезка, длина всего отрезка равна сумме длин этих отрезков.
АС = 2 см
СВ = 7,5 см
АВ = 9,5 см
АС+СВ = АВ
MN > АС в 3 раза, то
MN = 3АС
Слайд 20Измерение отрезков
Знать:
1 км = 1000 м
Слайд 21Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 4. Измерение отрезков
Найдите длины всех отрезков,
изображённых на рисунке, если за единицу измерения принят отрезок: а) KL; б) AB.
A
B
C
D
E
F
K
L
P
Q
Слайд 22Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 4. Измерение отрезков
Точка В делит отрезок АС
на два отрезка. Найдите длину отрезка АС, если АВ = 3,7 см, ВС = 62 мм.
Слайд 23Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 4. Измерение отрезков
Точки А, В, С лежат
на одной прямой. Известно, что АВ = 12 см, ВС = 17,5 см. Какой может быть длина отрезка АС?
Слайд 24Упражнение 4
Начальные геометрические сведения
§ 4. Измерение отрезков
Точка С - середина отрезка
АВ, точка О – середина отрезка АС. Найдите АС, СВ, АО и ОВ, если ОВ = 2 см.
Слайд 25§ 5. Измерение углов
Градусная мера угла – это положительное число, которое
показывает , сколько раз градус и его части укладываются в данном угле.
транспортир
?
h
k
hk = 1
Свойства:
1) равные углы имеют равные градусные меры;
2) меньший угол имеет меньшую градусную меру;
3) когда луч делит угол на два угла, градусная мера всего угла равна сумме градусных мер этих углов.
АОВ = ВОС =20
АОС = 40
АОВ < АОС
АОС = АОВ + ВОС
Слайд 26Измерение углов
Измерение градусной меры угла при помощи транспортира
Совместить вершину угла
с центром транспортира;
2) Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира ( т. е совместить с 0- он на внутренней шкале).
120
ВОА = 120
3) Второй луч проходит через отметку 120 по внутренней шкале транспортира.
Слайд 28Измерение углов
Луч ОС делит угол АОВ на два угла. Найдите угол
АОВ, если АОС = 2742, СОВ = 8725
Упражнения
Решение:
АОВ = АОС + СОВ ( по свойству 3)
АОВ = 2742 + 8725 = 11467= 114 + 1 + 7= 115 7
Ответ: АОВ = 115 7
Пример 1
Слайд 29Измерение углов
Упражнения
Решение:
Пусть меньший угол НОР равен х, тогда угол РОТ
равен 2х.
НОТ = НОР + РОТ ( по свойству 3)
Составим уравнение:
х + 2х = 72
3х = 72
х = 72:3
х = 24 – угол НОР
Ответ: НОР = 24
Пример 2
Угол НОР является частью угла НОТ. Известно, что НОТ = 72, НОР в 2 раза меньше угла РОТ. Найдите угол НОР.
Н
Т
О
72
Р
х
2х
Слайд 30Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 5. Измерение углов
46. (с. 21) а)Найдите
градусные меры углов AOX, BOX, AOB, COB, DOX;
б) назовите углы, равные 20;
в) назовите равные углы.
Слайд 31Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 5. Измерение углов
51. (с. 21)
Угол AOD – прямой,
AOB = BOC = COD. Найдите угол, образованный биссектрисами углов AOB и COD
Слайд 32Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 5. Измерение углов
49. (с. 21) Луч
ОС делит угол AOB на два угла. Найдите угол АОС, если АОВ = 155, а угол АОС на 15 больше угла СОВ.
C
155
Слайд 33Продолжим сторону ОВ до прямой BD.
§ 6. Смежные углы (перпендикулярные прямые)
D
Получили
два угла:
ВОА и АОD у них
ВОА и АОD
ОА – общая сторона
ОВ и ОD – продолжения одна другой.
- смежные углы
ВОD – развернутый угол
ВОА + АОD = ВОD
ВОА + АОD = 180
Свойство: сумма смежных углов равна 180.
Построение угла смежного данному.
d
Два угла называются смежными, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой.
В
А
О
Слайд 34Продолжим сторону ОВ до прямой BD.
Вертикальные углы (перпендикулярные прямые)
D
Продолжим сторону ОА
до прямой АС.
ВОА и СОD
вертикальные
углы
3 и 1 - смежные
3 и 2 - смежные
Свойство: вертикальные углы равны.
