Презентация, доклад Краеведение в системе школьного образования предметов естественно-научного цикла

Содержание

На этапе основного общего среднего образования происходит включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить   эксперимент,

Слайд 1 Краеведение в системе школьного образования предметов естественно-научного цикла

Ярошенко М.В.

Краеведение в системе школьного образования предметов естественно-научного цикла Ярошенко М.В.

Слайд 2 На этапе основного общего среднего

образования происходит включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить   эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,  доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение учащихся в проектную

Слайд 3
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение

математики, физики, географии в условиях реализации краеведческого принципа которое призвано обеспечить: 1. Формирование системы знаний как компонента естественнонаучной картины мира; 2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; 3. Выработку понимания общественной потребности в развитии наук, а также формирование отношения к школьным предметам как к возможной области будущей практической деятельности.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение математики, физики, географии в условиях реализации

Слайд 4 Одним из направлений при обучении и воспитании

личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.         Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Воронежская область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Воронежская земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.         Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.
Одним из направлений при обучении и воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует

Слайд 5

«От известного к неизвестному» «От близкого к далекому»

Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, района, города, поселка или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм учебной и внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.


Слайд 6
Учитель должен хорошо знать свой край, систематически его изучать и владеть

знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности.
В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса.
Учитель должен хорошо знать свой край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь

Слайд 7


Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу

или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.
Д.С. Лихачев





Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи –

Слайд 8Если хочешь сдвинуть мир – сдвинь себя. Латинская пословица.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд

и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество

Если хочешь сдвинуть мир – сдвинь себя. Латинская пословица.Базовые национальные ценности:ПатриотизмСоциальная солидарностьГражданственностьСемьяТруд и творчествоНаукаТрадиционные российские религииИскусство и

Слайд 9
В предметах естественнонаучного цикла

ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.
Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников.
Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета.
 




В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и

Слайд 10Особенности реализации краеведческого принципа:
Интегративность - восприятие родного края на основе глубоких

представлений, полученных учащимися при изучении различных аспектов;
Воспитательная функция - открывает перед учащимися возможности для нравственного поступка;
Деятельностный подход - заключается в выполнении школьниками самостоятельных и коллективных исследовательских работ, выходящих за рамки учебных задач.

Особенности реализации краеведческого принципа:Интегративность - восприятие родного края на основе глубоких представлений, полученных учащимися при изучении различных

Слайд 11Возможности использования краеведческого материала на учебных занятиях:
изучение краеведческого материала предшествует изучению

нового учебного материала;
краеведческий материал используется одновременно с изучением новой темы при выполнении заданий для самостоятельной работы;
изучение учебного материала темы заканчивается практической работой краеведческого характера.

Возможности использования краеведческого материала на учебных занятиях:изучение краеведческого материала предшествует изучению нового учебного материала;краеведческий материал используется одновременно

Слайд 12Недостаточно только иметь хороший разум, главное – это применить его. Р. Декарт
Внеклассная

работа -
направлена на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей учащихся, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, способствует профессиональная ориентация и организации социальной деятельности школьников в пределах своего края (района).
Недостаточно только иметь хороший разум,  главное – это применить его. Р. ДекартВнеклассная работа - 		направлена на

Слайд 13 Направления внеклассной работы:
Научно-познавательное
Историко-географическое
Экологическое
Экономическое
Эстетическое
Туристско-краеведческое и др.


Направления внеклассной работы:Научно-познавательноеИсторико-географическоеЭкологическоеЭкономическоеЭстетическое Туристско-краеведческое и др.

Слайд 14Организационные формы внеклассной работы:
Предметный кружок или кружки по интересам (клубы, общества);
Экскурсионно-краеведческая

работа (экскурсии в природу, на производство, на социальные объекты, походы и др.);
Краеведческие вечера, краеведческие олимпиады, викторины, игры, конференции, предметные недели и др.;
Социальная деятельность учащихся может быть как внутришкольной (изготовление средств обучения, открытие выставки, школьного дендрария, оформление кабинетов и др.),
так и внешкольной (пропаганда знаний среди населения, охрана природы своего края и др.).

Организационные формы внеклассной работы: Предметный кружок или кружки по интересам (клубы, общества);Экскурсионно-краеведческая работа (экскурсии в природу, на

Слайд 15
Профориентационная направленность учащихся
 в рамках реализации краеведческого аспекта на уроках предметов

естественно-научного цикла
 Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Для практической реализации этого направления работы можно использовать разные формы, методы и приемы проведения уроков с учетом краеведческого аспекта. Это могут быть: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-семинары, уроки-презентации, конференции, элективные курсы.


Профориентационная направленность учащихся в рамках реализации краеведческого аспекта на уроках предметов естественно-научного цикла Проблема профессионального самоопределения школьников является

Слайд 16

В процессе организации

краеведческой работы идет накопление краеведческого материала.
В процессе организации краеведческой работы идет накопление краеведческого материала.

Слайд 17


Использование краеведческого материала на уроках

Когда собрано необходимое количество краеведческого материала, как лучше использовать его на различных этапах урока, чтобы успешнее решать вопросы связи обучения школьным предметам с жизнью, с практической деятельностью людей. Краеведение не должно стать самоцелью учителя , потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку.
Использование краеведческого материала на уроках       Когда

Слайд 18
Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения

приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.
В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.


.

.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно

Слайд 19



Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть