Презентация, доклад на тему Урок решение задач по теме Статика

Содержание

Предметные: Продемонстрировать возможности поэтапного решения задач по теме «Статика» с использованием предложенного плана и отработать умение пользоваться им при решении задач различного уровня сложности;овладение алгоритмом решения расчетных задач на совместное применение условий равновесия твердых тел.Развивать умение

Слайд 1Разработка урока









Петухова Т.А.
Учитель физики МБОУ «Лицей №15»
им. акад. Ю.Б.Харитона
Г.

Саров

Решение задач по теме «Статика»

Разработка урокаПетухова Т.А. Учитель физики МБОУ «Лицей №15» им. акад. Ю.Б.ХаритонаГ. СаровРешение задач по теме «Статика»

Слайд 2Предметные: Продемонстрировать возможности поэтапного решения задач по теме «Статика» с использованием

предложенного плана и отработать умение пользоваться им при решении задач различного уровня сложности;
овладение алгоритмом решения расчетных задач на совместное применение условий равновесия твердых тел.
Развивать умение мыслить логически, выражать неизвестную величину из полученной формулы, совершенствовать счетные навыки ребят

Метапредметные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность;   работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Цели урока

Предметные: Продемонстрировать возможности поэтапного решения задач по теме «Статика» с использованием предложенного плана и отработать умение пользоваться

Слайд 3Цели урока
Учебные цели урока: актуализировать знания учащихся по статике и гидростатике,

закрепить, обобщить , углубить и систематизировать прикладные и фундаментальные знания в ходе решения задач. Учащиеся овладевают алгоритмом решения задач по гидростатике, приобретают навыки решения экспериментальных и расчетных задач по гидростатике.
развить знания, умения и навыки на учебном материале урока
Развивающие цели урока: устанавливать связи внутри физических понятий, теорий, законов, физической картины мира; выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий; устанавливать причинно-следственные связи между ними. Развитие общеучебных навыков: проведения эксперимента, оформления решения задачи, развитие культуры речи. развитие познавательного интереса учащихся…в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуаций

Воспитательные цели урока: воспитание коллективизма, умения работать в группе, терпимости к чужому мнению, взаимоуважения; воспитание добросовестного отношения к учебному труду, трудолюбия, аккуратности.
амостоятельности, добросовестности…

- творческого подхода к решению поставленных задач
Цели урокаУчебные цели урока: актуализировать знания учащихся по статике и гидростатике, закрепить, обобщить , углубить и систематизировать

Слайд 4Необходимое оборудование:
персональный компьютер;
проектор;
интерактивная доска;
карточки с текстами задач.
персональный лист контроля.

Необходимое оборудование:персональный компьютер;проектор;интерактивная доска;карточки с текстами задач. персональный лист контроля.

Слайд 6Актуализация знаний
Сформулировать условия равновесия твердых тел.
Дать определения момента силы; плеча силы.
Фронтальный

опрос учащихся с использованием слайдов презентации
Актуализация знаний Сформулировать условия равновесия твердых тел.Дать определения момента силы; плеча силы.Фронтальный опрос учащихся с использованием слайдов

Слайд 75 Н
12 Н
9 Н
0 Н
На столе лежат три книги. Значения сил

тяжести, действующих на каждую книгу, указаны на рисунке. Какова величина суммарной силы, действующей на книгу №2?

Следует щелкнуть по верному утверждению

5 Н12 Н9 Н0 ННа столе лежат три книги. Значения сил тяжести, действующих на каждую книгу, указаны

Слайд 8N·АС
N·ОС
N·ВС
0
На рисунке схематически изображена лестница АС, прислоненная к стене.
Чему равен момент

силы реакции опоры N, действующей на лестницу, относительно точки С?
N·АСN·ОСN·ВС0На рисунке схематически изображена лестница АС, прислоненная к стене.Чему равен момент силы реакции опоры N, действующей на