1
2
3
4
С
3 + 1 = 180
3 + 2 = 180
1 = 2
Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого.
3 = 4
В
А
О
Слайд 35§ 6. Перпендикулярные прямые
1 = 90º
D
В
А
С
1
?
?
?
О
Две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если
они образуют четыре прямых угла.
Обозначение: АС BD
с
d
с d
Две прямые перпендикулярные к третьей не пересекаются.
m
с d, m c,
то d и m не пересекаются.
Построение перпендикулярных прямых
Слайд 38Смежные углы
Пример 1
Найди ошибку:
hk и kn – смежные углы.
Слайд 39Смежные углы
Упражнения
Пример 2
Найдите угол, смежный с углом АВС, если а)
АВС = 27; б)АВС = 8725
Решение:
По свойству смежных углов: сумма смежных углов равна 180, тогда угол, смежный углу АВС равен:
а) 180 – 27 = 153
б) 180 – 8725= 17960 – 8725= 9235
Ответ: а) 153; б) 9235
Слайд 40Смежные углы
Упражнения
Пример 3
Найдите смежные углы hk и kl, если hk
меньше kl на 30.
Решение:
Пусть меньший угол hk равен х, тогда угол kl равен (х + 30).
По свойству смежных углов: сумма смежных углов равна 180, тогда можно составить уравнение:
х + (х + 30) =180
2х + 30 =180
2х =180 – 30
х =150 : 2
х =75 – меньший угол hk
2) 75 + 30 = 105 – угол kl
Ответ: hk = 75; kl = 105
х
х + 30
Слайд 41Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 6. Смежные углы
60. (с. 24) Верно
ли утверждение: если смежные углы равны, то они прямые?
63. (с. 24) Даны два равных угла. Равны ли смежные с ними углы?
Слайд 42Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 6. Смежные углы
61. (с. 24) Найдите
смежные углы hk и kl, если: б) hk больше kl на 120.
г) hk = 3kl.
62. (с. 24) На рисунке углы BOD и COD равны. Найдите угол AOD, если СОВ = 148
Слайд 43Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 6. Смежные углы
64. (с. 24) Найдите
изображённые на рисунке углы: а) 1, 3 ,4, если 2 = 117;
б) 1, 2, 4, если 3 = 4327
Слайд 44Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 6. Вертикальные углы
66. (с. 25) На
рисунке найдите углы 1, 2, 3, 4, если: а) 2 + 4 = 220;
в) 2 – 1 = 30;
Слайд 45Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 6. Вертикальные углы
65. (с. 25) Найдите
неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если: б) сумма трёх углов равна 220.
Слайд 46Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 6. Вертикальные углы
68. (с. 25) На
рисунке АОВ = 50, FOE = 70. Найдите углы AOC, BOD, COE и COD.
Слайд 47Упражнение 1
Начальные геометрические сведения
§ 6. Перпендикулярные прямые
Какие прямые на рисунке
перпендикулярны?
Слайд 48Упражнение 2
Начальные геометрические сведения
§ 6. Перпендикулярные прямые
Через точку А, не
лежащую на прямой с, проведены 5 прямых, пересекающие прямую с. Сколько из них не перпендикулярны к прямой с?
Слайд 49Упражнение 3
Начальные геометрические сведения
§ 6. Перпендикулярные прямые
69. (с. 25) Прямая
а пересекает стороны угла А в точках Р и Q. Могут ли обе прямые AP и AQ быть перпендикулярными к прямой а?
Слайд 50Систематическое изучение геометрии начинается с 7 класса, формируется понятийный аппарат планиметрии,
учащиеся впервые знакомятся с теоремами, осваивают формулировки, учатся доказывать их и применять при решении задач.
Для того, чтобы подвести учащихся к новому понятию, теореме мы используем принцип наглядности, в этом неоценимую помощь оказывают опорные конспекты-презентации.
Данная презентация содержит элементы навигации: переход к упражнениям из учебника, переход к оглавлению после каждого параграфа и его практической части.
Презентация содержит практические задания из учебника (Геометрия, 7-9, авторы: Л.С. Атанасян и др.) к каждому параграфу главы «Начальные геометрические понятия».
Поэтому её можно использовать как на уроках «открытия нового знания», так и на уроках обобщающего повторения, а так же при первичном закреплении понятия, при самостоятельной работе с самопроверкой по эталону.