Слайд 9О2 О3
0
О2 В
О3 В
Однородный куб опирается одним ребром на пол, другим —

на вертикальную стену (см. рис.).Плечо силы упругости N относительно оси, проходящей через точку О3 перпендикулярно плоскости рисунка, равно
О2 О30О2 ВО3 ВОднородный куб опирается одним ребром на пол, другим — на вертикальную стену (см. рис.).Плечо силы

Слайд 1010 кН
20 кН
15 кН
5 кН
Труба массой М = 1 т лежит

на земле. Какую силу (в кН) надо приложить, чтобы приподнять краном трубу за один из ее концов?
10 кН20 кН15 кН5 кНТруба массой М = 1 т лежит на земле. Какую силу (в кН)

Слайд 110 Н·м
10 Н·м
20 Н·м
200 Н·м
Чему равен момент силы тяжести груза массой

40 кг, подвешенного на кронштейне АВС, относительно точки В, если АВ=0,5 м и угол α=450?
0 Н·м10 Н·м20 Н·м200 Н·мЧему равен момент силы тяжести груза массой 40 кг, подвешенного на кронштейне АВС,

Слайд 12
FТР·AB

0

FТР·CD

FТР·AM
На рисунке схематически изображена металлическая труба, прислонённая к гладкой стене. Каков

момент силы трения FTP, действующей на трубу, относительно точки A?
FТР·AB0FТР·CDFТР·AMНа рисунке схематически изображена металлическая труба, прислонённая к гладкой стене. Каков момент силы трения FTP, действующей на

Слайд 13Алгоритм при решении задач на равновесие тел:
Сделать рисунок, показать все силы,

действующие на тело (или тела системы),находящиеся в положении равновесия, выбрать систему координат и определить направление координатных осей.

2. Для тела, не имеющего оси вращения, записать первое условие равновесия в векторной форме ∑F = 0, затем записать это условие равновесия в проекциях на оси координат и получить уравнение в скалярной форме.

3. Для тела с закрепленной осью вращения следует определить плечи всех сил относительно этой оси и использовать второе условие равновесия (правило моментов): ∑М = 0. Если из условия задачи следует, что ось вращения тела не закреплена, то необходимо использовать оба условия равновесия. При этом положение оси вращения следует выбирать так, чтобы через нее проходило наибольшее число линий действия неизвестных сил.

4. Решить полученную систему уравнений и определить искомые величины.
Алгоритм при решении задач на равновесие тел:Сделать рисунок, показать все силы, действующие на тело (или тела системы),находящиеся

Слайд 15Рассматривается ход решения предложенной задачи №1 с пошаговой опорой на анимированный

слайд. Причем, делается акцент на каждом шаге на умение правильно использовать ранее изученный (и проработанный вначале урока) материал в процессе решения задачи. При решении задачи применяется и первое, и второе условия равновесия. Выбор оси вращения в центре шара устраняет момент неизвестной силы тяжести.
Рассматривается ход решения предложенной задачи №1 с пошаговой опорой на анимированный слайд. Причем, делается акцент на каждом

Слайд 16К гвоздю, вбитому в стенку, привязана нить, намотанная на катушку. Катушка

висит, касаясь стенки, как показано на рисунке. Радиус оси катушки r = 0,5 см, радиус ее щечек R = 10 см. Коэффициент трения между стенкой и катушкой μ = 0,1. При каком угле α между нитью и стенкой катушка висит неподвижно?

Задача №1

α

решение

К гвоздю, вбитому в стенку, привязана нить, намотанная на катушку. Катушка висит, касаясь стенки, как показано на

Слайд 17Решение:
Изобразим силы, действующие на катушку на рисунке.
mg
N
Fтр

T
2. Запишем условия равновесия

катушки в виде:

x

X: N – Tsinα = 0 (условие равновесия)

α

О: T·r - Fmp·R = 0. (правило моментов)

Учитывая, что Fmp = μN,
получаем

T·r = μTsinα·R

sinα=1⁄2

α=30°

sinα=r⁄μR

Решение:Изобразим силы, действующие на катушку на рисунке.mgNFтрT 2. Запишем условия равновесия катушки в виде:xX: N – Tsinα

Слайд 18Учащиеся выходят по очереди к доске и с опорой на предложенный

план решают остальные задачи №2, №3, №4 и сравнивают с предложенным решением
Учащиеся выходят по очереди к доске и с опорой на предложенный план решают остальные задачи №2, №3,

Слайд 19Цилиндр массой m = 150 кг удерживается на наклонной плоскости с

помощью ленты, с одной стороны закрепленной на наклонной плоскости, а с другой направленной параллельно плоскости. Найти силу натяжения ленты. Угол наклона плоскости α = 30°.

Задача №2

α

A

R

решение

Цилиндр массой m = 150 кг удерживается на наклонной плоскости с помощью ленты, с одной стороны закрепленной

Слайд 202T + mg + N = 0.
x: 2T − mgsinα= 0,
y:

N− mgcosα = 0.
T = mgsinα/2,
T = 3,7·102 H.

x

y

1 способ:

2 способ:
Применим правило моментов относительно оси, проходящей через точку A,
mg·d - T·2R = 0,
mg·Rsinα = T·2R
Откуда T = mgsinα/2.

Решение:

2T + mg + N = 0.x: 2T − mgsinα= 0,y: N− mgcosα = 0.T = mgsinα/2,

Слайд 21Задача №3 Однородный шар радиуса R подвешен на нити длиной ℓ, конец

которой закреплен на вертикальной стене . Точка крепления к шару находится на одной вертикали с центром шара. Каков должен быть коэффициент трения между шаром и стеной, чтобы шар находился в равновесии?

решение

Задача №3 Однородный шар радиуса R подвешен на нити длиной ℓ, конец которой закреплен на вертикальной стене

Слайд 22mg
N
Fтр
T
Α
Решение:
А
2. Правило моментов относительно
точки А:
N·R – F‪тр·R=0
Изобразим силы, действующие

на шар на рисунке.

=1

mgNFтрTΑ Решение:А2. Правило моментов относительно точки А:N·R – F‪тр·R=0Изобразим силы, действующие на шар на рисунке.=1

Слайд 23Задача №4.
Какой минимальной горизонтальной силой можно опрокинуть через ребро куб, лежащий

на горизонтальной плоскости?


F

решение

Задача №4.Какой минимальной горизонтальной силой можно опрокинуть через ребро куб, лежащий на горизонтальной плоскости? Fрешение

Слайд 24F
O
mg
Fтр
N
Решение:
в момент опрокидывания сила N проходит через эту точку О,

и ее момент равен нулю.

Сила F будет минимальной, когда она прикладывается к верхней грани куба

О: F·a= mg·½а

Для опрокидывания необходимо, чтобы при F = mg/2 кубик еще не начал скользить по плоскости.

Следовательно, mg/2 ≤ Fmp max = μmg,или μ ≥ 1/2.

(правило моментов)

FOmgFтрNРешение: в момент опрокидывания сила N проходит через эту точку О, и ее момент равен нулю.Сила F

Слайд 25Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой)
К вертикальной гладкой стене в точке А на

веревке длиной ℓ подвешен шар массой m. Какова сила натяжения веревки и сила давления шара на стену, если его радиус равен R?

решение

Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой)К вертикальной гладкой стене в точке А на веревке длиной ℓ подвешен шар

Слайд 26Возможное решение



Возможное решение

Слайд 27Итоги урока

Итоги урока

Слайд 28Домашнее задание:
Л.А.Кирик. Работа №25(дост. ур.7,8 ; выс.ур.1,2)

Домашнее задание:Л.А.Кирик. Работа №25(дост. ур.7,8 ; выс.ур.1,2)

Слайд 29Использованная литература
2. Л.А.Кирик. Физика. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы

по физике 9 класс. Москва, Илекса,2006

1.Физика. Механика.10 кл.:учеб. Для углубленного изучения физики под ред. Г.Я.Мякишева. М.: Дрофа

3. ЕГЭ2010. физика: сборник экзаменационных заданий/Авт.-сост. М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский. – М.:Эксмо.2010 (ЕГЭ ФИПИ)

Использованная литература  2. Л.А.Кирик. Физика. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике 9 класс. Москва, Илекса,20061.Физика.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть